СПРАВКА по вопросу межотраслевого саморегулирования на потребительском рынке России

Введение
Потребительский рынок России остается одним из главных драйверов экономического роста, хотя все еще находится в стадии становления и характеризуется недостаточной степенью консолидации основных игроков как в производстве сырья, переработке так и в дистрибуции, и сетевой торговле. В условиях затянувшегося экономического кризиса и продолжающегося падения реальных доходов населения существенно меняется потребительское поведение. Большая часть населения массово перешла на потребление товаров и услуг более низкого ценового сегмента и при этом сократила текущие расходы в целом, что побуждает производителей и поставщиков сокращать издержки, что влечет за собой риски сужения ассортимента и снижения качества продукции, а торговлю заставляет отбирать поставщиков преимущественно по ценам поставки.
В результате неизбежное для сжимающегося рынка обострение конкуренции провоцирует отдельные злоупотребления со стороны как торговли, так и поставщиков в ущерб потребителям, а со стороны сетей – в ущерб поставщикам. Предусмотреть и ограничить все их многообразие административными и законодательными мерами практически невозможно. Свидетельством этому являются и результаты принятия ФЗ-381 «О торговле» и принятые в 2016 году поправки к нему, также как и разнообразный зарубежный опыт, не позволяющий говорить об успешности разрешения объективно существующих противоречий интересов основных игроков потребительского рынка – поставщиков и сетей.
В этих условиях появление в 2010 году платформы для их постоянного, открытого и равноправного диалога в виде Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) стало уникальным примером межотраслевого саморегулирования, не имеющего прецедентов в мировой практике. Так, например, в странах Содружества (Англии, Австралии и др.) Кодексы розничных сетей (Grocery Code) объединяют одних только крупных ритейлеров. Единогласным решением учредителей МЭС, среди которых были самые активные союзы и ассоциации сетевой торговли, поставщиков и потребителей продовольственных товаров, работа организации строится на принципах гласности, открытости, взаимного уважения и признания равных прав участников. В связи с этим все решения МЭС принимаются консенсусом и по принципиальным вопросам доводятся до сведения регуляторов.
1. Что удалось сделать МЭС
В качестве площадки неформального общения сторон (поставщиков и сетей при участии независимых общественных организаций – Союз потребителей России и ТПП РФ) МЭС в первоначальном количестве 8 союзов и ассоциаций начал работать 10 ноября 2010 года. В апреле 2014 года МЭС был зарегистрирован в Минюсте в качестве некоммерческого партнерства из 10 участников, а в июне 2016 года в связи с изменением законодательства перерегистрирован как Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование «Совет потребительского рынка») в составе уже 13 членов.
Главным достижением участников МЭС за истекший период следует считать изменение атмосферы взаимоотношений сторон в результате открытого и постоянного общения, не избегающего самых острых вопросов, возникающих в текущей деловой активности. Наработанный опыт сотрудничества, базирующийся на непростом принципе консенсуса позволил, уже через два года деятельности МЭС выработать Кодекс добросовестных практик взаимоотношений розничных сетей и поставщиков потребительских товаров (КДП) и инструмент его внедрения в жизнь – Комиссию по применению Кодекса.
На основе принципиальных положений Кодекса и опыта работы Комиссии задолго до принятия поправок в закон «О торговле» МЭС сумел добиться существенного сокращения размеров штрафных санкций, применяемых сторонами друг к другу с общепринятых 100% до 15% от объема поставки, сокращения сроков рассмотрения изменения цен с 45 и 90 дней до 14 дней, сокращения отсрочки платежей по поставкам со 100 до 15 дней. Практически решена проблема «возвратов» хлеба, организован совместный контроль качества молочной продукции, ведется работа по прослеживаемости поставок рыбы и обеспечению сквозного температурного режима.
Происходящие изменения экономической конъюнктуры и законодательства побуждают членов МЭС к дальнейшему совершенствованию практики работы и структуры Совета: в 2015 году стороны согласовали первое изменение в ст.8 Кодекса добросовестных практик, а в 2016 году впервые после нескольких лет ограниченного членства МЭС принял в свой состав три новых организации: Союз производителей алкогольной продукции, Евразийский альянс бутилированных вод и Союз российских пивоваров. В 2017 году в МЭС вступила Коалиция собственников малых форм торговли и киоскеров.
Деятельность МЭС и его усилия по повышению уровня цивилизованности отношений между сетями и поставщиками не остались незамеченными со стороны руководства страны и федеральных ведомств. На церемонии подписания КДП присутствовал И.И. Шувалов, а на уровне президента России впервые о роли Кодекса добросовестных практик и возможности его применения речь зашла 14 января 2013 года на рабочей встрече В.В. Путина с министром промышленности и торговли Д.В. Мантуровым в Ново-Огареве.* 2 октября 2014 года состоялось заседание правительства РФ с вопросом «О конкуренции в сфере торговли», в ходе которого Д.В. Мантуров, И.Ю. Артемьев, И.И. Шувалов говорили о «позитивном влиянии принятого и подписанного Кодекса добросовестных практик», а Д.А. Медведев приветствовал изменение ситуации на рынке.* 11 марта 2015 года по результатам совещания у Д.А. Медведева «О взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности» в п.2 протокольного решения было записано следующее: «Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), ФАС России (И.Ю. Артемьеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием отраслевых союзов (ассоциаций) подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в соответствии с согласованными отраслевыми решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского
—————
*Текст имеется в секретариате МЭС
рынка и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 31 мая 2015 года».
12 июля 2016 года во исполнение данного поручения в Минпромторге под председательством статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова состоялось совещание по вопросу саморегулирования во взаимоотношениях предприятий торговли и поставщиков товаров, по итогам которого были приняты следующие решения:
1. Принять к сведению позиции участников совещания:
как отмечено в тексте Протокола №25-ЕВ/08, «участники единогласно высказались за необходимость дальнейшего развития механизма саморегулирования во взаимоотношениях предприятий торговли и поставщиков товаров, сопровождаемого разумным государственным регулированием.
В целях дальнейшего эффективного развития и применения на практике системы саморегулирования подавляющим большинством участников
отмечена целесообразность законодательного закрепления в той или иной мере положений о саморегулировании в виде основных ключевых принципов взаимоотношений предприятий торговли и поставщиков товаров и процедур выработки согласованных решений, обязательных для участников рынка.
По вопросу создания какой-либо организации в целях обеспечения взаимодействия поставщиков и торговых сетей на саморегулируемой основе большинством участников совещания было отмечено, что такой площадкой может стать Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (далее – МЭС), на котором уже эффективно формируются практики взаимодействия между поставщиками и торговыми сетями. Однако работа и организация МЭС должны быть, в таком случае, серьезно усовершенствованы».
2. Создать до 1 сентября 2016 года при Минпромторге России проектную группу по рассматриваемому вопросу с участием представителей профильного бизнес-сообщества.
3. До 15 декабря 2016 года проектной группе выработать единый подход (концепцию) по развитию механизмов саморегулирования для последующего обсуждения с предпринимательским сообществом».
Со своей стороны члены МЭС на 45 заседании 3 ноября 2016 года рассмотрели вопрос о саморегулировании в отрасли и также пришли к выводу о целесообразности развивать действующий формат МЭС, стремясь повысить его эффективность, привлекая к более активному участию Минпромторг и ФАС РФ, о чем регуляторы были информированы. В развитие этих предложений и с учетом мнений, высказанных представителями Минсельхоза и ФАС в ходе парламентских слушаний, и с учетом изменений в ФЗ-381 на 48 заседании 21 апреля 2017 года было принято решение приступить к подготовке новой редакции Кодекса добросовестных практик и актуализации Положения о Комиссии по применению КДП. Наконец, на 50 заседании МЭС 7 сентября 2017 года было принято принципиальное решение о переформатировании Межотраслевого экспертного совета в Совет потребительского рынка. Цели и принципы работы нового Совета описаны в главе 2.
2. Что предстоит сделать МЭС
Анализ показывает, что принимаемые государством на законодательном уровне меры (ФЗ-381 «О торговле» — действует уже 7 лет и поправки к нему – скоро год), равно как и инициативы бизнес-сообщества (МЭС, КДП и Комиссия по его применению – действуют соответственно 7 и 5 лет) не достигли пока окончательного разрешения ситуации с конфликтностью отношений отдельных категорий торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.
Практика всех этих лет работы законодательства показала практическую невозможность разрешения непредсказуемого множества противоречий в отношениях десятков и даже сотен тысяч разноформатных хозяйствующих субъектов созданием для всех единой нормативно-правовой базы. В то же время, по мнению членов МЭС, имеется возможность нахождения рыночного равновесия этих отношений через поддержание постоянного, равноправного и открытого диалога, поиска компромиссов и достижения консенсуса по возникающим острым вопросам деловой активности участников. Представляется, что определенное разочарование, отмечаемое в ряде высказываний представителей ФОИВов, объясняется неоправданностью завышенных ожиданий относительно быстрого изменения характера взаимоотношений большинства поставщиков и торговых сетей под влиянием КДП, поскольку пока в процесс оказались вовлечены лишь участники рынка, входящие в состав организаций – членов МЭС и присоединившиеся к Кодексу. Нынешнее положение вещей – это результат недостаточности их количества и, соответственно, влияния их примера на создание критической массы, способной привести к заметному изменению существующей ситуации. Участие регуляторов (ФАС, МСХ, МЭР и Минпромторга РФ) придаст этому процессу больший динамизм и необходимый политический вес.
На основе изложенного, а также с учетом поручений по результатам совещания у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова (протокол «ИШ-П13-26пр от 21.04.17г.) о «необходимости развития эффективного института саморегулирования продовольственного рынка, имея в виду создание независимого арбитража и механизмов реализации достигнутых решений по спорам хозяйствующих субъектов» участники МЭС считают целесообразным:
Во-первых: переформатировать существующую, но по объективным указанным выше причинам не приносящую пока искомых результатов платформу МЭС в Совет потребительского рынка (далее Совет) на принципах, перечисленных ниже, усилив его влияние и ответственность введением в его состав представителей заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, ФАС, Минсельхоз, Минэкономразвития). В последующем, возможно и Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
Совет потребительского рынка объединяет в своем составе основные союзы и ассоциации, представляющие интересы участников продовольственного рынка (переработчиков сырья, производителей и поставщиков, розничные сети, потребителей продовольственных товаров), а также представителей заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, ФАС, Минсельхоз, Минэкономразвития).
Структура Совета включает: Палату поставщиков, Палату торговли, Палату государственных и общественных организаций (заинтересованные ФОИВы, Союз потребителей России и ТПП РФ), Комиссию по применению КДП, Конфликтную комиссию. Первые две Палаты уже дефакто существуют в рамках МЭС. Формирование третьей палаты потребует выпуска распоряжения Правительства РФ.

