Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №154

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Малый бизнес: как белка в колесе

Стагнация экономики и сжатие спроса со стороны населения больнее всего бьет по среднему и малому бизнесу. Уже несколько лет число предприятий этого сектора экономики стагнирует на уровне 6 миллионов, тогда как число занятых второй год подряд сокращается (16 млн в начале 2018 г – 15,3 млн в начале 2020 г).

Часть этого процесса безусловно можно списать на процесс обеления рынка, благодаря которому сокращается серая зона, а сбор налогов вырос на треть. Поэтому, если раньше многие усилия уходили на добычу наличных денег с помощью компаний-однодневок, то сегодня предпринимателей начинает беспокоить более важная проблема – повышение собственной эффективности.

Однако для этого нужны средства, а огромное количество малых и средних предприятий лишены доступа к заемным ресурсам, причем даже не из-за их дороговизны, а по причине накопленных ранее задолженностей. Поэтому сегодня, как никогда, требуется инвентаризация и повышение эффективности работы всех институтов развития, а также изменение приоритетов деятельности госбанков. Первые сегодня отчитываются не за результаты работы рецепиентов господдержки, а за освоение выделенных средств, а вторые – за выполнение собственных КПЭ, т.е. за максимизацию прибыли, а не помощь в решении общих задач национального развития. Если и те, и другие перейдут от имитационной модели реализации указов президента к реальной помощи малому и среднему бизнесу, это даст ощутимый импульс отечественной экономике.

Еще один момент, затрудняющий экономическую активность предпринимателей – нормативно-правовая база. Ежегодно в России принимается более 600 законов на федеральном уровне, плюс около 40 различных нормативно-правовых актов в день. Постоянные изменения не дают возможности бизнесу наладить стабильную работу, а тем более прогнозировать собственное развитие. Даже в целом позитивные документы ведут ко все новым изменениям бизнес среды, дополнительным расходам, а значит к росту себестоимости продукции и снижению доходности. В этих условиях даже регуляторная гильотина рассматривается некоторыми предпринимателями как фактор увеличения неопределенности рынка.

Здесь нельзя не упомянуть еще и дополнительные регуляторные инициативы правительства, каждая из которых по-своему оправдана и даже, возможно, необходима. Однако их поочередное введение ложится серьезным дополнительным бременем на бизнес. Всем известны проблемы, связанные с внедрением таких систем как ЕГАИС и «Платон». Не успели еще предприниматели оправиться от их последствий, как начали внедрять систему электронного ветеринарного контроля «Меркурий» и переход на онлайн-кассы. Только они начали полноценно работать, как принимается программа цифровой маркировки «Честный знак». Одновременно на этот процесс накладываются ведомственные разногласия по расширенной ответственности производителей за упаковку, и вложенные компаниями средства в организацию сбора и переработки оказываются ненужными вместе с отставленным зам министра экологии.

Напомню, что операторы всех указанных выше систем клятвенно заверяют бизнес, что участие в них малозатратно, забывая о том, что этот непрерывный вал дополнительных расходов все больше истончает прибыль компаний и ведет к росту их долгового бремени. Вот такой принцип бега «белка в колесе»…

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дезинфляционные риски продолжат и дальше преобладать над проинфляционными в экономике России в краткосрочном периоде, говорится в информационно-аналитическом комментарии ЦБ. Регулятор ждет, что инфляция в 2020 году составит 3,5-4%. В январе 2020 году годовая инфляция снизилась на 0,6 процентного пункта и составила 2,4%, это вызвано в первую очередь выходом из расчета прироста цен, связанного с повышением ставки НДС в январе 2019 г.

 

Руспродсоюз – одно из крупнейших отраслевых объединений, входящих в состав МЭС, объединяющее более 400 производителей и поставщиков продовольственных товаров. Руспродсоюз стоял у истоков создания Межотраслевого экспертного совета и на протяжении многих лет является нашим добрым партнером! От имени МЭС поздравляем Руспродсоюз с 10-летием работы!

 

Примерно каждый шестой рубль, ставший доходом россиян, — пенсия. К такому выводу пришли исследователи Росстата, проанализировав, откуда у нас появляются деньги на жизнь и как мы их тратим. «Наибольшая часть всех денежных доходов населения страны – 57,4% (по итогам 2018 года – более свежие данные еще обсчитываются) – приходится на зарплату, — пояснила начальник отдела макроэкономических расчетов показателей доходов и расходов населения Росстата Надежда Сучкова. – Потом идут социальные выплаты (19,1%), из которых 74% — пенсии. Следом – предпринимательская деятельность, к ней мы относим и сдачу квартир внаем, — 6,1%. Еще 4,6% приходятся на доходы от собственности: дивиденды, проценты по вкладам и так далее. Есть и еще одна статья – другие доходы. На них приходится 12,8% полученных россиянами денег.