Принципы работы Совета:
1. Палаты формируют вопросы, претензии, аргументы в отношении конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях сторон, и на регулярных (не реже одного раза в два месяца) заседаниях Совета обсуждают и выносят принципиальные решения по ним.
2. По острым конфликтам, возникающим между конкретными сторонами, не носящими системного характера, но способным привести к серьезному ущербу одной из сторон, в оперативном порядке (не позднее, чем в недельный срок) собирается конфликтная комиссия в составе 2-3 представителей от каждой из палат. Принятое комиссией решение проходит заключение юридических служб СР и соответствующих ФОИВов после чего передается на утверждение СР и на его основании заинтересованный ФОИВ (либо ФОИВы) могут выпускать НПА, либо информационное (разъясняющее) письмо, вводящие таким образом, добросовестные практики в деловой оборот хозяйствующих субъектов. Выпуск НПА или письма возможен только после обсуждения на Совете и на основании соответствующего решения Совета. Это позволит участникам СР разрешать отдельные спорные ситуации в рамках претензионного порядка, установленного действующим законодательством, прежде чем обращаться в суд либо к регуляторам.
3. В случае, если конфликты возникают в отношениях, регулируемых Кодексом добросовестных практик, вопрос передается на рассмотрение Комиссии по применению КДП, работающей на основании действующего Положения.
4. Совет рынка сохраняет принятое в МЭС правило консенсуса, однако теперь оно распространяется не на каждого члена Совета, а на Палаты, что повышает их ответственность за принятие решений. При этом входящие в состав СР ФОИВы имеют право применения вето в случаях, если готовящиеся решения вступают в противоречие с действующим законодательством либо не соответствуют принятым Стратегиям развития отраслей, либо чреваты нарушением прав третьих сторон.
Цели:
— добиваться соблюдения всеми участниками потребительского рынка общих правил делового оборота, основанных на Кодексе добросовестных практик;
— стремиться к добросовестному исполнению подписанных сторонами договоров;
— способствовать повышению эффективности взаимодействия сторон по всей цепочке поставок;
— всем участникам рынка быть нацеленным на максимальное удовлетворение потребностей населения.
Задачи:
• — оперативно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры с целью максимально быстро разрешать возникающие в отношениях сторон конфликтные ситуации;
• — объективно рассматривать такие конфликты на основе консенсуса самих участников рынка и правовой оценки регуляторов, становящихся участниками процесса;
• — максимально расширять представленность профессиональных и отраслевых союзов и объединений участников рынка, стремясь создать необходимую критическую массу, способную заставить большую часть хозяйствующих субъектов принять цивилизованные правила Кодекса добросовестных практик.
Во-вторых: просить Правительство Российской Федерации, после соответствующих согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, выпустить директивный документ (постановление или распоряжение), наделяющий Совет полномочиями на рассмотрение и вынесение решений по всем возникающим конфликтам в отношениях хозяйствующих субъектов потребительского рынка. При этом участие официальных представителей ФОИВов в деятельности Совета и в принятии решений Конфликтной комиссии Совета с правом вето будет, с одной стороны, гарантировать объективность рассмотрения и соответствие действующему законодательству, а с другой – даст возможность издавать, в пределах своей компетенции, нормативно-правовые акты либо информационные и разъяснительные письма, вводящие добросовестные практики в деловой оборот субъектов рынка, или же устанавливающие ограничения и запреты на недобросовестные практики, с соответствующими наказаниями, например, штрафами. Так, в частности, возможно внести уже сейчас в проект постановления правительства «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации для применения риск-ориентированного подхода» предложение об исключении плановых проверок по закону «О торговле» для участников СР.
В ближайшее время члены СР, включая выделенных в его состав представителей ФОИВов, разработают «дорожную карту», содержащую, в том числе, возможные предложения по позитивной и негативной мотивации участников рынка для вступления в состав Совета.
Предлагаемый подход позволит, с одной стороны, сохранить наработанные государством и бизнес-сообществом подходы в виде действующей нормативно-правовой базы и сложившейся на основе Кодекса добросовестных практик, хотя и не совершенной, но поддающейся дальнейшему развитию ситуации цивилизованного делового оборота на продовольственном рынке. С другой стороны, появляется возможность усилить исполняемость добросовестных практик, поскольку, подавая заявление на членство в СР, участник подписывает обязательство исполнять правила организации, а также расширить сферы их применения на все большее количество сегментов рынка, пока не охваченных процессами саморегулирования.
Заключение
Развитие межотраслевого саморегулирования на потребительском рынке Российской Федерации необходимо не как альтернатива государственному регулированию, а как совместный с ним процесс, способный вовлечь большинство игроков рынка в выполнение Кодекса добросовестных практик, основные положения которого, во-первых, были сформированы через длительные дискуссии и череду взаимных компромиссов самими игроками рынка, а во-вторых, были акцептованы и признаны объективно полезными всеми без исключения регуляторами. По мнению действующих членов МЭС, разумное и стабильное госрегулирование должно сопровождаться сильным саморегулированием во избежание перекосов, возникающих в повседневной переговорной и деловой практике сторон под давлением объективно имеющихся у них коммерческих интересов.
Указанные выше предложения, на взгляд членов МЭС, представляющих как наиболее активных и организованных во влиятельные профессиональные союзы и ассоциации игроков рынка, так и общественные организации (ТПП РФ и Союз потребителей России), помогут снять имеющееся напряжение и конфликтность интересов в условиях сложившейся сегодня в стране непростой экономической конъюнктуры.
Со временем возможное включение отдельных норм саморегулирования в ФЗ-381 «О торговле» даст дополнительный положительный эффект, поскольку все большее количество цивилизованных игроков рынка будут вполне осознанно воспринимать Кодекс добросовестных практик в качестве негласной Конституции отрасли.

 

Краткий отчет
Ассоциации участников потребительского рынка
«Межотраслевой экспертный совет» (Совет потребительского рынка)
и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик
отношений торговых сетей и поставщиков
потребительских товаров о работе в 2017 году

Введение

В качестве площадки неформального общения сторон (поставщиков и сетей) при участии независимых общественных организаций (Союз потребителей России и ТПП РФ) МЭС в первоначальном количестве 8 союзов и ассоциаций начал работать 10 ноября 2010 года. В апреле 2014 года МЭС был зарегистрирован в Минюсте в качестве некоммерческого партнерства из 10 участников, а в июне 2016 года в связи с изменением законодательства перерегистрирован как Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование «Совет потребительского рынка») в составе уже 13 членов.
Главным достижением участников МЭС за истекший период следует считать изменение атмосферы взаимоотношений сторон в результате открытого и постоянного общения, не избегающего самых острых вопросов, возникающих в текущей деловой активности. Наработанный опыт сотрудничества, базирующийся на непростом принципе консенсуса позволил, уже через два года деятельности МЭС выработать Кодекс добросовестных практик взаимоотношений розничных сетей и поставщиков потребительских товаров (КДП) и инструмент его внедрения в жизнь – Комиссию по применению Кодекса.
На основе принципиальных положений Кодекса и опыта работы Комиссии задолго до принятия поправок в закон «О торговле» МЭС сумел добиться существенного сокращения размеров штрафных санкций, применяемых сторонами друг к другу с общепринятых 100% до 15% от объема поставки, сокращения сроков рассмотрения изменения цен с 45 и 90 дней до 14 дней, сокращения отсрочки платежей по поставкам со 100 до 15 дней. Практически решена проблема «возвратов» хлеба, организован совместный контроль качества молочной продукции, ведется работа по прослеживаемости поставок рыбы и обеспечению сквозного температурного режима.
Далее описана практическая работа МЭС и Комиссии по применению КДП за период с января по декабрь 2017 года.