 

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, Управление Роспотребнадзора по Москве выпустило предписание усилить дезинфицирующий режим в объектах столичного общепита. Документ, подписанный главным санитарным врачом по г.Москве Еленой Андреевой, был распространен среди рестораторов. Например, персонал, работающий с посетителями, должен быть обеспечен запасом одноразовых защитных масок, менять которые надлежит не реже чем раз в 3 часа; сотрудники должны пользоваться кожными антисептиками. Обеденные залы необходимо дезинфицировать дважды в день – утром и вечером, дверные ручки и кассовые аппараты – каждый час; в помещениях массового скопления людей необходимо установить и использовать ультафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы). Ужесточается и режим мойки посуды: ее и столовые приборы необходимо дезинфицировать в течение 90 минут при температуре не ниже 65 градусов. Всю информацию по выполнению этих мероприятий рестораторам необходимо предоставлять еженедельно в столичный Роспотребнадзор.

 

После того как крупнейшие в России пивоваренные компании «Балтика», Heineken и AB InBev Efes вышли из Союза российских пивоваров (СРП), лоббирующего интересы отрасли, организация обвинила крупных ритейлеров в агрессивном демпинге. В союзе считают, что это разрушает региональные каналы продаж локальных производителей. Там видят решение проблемы в скорейшем введении минимальной розничной цены на пиво, о чем организация уже попросила Минфин. В Минфине сообщили, что рассмотрели обращение союза. Там уточнили, что установление МРЦ регламентируется договором ЕАЭС, поэтому введение нормы возможно только после создания соответствующих правовых оснований. Такие предложения внесены в ЕЭК, добавили в министерстве.

 

Законопроект правительства «О внесении изменений в статью 25 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» будет рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в марте и принят до конца года. Речь идет о том, чтобы незаконный алкоголь, выявленный в ходе проверок таможенной службы, МВД, а также региональных властей, уничтожался после изъятия. Сегодня данная мера предусмотрена только для контрафактной спиртосодержащей продукции. Как пояснили в пресс-службе правительства, законопроект разработан по инициативе Минфина.

 

Недавно запущенный сервис экспресс-доставки продуктов «Яндекс.Лавка» уже по итогам 2020 года может оцениваться более чем в $300 млн, полагают аналитики Sberbank CIB. На руку проекту должны сыграть возможности материнской компании, что позволит ему преодолеть точку безубыточности уже в 2022 году. Эксперты на рынке ритейла ожидают скорого выхода на рынок экспресс-доставки крупных розничных сетей, пока же основной конкурент проекта «Яндекса» — сервис «Самокат», в который планируют инвестировать Mail.ru Group и Сбербанк.

 

Активное развитие в продуктовом ритейле сегмента готовой еды стимулирует их выходить в локации, более привычные для общепита – например, в аэропорты. Вслед за «Глобусом Гурмэ» и «Вкусвиллом» там может начать развиваться Spar. Торговые сети привлекают круглосуточный трафик и сравнительно высокий платежеспособный спрос клиентов, которых они переманивают у невостребованных кафе и ресторанов.

 

Продовольственная сеть «Вкусвилл» зарегистрировала 6 февраля Vkusvill Netherlands B.V., свидетельствуют данные нидерландского реестра юридических лиц. Основной вид деятельности новой нидерландской компании – работа супермаркетов, продажа продуктов питания и сопутствующих товаров. По словам представителя «Вкусвилла», сейчас идет подготовка к открытию магазинов в Европе, говорить о конкретных планах пока преждевременно. Это второй случай, когда крупный российский продовольственный ритейлер выходит на зарубежный рынок, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Светофор» в 2018 г. вышел на рынок Румынии, а в 2019 г. – Германии под брендом Mere.

 

Промышленные предприятия КНР постепенно возобновляют работу, и китайское руководство готово предпринять все возможное для восстановления внешней торговли. Для России это очень важно: от китайских поставок зависит производство многих видов продукции – от электроники до продовольствия. Затянувшиеся из-за вируса китайские «новогодние каникулы» могут отразиться и на российских производителях. В структуре российского импорта доля Китая превышает 22%. В основном Китай поставляет в Россию машины, оборудование и транспортные средства (57,04% от всего объема импорта из КНР, по данным портала «Внешняя торговля России»), текстиль и обувь (10,81%), продукцию химпрома (10,14%), а также продовольственные товары и сельхозсырье (3,18%). Иморт России из Китая в 2019 году превысил 54,1 млрд долларов, и КНР остается нашим лавным внешнеторговым партнером.