Часть 1. О работе МЭС в 2017 году

За рассматриваемый период состоялось 6 регулярных заседаний Президиума МЭС с участием представителей всех членов Совета (16 февраля, 21 апреля, 15 июня, 7 сентября, 19 октября и 12 декабря), каждое из которых было посвящено актуальным проблемам взаимоотношений торговых сетей, поставщиков и потребителей. Кроме того 7 февраля 2017 года состоялось внеочередное заседание Президиума, в рамках которого обсуждались вопросы, связанные с резкими изменениями практики работы сетей и поставщиков в связи с вступлением в силу с начала года ФЗ №273 от 03.07.2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Эти изменения привели к многочисленным вопросам практического применения новых норм закона, масштабным проверкам ФАС и необходимости сверки новых положений ФЗ-273 с соответствующими статьями Кодекса добросовестных практик. В результате заседания участники подтвердили необходимость исполнения положений Кодекса вплоть до момента их корректировки или отмены. Принято также решение о проработке возможных поправок в КДП с учетом новых норм регулирования, изменения практик хозяйствования, а также результатов проверок ФАС. Кроме того была выражена обеспокоенность длительным перерывом в работе Комиссии по применению Кодекса.
Впоследствии на 48 заседании МЭС (21 апреля) принято решение об исключении из КДП части норм ст.16, утративших силу в связи с изменением законодательства. Это стало вторым изменением в тексте КДП со дня его принятия. Соответствующее сообщение было направлено в ФАС РФ. Кроме того решено создать двустороннюю рабочую группу (сети – поставщики) для актуализации всего текста КДП, которая продолжает свою работу.
На 50-м заседании МЭС (7 сентября) участники приняли решение о принятии в члены Совета Ассоциации малоформатной торговли (экс-Коалиция киоскеров). Таким образом, число членов Совета выросло до 14, а торговая составляющая оказалась теперь представлена и малым бизнесом в дополнение к крупным сетям (АКОРТ) и региональным сетям (СНС). Кроме того принято решение о переформатировании МЭС в Совет потребительского рынка и утверждена в принципе Позиция МЭС по вопросу межотраслевого саморегулирования на потребительском рынке России. После соответствующего согласования документ в виде справки был разослан в Аппарат Правительства РФ и соответствующим ФОИВам, которые через определенное время отреагировали на него широким диапазоном оценок и предложений:
1. «Развитие саморегулирования на потребительском рынке на сегодняшний день представляет особую значимость» (Минпромторг).
2. «… существуют разного рода сложности регулирования взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками в рамках действующего правового поля. При этом отмечается возможность введения в этой сфере элементов саморегулирования» (Минэкономразвития).
3. «Деятельность МЭС положительным образом влияет на взаимоотношения хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку товаров, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность» (Минсельхоз).
4. «ФАС России, концептуально поддерживает идею саморегулирования в сфере розничной торговли и считает необходимым проработать предложения по развитию саморегулирования в торговле, а также вопросы, связанные с «перезапуском» системы саморегулирования в сфере розничной торговли».
В то же время, если Минсельхоз считает возможным поддержать предложения МЭС и урегулировать их в рамках Закона о торговле, Минпромторг отмечает необходимость дополнительного предметного обсуждения в части уточнения роли государства в становлении института саморегулирования в торговой отрасли и представителей ФОИВов в работе Совета рынка, то Минэкономразвития указывает на то, что «саморегулирование исключает какое-либо государственное участие» и «применимо лишь к одной отрасли и исключает межотраслевое саморегулирование».
Со своей стороны ФАС сообщила о принятом решении провести ряд совещаний на базе бизнес-школы СКОЛКОВО, результатом которых должно стать достижение «доверия» между торговыми сетями и поставщиками (либо производителями) и выработка решений, позволяющих «запустить» процесс работы «трех палатной» системы организации саморегулирования в торговле и в случае необходимости разработка пакета законодательных предложений, обеспечивающих надлежащее функционирование проектируемой системы, и направление их в Правительство Российской Федерации».
Таким образом, очевидно различное толкование как предложений МЭС, так и разный подход ведомств к возможному разрешению непростых проблем рынка, которые в это время путем выдвижения все новых «простых, но жестких решений» пытаются решить отдельные представители законодательной власти (И.А. Яровая, С.Ф. Лисовский и другие). По мнению МЭС, наиболее целесообразным, а главное оперативным решением вопроса могло бы стать совещание в Аппарате Правительства РФ с участием всех заинтересованных ФОИВов и согласованный всеми выбор дальнейшего направления работы МЭС в сторону развития саморегулирования на потребительском рынке.
Параллельно члены МЭС рассматривают и предлагают различные подходы, направленные на совершенствование практик взаимных отношений сторон. Среди них, например, предложение о рейтинговании розничных сетей по степени соблюдения ими положений Кодекса добросовестных практик или проект Меморандума «О приобретении торговыми сетями товара по цене, установленной поставщиком для целей розничной продажи, для целей оптовой или мелкооптовой перепродажи», консенсус по которым пока не найден. В то же время на 52-м заседании МЭС (12 декабря) участники единогласно подтвердили согласие направить письмо МЭС председателю правительства России в поддержку поправок Минпромторга в действующий Закон о торговле по нестационарным и мобильным торговым объектам.
В развитие экспертного обсуждения проекта «Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года», состоявшегося 2 ноября 2017 года в адрес Минпромторга подготовлено предложение по формулировке пункта 4.4. Развитие саморегулирования. Текст подготовлен с учетом Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (Распоряжение правительства РФ от 30.12.15 г. №2776-Р) и новой редакции Руководящих принципов ООН по защите интересов потребителей (раздел IV Принципы добросовестной практики – принят Генассамблеей ООН 22.12.15 г.). Кроме того приняты во внимание материалы Круглого стола по теме «Границы госрегулирования и саморегулирования на продовольственных рынках РФ», проведенного 12.11.17 г. в Сколково, а также практический опыт работы Межотраслевого экспертного совета (МЭС).
В частности, следует отметить, что из 435 саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве и внесенных в соответствующий реестр по состоянию на декабрь 2015 года, « практически полностью отсутствуют организации, действующие на потребительском рынке, в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства, незначительно представлены союзы товаропроизводителей» (Концепция, стр.7). Отсутствует мотивация возникновения таких СРО, поскольку слабо развиты репутационные механизмы, нет инструментов поощрения и наказания.
В то же время необходимость расширения саморегулирования на потребительском рынке поддерживается как участниками рынка, так и ФОИВами, и общественностью при том, что «вводить прямые нормы в законодательство о торговле, которые бы регулировали бизнес практики и стандарты деятельности участников рынка – избыточная и достаточно жесткая мера» (Сколково, стр.2).
Одновременно государствам-членам ООН рекомендуется «способствовать разработке и применению коммерческими предприятиями в сотрудничестве с организациями потребителей кодексов маркетинга и другой деловой практики… Об этих кодексах следует надлежащим образом информировать население» (Принципы, стр. 11). Можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что внедрение Кодекса добросовестных практик в практические взаимоотношения сетей и поставщиков оказалось недостаточно действенным в том числе и по причине недостаточной информационной и административной поддержки со стороны ФОИВов.
Предложенные формулировки, разумеется, являются не окончательными и могут быть использованы в качестве основы для дальнейшей проработки. В частности, в отношении выбора между изменениями в ФЗ «О саморегулируемых организациях», либо возможным выпуском ФЗ «О Совете потребительского рынка» или соответствующего постановления Правительства РФ.
Исходя из необходимости долгосрочного планирования своей работы, МЭС установил следующие даты регулярных заседаний в 2018 году: 27 февраля, 19 апреля, 14 июня, 30 августа, 18 октября и 20 декабря.

Часть 2. О работе Комиссии
по применению Кодекса добросовестных практик

В течение 2017 года Комиссия по применению Кодекса провела два заседания, каждое из которых отталкивалось от поступивших от участников рынка проблемных вопросов. На XIV заседании 3 марта Комиссия приняла решения, направленные на адаптацию Кодекса к изменению норм действующего законодательства и устранение препятствий для имплементации Кодекса и решений Комиссии во взаимоотношения между торговыми сетями и поставщиками.
Комиссия информирует участников потребительского рынка, что все статьи и нормы Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров продолжают действовать до внесения в них Ассоциацией «МЭС» изменений, обусловленных новыми практиками взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками, в порядке, предусмотренном статьёй 28 Кодекса, кроме части норм статьи 16 Кодекса «Обмен документами», утративших силу в связи с изменением действующего законодательства (вступлением в силу закона от 03.07.2016 №273-ФЗ).
В связи с обращением от одной из Ассоциаций участников потребительского рынка по поводу включения некоторыми участниками потребительского рынка в типовые договоры пунктов об отказе от использования Кодекса добросовестных практик Комиссия вынесла решения: 1) считать недобросовестной практику навязывания контрагенту неприменения норм Кодекса добросовестных практик 2) считать нецелесообразным включение в типовые договоры норм об отказе от применения Кодекса добросовестных практик.
На XV заседании25 декабря Комиссия добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на детализацию добросовестных практик реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров, регламентации применения торговыми сетями и поставщиками штрафных санкций, формирование эффективного механизма обмена информацией о штрафных санкциях, периодичности и формата проведения сверок взаимных расчетов по таким санкциям. В частности, Комиссия вынесла решение в том, что практика заключения дополнительных соглашений к договору поставки, изменяющих его существенные условия, ухудшающих положение одной из сторон и содержащих нарушения принципов и норм Кодекса добросовестных практик, является недобросовестной.
Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику навязывания контрагенту партнера по рекламным, маркетинговым, мерчендайзинговым, логистическим и прочим услугам и/или необоснованного ограничения возможности контрагента выбрать партнера по рекламным, маркетинговым и мерчендайзинговым, логистическим и прочим услугам.
Кроме того, для повышения эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик дополнила принятое ранее решение по типовой ситуации «Информирование контрагента о штрафных санкциях» следующими пунктами:
1. Считать добросовестной практику формирования торговыми сетями и поставщиками эффективного механизма уведомления контрагента о применении штрафных санкций, их величине и причинах применения (нарушенных условиях договора) в разумные и согласованные сторонами сроки, а также проведения регулярных сверок взаимных расчетов с направлением контрагенту документа, включающего информацию о примененных в отчетном периоде штрафных санкциях и причинах их применения (нарушенных условиях договора), и получения подтверждения получения данного документа от контрагента, которому выставлены штрафные санкции.
2. Считать недобросовестной практику применения штрафных санкций в отношении прошедших периодов, если выставляющая требования о применении штрафных санкций сторона знала о нарушении договора, которое предполагает применение штрафных санкций, но в разумные сроки не информировала контрагента, которому выставляются штрафные санкции.
По результатам рассмотрения вопроса о не указании даты первого заказа при заключении договора поставки Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решение считать недобросовестной практику отсутствия в договоре поставки пункта, указывающего на срок размещения торговой сетью у поставщика первого заказа и считать добросовестной практику установление неустойки (штрафных санкций) за отсутствие заказа в установленный в договоре поставки срок

Заключение

1. Развитие саморегулирования на потребительском рынке Российской Федерации необходимо не как альтернатива государственному регулированию, а как совместный с ним процесс, способный вовлечь большинство участников рынка в выполнение Кодекса добросовестных практик взаимоотношений торговых сетей и поставщиков потребительских товаров. Кодекс стал результатом взаимных компромиссов разработавших его ведущих деловых союзов и ассоциаций потребительского рынка, признан объективно полезным всеми заинтересованными регуляторами, включая ФАС, и в 2016 году стал национальным стандартом ГОСТ Р 56876.2-2016. Для того, чтобы Кодекс стал своеобразной Конституцией отрасли ему необходима государственная поддержка в виде либо включения основных его положений в действующее отраслевое законодательство, либо, как минимум, широкая информационная и административная поддержка, способная привести к тому, что большинство участников рынка станет применять его на практике, что позволит радикально повысить уровень цивилизованности взаимоотношений сторон без дополнительных отягощений и изменений законодательной базы.
2. Во избежание перекосов, объективно возникающих в повседневной переговорной и деловой практике сетей и поставщиков, разумное и стабильное госрегулирование должно сопровождаться активным саморегулированием, практическим примером которого является деятельность Межотраслевого экспертного совета (МЭС). На его основе предстоит создать Совет потребительского рынка с привлечением к его деятельности заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, ФАС, МСХ, МЭР РФ). В течение 2018 года путем широкого обсуждения будет необходимо сделать выбор возможных принципов его формирования:
• — на основе внесения изменений в ФЗ «О саморегулируемых организациях»,
• — через принятие специального ФЗ «О Совете потребительского рынка»,
• — путем выпуска соответствующего постановления (распоряжения) Правительства РФ.
3. После того, как на основе максимально широкой дискуссии заинтересованных сторон будут определены формат и принципы работы Совета, его задачами станут:
• оперативно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры для максимально быстрого разрешения конфликтных ситуаций в отношениях сторон;
• объективно рассматривать такие конфликты на основе консенсуса самих участников рынка и правовой оценки регуляторов, становящихся участниками процесса;
• максимально расширять в составе Совета представленность союзов и ассоциаций участников рынка для создания необходимой критической массы, способной побудить большую часть хозяйствующих субъектов присоединиться к безусловному выполнению положений Кодекса добросовестных практик, а также к распространению информации о нем и о деятельности самого Совета рынка.
Развитие саморегулирования на потребительском рынке должно обеспечить более ответственное поведение участников рынка в отношениях с потребителями, продолжить выработку стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам, и механизмов контроля за соблюдением установленных ими требований.

Краткий отчет
Ассоциации участников потребительского рынка
«Межотраслевой экспертный совет»
и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик
отношений торговых сетей и поставщиков
потребительских товаров о работе в 2016 году

Введение

Принятый 28 декабря 2009 года ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту «Закон о торговле») сыграл стимулирующую роль в развитии отношений между поставщиками продуктов питания и торговыми сетями. В то же время он не смог по объективным причинам охватить весь спектр вопросов их коммерческой деятельности. В этих условиях добросовестные участники рынка, как со стороны производителей, так и со стороны сетевой торговли, опираясь на российский и международный опыт, приняли на себя ответственность сформировать первую в России систему саморегулирования в сфере своих взаимоотношений. Основой такой системы стал Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), объединивший ведущие союзы и ассоциации поставщиков, производителей, потребителей продовольственных товаров и розничных сетей. Совместными усилиями члены МЭС подготовили и приняли первый в отечественной истории Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП). Впоследствии этому примеру последовали участники автомобильного и фармацевтического рынков, где проблемы отношений производителей и дистрибьютеров схожи с рынком продовольствия.

За 4 года, прошедших после подписания в декабре 2012 года Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между розничными сетями и поставщиками потребительских товаров, организации-члены Межотраслевого экспертного совета провели значительную работу по изменению потребительского рынка страны в сторону его большей цивилизованности и предсказуемости. В августе 2013 года образована Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик; в мае 2014 года утверждена и стала распространяться форма Дополнительного соглашения к договору поставки и/или услуг, согласованная с ФАС РФ; в сентябре 2014 года подписано открытое Заявление МЭС о взаимном стремлении не допустить в условиях контрсанкций дефицита продовольственных товаров, необоснованного роста цен и ухудшения качества. В декабре 2014 года опубликован Меморандум МЭС о сокращении срока рассмотрения изменения цен до 14 дней в связи с резкими изменениями конъюнктуры. В марте 2015 года МЭС выступил с Заявлением в поддержку программы адресной продовольственной помощи, разработанной Минпромторгом России; в ноябре 2015 года члены МЭС сформулировали и подписали свою Позицию по задачам развития потребительского рынка на основе сочетания государственного регулирования и саморегулирования, которую использовали в ходе обсуждения поправок в ФЗ-381 «О торговле». Ниже следует отчет о деятельности МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик за 2016 год.

Часть 1. О работе МЭС в 2016 году

 

  1. 1.1.Организационные вопросы

 

1.1.1. В связи с изменением действующего законодательства в отношении некоммерческих организаций была проведена перерегистрация НП МЭС в новую юридическую форму: Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование Совет потребительского рынка). Свидетельство Минюста РФ выдано 14 июня 2016 года.

1.1.2. С учетом подготовленных ранее поправок в Устав, заседание Президиума МЭС от 30 марта 2016 года впервые проведено в заочной форме. В частности, принято решение о замене в составе Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик представителя от торговых сетей Ильи Якубсона на Стефана Дюшарма (по представлению АКОРТ).

1.1.3. В апреле вышел первый выпуск еженедельного электронного бюллетеня МЭС «Вестник потребительского рынка», который рассылается всем членам МЭС, организациям, присоединившимся к Кодексу добросовестных практик, и другим партнерам Совета.

1.1.4. В мае завершены все формальности по вступлению в члены МЭС Союза производителей алкогольной продукции (СПАП). Таким образом, впервые после более чем пятилетнего моратория на расширение Совета к 10 членам-основателям прибавилась новая организация. В июне еще одним новым членом Совета стал Евразийский альянс бутилированных вод (ЕАБВ). Готовится вступление Союза пивоваров России.

1.1.5. В мае состоялся первый Всероссийский форум участников потребительского рынка, организованный Союзом потребителей России при поддержке МЭС. Форум завершился принятием Резолюции, посвященной в том числе и вопросу саморегулирования потребительского рынка.

Всего за истекший период участники МЭС провели шесть плановых заседаний (12 февраля, 12 мая, 20 июня, 1 сентября, 3 ноября и 15 декабря), одно заочное заседание (30 марта) и два внеочередных заседания (22 апреля и                 30 сентября), каждое из которых было посвящено актуальным проблемам взаимоотношений сетей, поставщиков и потребителей.

  1. 1.2.Уставная деятельность

 

1.2.1. Значительная часть работы МЭС в истекшем году строилась с учетом развернувшейся дискуссии о поправках в ФЗ «О торговле», представленных И.А. Яровой, С.Ф. Лисовским и др.

В апреле 2016 года одобрена Позиция МЭС в отношении поправок, где поддержаны тезисы об усилении роли ФАС, согласовано сокращение отсрочки платежей (до 8, 25 и 40 дней), а также предложено детализировать перечень услуг по продвижению товаров поставщиков в Кодексе добросовестных практик и предусмотреть переходный период, совпадающий с началом финансового года. Документ был направлен в Госдуму и другие заинтересованные ведомства. В целом он соответствовал проекту поправок, подготовленному Правительством РФ. Впоследствии члены МЭС активно участвовали в обсуждениях поправок на всех возможных площадках, в целом придерживаясь согласованных позиций. Тем не менее на последнем заседании весенней сессии Госдумы поправки были приняты сразу в двух чтениях среди 200 других рассмотренных документов. Это произошло, несмотря на отрицательное заключение Государственно-правового управления администрации Президента РФ, разгромную оценку регулирующего воздействия МЭР и без учета варианта, предложенного Правительством РФ и поддержанного членами МЭС. 4 июля 2016 года закон был подписан Президентом России.

1.2.2. Ситуация, сложившаяся на потребительском рынке после принятия поправок, стала предметом обсуждения в рамках трех заседаний МЭС в сентябре, ноябре и декабре 2016 года. Участники заседаний отметили, что скоротечность принятия поправок и недостаточная проработанность формулировок привели к тому, что у обеих сторон (поставщиков и торговых сетей) возникает большое количество вопросов в отношении порядка приведения договоров в соответствие с принятыми поправками, расчета предельного размера вознаграждения за услуги по продвижению товаров и иные услуги, определения размеров и допустимости скидок и ряда других. До сих пор заметного увеличения количества жалоб на действия контрагентов нет, однако поставщики опасаются введения несоразмерно высоких штрафов и расширения сфер их применения. Со своей стороны сети выражают опасения, что в относительно короткий срок, оставшийся до конца года, будет весьма сложно перестроить все системы учета, в связи с чем кампания по перезаключению договоров идет медленно.

1.2.3. По просьбе ФАС члены МЭС образовали рабочую группу, которая на основе консенсуса провела работу по формулированию разъяснений по вопросам, возникшим у многочисленных участников рынка и поступившим в ФАС в связи с изменениями в ФЗ-381 «О торговле». Из восьми отобранных ФАС наиболее острых проблем члены МЭС полностью согласовали редакцию ответов по семи. Один из членов МЭС зарезервировал собственную позицию в отношении размера и порядка предоставления скидок, о чем ФАС была оперативно проинформирована.

1.2.4. В ответ на инициативу Минпромторга в отношении саморегулирования отрасли члены МЭС провели общую дискуссию по возможным вариантам его реализации

а) по опыту российских энергетиков и железнодорожников;

б) по зарубежному опыту, например Великобритании;

в) через внесение изменений в ФЗ «О саморегулировании» либо

г) через создание новой экспертной структуры при Минпромторге. Консенсус был достигнут в отношении варианта (д) или целесообразности развития действующего формата МЭС, стремления повысить его эффективность, в т.ч. благодаря большей активности со стороны ФАС и Минпромторга в его работе.

1.2.5. На очередном 43-м заседании МЭС 20 июня 2016 года после длительных и напряженных обсуждений члены Совета на основе консенсуса приняли решение значительно (на треть) сократить предельный срок принятия решения об изменении цены поставки до 30 дней вместо 45 календарных дней, как определено ранее в статье 8 Кодекса добросовестных практик. При этом, если в течение 30 дней предложение не принято и поставщик перестает поставлять товар по старой цене(либо сеть не принимает товар по новой цене), то штрафные санкции к ним не применяются.

Кроме того, в случае критического изменения ключевых экономических факторов (курсы валют, процентные ставки, нормативно-правовая база и т.п.), МЭС может принимать решения о еще большем сокращении этого предельного срока, как это было сделано в декабре 2014 года (до 14 дней – см. Меморандум МЭС от 19.12.14 г.).

Таким образом, эта общая инициатива МЭС повышает предсказуемость рыночных отношений сторон, однозначность принимаемых решений и их экономическую объективность. Кроме того создается прецедент внесения первого изменения в действующий более трех лет Кодекс добросовестных практик. Документ был направлен в ФАС на согласование и «принят к сведению» без замечаний.

  1. 1.3.Дополнительные мероприятия

 

1.3.1. На февральском заседании МЭС был заслушан доклад Ассоциации распространителей печатной продукции «О положении прессы в ритейле», из которого следует, что, несмотря на имеющиеся трудности в отношениях с сетями, печатные издания продолжают пользоваться относительно стабильным спросом и самой высокой оборачиваемостью в сегменте непродовольственных товаров. АКОРТ взял на себя ответственность за обсуждение с коллегами из АРПП имеющихся проблем.

1.3.2. По инициативе Евразийского альянса бутилированных вод (ЕАБВ) и Русбренда от имени МЭС было подготовлено обращение в Правительство РФ о нецелесообразности введения повышенных акцизов на газированные напитки с высоким содержанием сахара.

1.3.3. Практически все члены МЭС в личном качестве подписали обращение в Правительство РФ с просьбой не повышать тарифы в системе «Платон».

1.3.4. По согласованному всеми членами МЭС решению на имя Министра экономического развития А.В. Улюкаева и председателя Комитета Госдумы по экономической политике А.Г. Аксакова направлены письма с предложением внести правки в ФЗ «О саморегулировании» (№№026-16 и 027-16 от 26.04.16).

1.3.5. Ряд членов МЭС инициировали и приняли активное участие в разработке Национального стандарта Российской Федерации «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (технический комитет 111, исполнители П.Б. Шелищ и М.Б. Бурмистров). Оно содержит основные положения Кодекса добросовестных практик. Стандарт утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и подлежит использованию на добровольной основе.

Часть 2. О работе Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик.

 

В связи с затянувшимся организационным вопросом – замены представителя АКОРТ Ильи Якубсона (Дикси) на Стефана Дюшарма (X-5 RetailGroup) в течение года Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров провела в течение года только одно заседание 31 мая 2016 года. На этом заседании Комиссия приняла ряд решений, направленных на детализацию добросовестных практик по продвижению потребительских товаров, регламентацию применения торговыми сетями и поставщиками штрафных санкций, формирование эффективного механизма обмена информацией о штрафных санкциях, периодичности и формата проведения сверок взаимных расчетов по таким санкциям.

            По результатам рассмотрения вопроса об использовании некоторыми торговыми сетями практики приобретении товара по специальной цене, установленной поставщиком для целей реализации конечным покупателям, с целью оптовой перепродажи, Комиссии приняла решение дополнить текст решения, регламентирующего порядок реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров, обязательностью согласования в рамках плана мероприятий способа реализации товара (розничная реализация конечным потребителям или с возможностью продажи оптовыми партиями), а отчета по результатам мероприятий – информацией об объемах продаж товара в физическом выражении и цены реализации товара в разрезе способов: розничная реализация конечным потребителям и оптовыми партиями (если торговой сетью и поставщиком были согласована возможность различных способов реализации).

            По результатам рассмотрения вопроса применения штрафных санкций за неправильное оформление документов в договорах поставки Комиссия вынесла решение, что практика, при которой торговая сеть или поставщик применяет к контрагентам по договору поставки штрафные санкции за нарушение требований к сопроводительным документам, не предусмотренных законодательством, противоречит нормам статьи 16 Кодекса добросовестных практик и является недобросовестной. При этом в случае выявления сторонами договора расхождений по количеству и весу товара при приемке с указанным в сопроводительных документах торговым сетям и поставщикам следует руководствоваться решением Комиссии, регламентирующим «Исправление ошибок при обмене документами».

            Также Комиссии приняла решение считать добросовестной такую практику согласования торговыми сетями и поставщиками регламента расчета и условий применения штрафных санкций, а также порядка информирования о них, при которой обеспечивается обязательное согласование сторонами договора (поставщик, торговая сеть) условий применения и вида штрафных санкций, их максимальной величины и дифференциации размера в зависимости от тяжести нарушения, формы, в которой осуществляется информирование о санкциях, перечня направляемых каждой из сторон документов, содержащих основания и обоснование размера санкций, сроков предоставления информации о применении санкций, периодичности и формата проведения сверок взаимных расчетов по санкциям, порядка урегулирования разногласий и разрешения споров относительно величины и порядка применения санкций. Кроме того, Комиссия вновь обратила внимание торговых сетей и поставщиков на необходимость формирования эффективного механизма информирования о штрафных санкциях с использованием электронных технологий обмена данными.

По результатам рассмотрения вопроса об ограничениях при выборе финансового партнера по факторинговым услугам, с которыми сталкиваются некоторые поставщики Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику навязывания контрагенту финансового партнера по факторинговым операциям и/или необоснованного ограничения возможности контрагента выбрать финансового партнера по факторинговым операциям.

В связи с очередной готовящейся сменой представителя АКОРТ в составе Комиссии, а также с учетом меняющихся условий и практик заключения договоров поставки Комиссия временно приостановила заседания. По мере наработки конкретных кейсов и предложений от участников МЭС будут определены необходимые изменения в текст Кодекса добросовестных практик.

 

Заключение

 

1. За сравнительно короткий срок наиболее активные участники потребительского рынка создали платформу откровенного и полезного диалога поставщиков и торговли с участием независимой стороны (ТПП РФ и Союз потребителей России). Разработан важнейший документ (возможно в дальнейшем настоящая Конституция отрасли) Кодекс добросовестных практик. Образована и действует доказавшая свою объективность Комиссия по применению Кодекса. За 2016 год члены МЭС активно участвовали в дискуссиях по проектам поправок в ФЗ «О торговле». При этом они выступали с согласованных позиций, опровергая тем самым тезис о «непримиримой борьбе» поставщиков и сетей, хотя и отстаивая в ходе упомянутых дискуссий свои интересы. В то же время работа в рамках МЭС только утвердила членов МЭС в понимании важности постоянного, равноправного и открытого диалога, поиска компромисса и достижения консенсуса. Свидетельством этому стало принятие после напряженных дискуссий решения о сокращении на треть предельного срока изменения цены поставки в тексте ст.8 Кодекса добросовестных практик. Тем самым создан прецедент внесения первого изменения в действующий более трех лет Кодекс добросовестных практик.

2. Ожидания самих членов МЭС, а также ФОИВов и других участников рынка относительно быстрого изменения характера взаимоотношений поставщиков и сетей в результате описанных ниже действий оказались завышенными. Во-первых, потому что пока позитивное влияние элементов саморегулирования ощущали только вовлеченные в этот процесс участники рынка. Во-вторых, их количества и влияния их примера оказалось недостаточно для создания критической массы, способной привести к коренному изменению ситуации. В третьих, заинтересованные ФОИВы (ФАС, Минсельхоз, в меньшей степени Минпромторг) ограничились позицией сторонних наблюдателей и не оказали необходимой административной поддержки уникальному проекту межотраслевого саморегулирования. Выражение официальной поддержки участникам МЭС и официальные рекомендации региональным и местным властям распространять этот позитивный опыт могли бы быстрей и радикальней изменить ситуацию и не довести до принятия нынешнего варианта поправок в                            ФЗ «О торговле».

3. Развитие саморегулирования на потребительском рынке России большинством участников и заинтересованных организаций признается необходимым. Члены МЭС рассматривают его не как альтернативу госрегулированию, а как их адекватное сочетание: разумное госрегулирование должно сопровождаться сильным саморегулированием во избежание перекосов, возникающих под давлением коммерческих интересов сторон. Принятие поправок Яровой — Лисовского в ФЗ «О торговле» нанесло серьезный удар по идее саморегулирования потребительского рынка, но не убило ее, а лишь упрочило желание наиболее активных его участников работать в русле взаимной кооперации и межотраслевого саморегулирования. В связи с этим предлагается продолжить развитие нынешнего формата МЭС с привлечением к его работе все более широкого круга ассоциаций деловых кругов и более активным участием представителей Минпромторга, ФАС и Минсельхоза РФ.

 

 

Аналитическая справка
«О работе Межотраслевого экспертного совета
по развитию потребительского рынка
и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик
отношений торговых сетей и поставщиков
потребительских товаров»
(январь 2015 – декабрь 2015)
г.Москва

Введение

Принятый в 2010 году Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-381 «О торговле) в определенной степени способствовал урегулированию отношений между производителями и поставщиками, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой. Однако он не решил и не мог решить проблемы этих отношений окончательно в силу объективно существующей разнонаправленности интересов этих групп хозяйствующих субъектов. Такая же ситуация существует и во всех развитых экономиках мира и также не нашла разрешения, ни с помощью специальных законов (Франция), ни с помощью специальных органов (Англия).

В связи с этим в ноябре 2010 года ведущие объединения поставщиков и торговых сетей создали сначала неформальную площадку для обсуждения наиболее острых вопросов, накопившихся во взаимоотношениях сторон. А затем, по мере расширения числа участников, зарегистрировали в Минюсте (29.04.14 г.) некоммерческое партнерство «Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка» (далее НП «МЭС»).

На основе принятого единогласно принципа консенсуса участники МЭС стремились выработать взаимоприемлемые правила игры на российском потребительском рынке. Более года ушло на разработку и утверждение Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между розничными сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП). В декабре 2012 года он был подписан десятью основателями МЭС в Доме приемов правительства России в присутствии заместителя председателя правительства РФ И.И. Шувалова и представителей Минпромторга, Минсельхоза и ФАС РФ.

В августе 2013 года образована Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик в составе трех групп по три представителя соответственно (поставщики, сети и независимые участники). В мае 2014 года утверждена форма Дополнительного соглашения к договору поставки и\или услуг, согласованная с ФАС и ставшая действенным инструментом практической реализации Кодекса.

Таким образом к началу 2015 года было проведено более 30 заседаний МЭС и 8 заседаний Комиссии. Придание формального статуса Межотраслевому экспертному совету, внедрение в деловой обиход Дополнения к договорам поставки и\или услуг, согласование позиций и действий сторон в условиях введения в августе 2014 года специальных экономических мер (контрасанкций) – все это позволило участникам МЭС заявить о том, что на потребительском рынке страны начал формироваться уникальный комплекс инструментов межотраслевого саморегулирования. Это было отмечено, в частности, и на заседании правительства России 2 октября 2014 года «О конкуренции в сфере торговли». Соответствующий отчет за указанный период был направлен Межотраслевым экспертным советом в широкий круг адресатов. Далее следует справка о деятельности МЭС и Комиссии по  применению КДП за период с января по декабрь 2015 года.

Часть 1. О работе МЭС

За рассматриваемый период члены МЭС провели 6 регулярных плановых заседаний и 4 внеплановых, связанных с необходимостью решения возникших вопросов. Прежде всего следует отметить, что именно такой оперативный подход позволил участникам МЭС принять в январе 2015 года Меморандум о сокращении сроков рассмотрения новых цен поставки в связи с резкими курсовыми колебаниями рубля. Кроме того меморандум устанавливал отказ от предъявления штрафных санкций поставщикам в случае прекращения поставок при неприятии торговой сетью новых цен по истечении 14 дней, а также декларировал необходимость продолжать стабильные поставки в течение 14-дневного срока после даты подачи новых цен на согласование торговой сети.

Подготовка и рассмотрение в первом чтении в Госдуме РФ пакета поправок в ФЗ-381, разработанного группой депутатов и членов Совета Федерации, стали предметом продолжительных и непростых дискуссий в рамках заседаний МЭС. В частности, было принято решение выработать специальный документ Позиция МЭС по задачам развития потребительского рынка на основе сочетания государственного регулирования и саморегулирования. Одиннадцатый вариант редакции документа получил, наконец, полный консенсус участников и был подписан 19.11.15 г. В нем, в частности, говорится о том, что из указанного выше пакета поправок члены МЭС поддерживают внесение статей об усилении антимонопольного контроля со стороны ФАС РФ, а также предложения Минпромторга РФ о стимулировании развития многоформатной розничной торговли. Кроме того подписавшие документ считают, что в случае принятия поправок необходимо предусматривать переходный период не менее 6 месяцев. Члены МЭС подчеркнули в документе свою готовность к максимальной прозрачности в отношениях с государством и потребителями. Вместе с тем они категорически выступают против любых попыток государственного регулирования цен и наценок как на этапе производства, так и на этапе реализации продукции. Разумеется, за исключением случаев, уже предусмотренных российским законодательством. Участники МЭС констатировали, что по ряду вопросов консенсус не достигнут и работа в этом направлении продолжается.

В ходе других заседаний МЭС были определены эти оставшиеся нерешенными проблемы, основными из которых являются отсрочки платежа и плата за фиктивные маркетинговые услуги (фальш-маркетинг). При этом было достигнуто единство мнений о том, что сами по себе и отсрочка платежа, и маркетинговые услуги являются реальными рыночными инструментами, используемыми обеими сторонами. В то же время, сокращение сроков оплаты – важный, но не главный вопрос. Важнее обеспечить дисциплину платежей и установить ответственность за нарушение сроков. Точно так же необходимо четко разграничивать добросовестное оказание маркетинговых услуг и навязывание фиктивного маркетинга, который также должен быть наказан, независимо от того, кто является его заказчиком – сети или поставщики.

Еще одним важным аспектом работы МЭС стало обсуждение порядка и сроков согласования изменения цен поставки товаров и услуг в условиях резко меняющейся экономической конъюнктуры. Этому вопросу было посвящено несколько заседаний МЭС, в ходе которых стороны (сети и поставщики) пришли к согласию по ряду принципиальных моментов: сократить срок согласования с 45 дней (как установлено в КДП), до 30 дней, а в случае резких изменений ключевых факторов, влияющих на потребительские цены, предусмотреть возможность сократить и этот срок, т.е. включить т.наз. красную кнопку, что позволит сторонам достичь договоренности за минимально возможное время. С учетом достигнутых договоренностей впервые в практике МЭС будет внесена соответствующая правка в текст Кодекса добросовестных практик.

Также впервые за время существования МЭС на 38 заседании (8.09.15г.) было принято решение расширить число членов МЭС. К десяти основателям организации присоединилась Ассоциация производителей алкогольной продукции (АСПАП). До сих пор расширение числа участников рабочих заседаний МЭС происходило за счет организаций, подписавших Резолюцию о присоединении к Кодексу добросовестных практик. В связи с этим в Устав НП «МЭС» и Регламент работы МЭС будут внесены соответствующие изменения.

Члены МЭС регулярно рассматривали на своих заседаниях и вопросы саморегулирования на потребительском рынке. Стороны (сети и поставщики) единодушны в отношении важности дальнейшего продвижения в этом направлении и разнообразия возможных форм работы. Учитывая, что в настоящее время в Минпромторге РФ готовится проект нормативно-правового акта по этому вопросу, участники МЭС решили вернуться к его обсуждению после публикации документа. В то же время члены Совета с удовлетворением отмечают, что в ходе заседания правительства России 11 марта 2015 года «О взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности» отмечалась необходимость внесения изменений в ФЗ-381 «в соответствии с согласованными отраслевыми решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров».

Важность саморегулирования отмечается все большим количеством экспертов и руководителей в ходе обсуждений путей развития потребительского рынка, имевших место в истекшем году в Общественной палате РФ, Госдуме и Совете Федерации, соответствующих министерствах и ведомствах. Кроме того информационная и практическая работа по продвижению Кодекса добросовестных практик продолжается на региональном и отраслевом уровне. Самое активное участие в ней принимают руководители АКОРТа и Руспродсоюза. В общей сложности Резолюцию о присоединении к Кодексу добросовестных практик подписали предприятия и организации более 30 субъектов Федерации.

Одна из последних церемоний подписания состоялась в декабре 2015 года в Туле с участием главы правительства Тульской области Ю.М. Андрианова, заместителя министра промышленности и торговли России В.Л. Евтухова, Председателя Роскачества М.А. Протасова. Со стороны МЭС в ней участвовали также А.И. Борисов (председатель МЭС), Д.В. Востриков (Руспродсоюз), Ю.А.Борисов (АКОРТ), С.А. Кузнецов (Союз независимых сетей).

В 2015 году заработал интернет-сайт МЭС (www.npmes.ru), на котором размещены протоколы заседаний и соответствующие пресс-релизы.

Часть 2. О работе Комиссии по применению КДП

Комиссией по представлению отраслевых ассоциаций и союзов, присоединившихся к Кодексу, сформирован перечень практик, которые являются добросовестными и рекомендованы к внедрению в деловой оборот с целью повысить эффективность взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и сократить количество поводов для претензий и потенциальных конфликтов. Решения Комиссии охватывают широкий спектр направлений взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками, в том числе вопросы ассортиментной и ценовой политики, совместного планирования поставок, обеспечения качества потребительских товаров и гарантий бесперебойности поставок.

На IX, X и XII заседаниях Комиссии по применению Кодекса был принят ряд решений, которые позволяют разрешить ряд проблемных вопросов во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков, возникающих при установлении штрафных санкций за недопоставку продукции, при обмене документами, взаимодействии в рамках пересмотра условий договора (отказ от ограничения по срокам и количеству предложений по изменению условий договора), перезаключении договора в связи с изменением юридического лица одной из сторон, оказании услуг по продаже выведенного из ассортиментной матрицы товара, а также проведении мероприятий по продвижению потребительских товаров.

Отвечая на поступающие от поставщиков и торговых сетей запросы по поводу применения решений для различных товарных категорий или параметров договора, Комиссия в пресс-релизе по итогам XI заседания отметила, что при вынесении решения о добросовестности или недобросовестности практик взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками осуществляется комплексный анализ всех аспектов и особенностей с учётом специфики отдельных товарных категорий, параметров поставок (регулярная поставка или реализация мероприятий по продвижению потребительских товаров), прав собственности на товарные знаки (брендированные товары или СТМ), организации логистики и т. д. Если проведенный Комиссией анализ подтверждает необходимость оговорить какие-либо особенности или аспекты, то в решении Комиссии прямо указываются соответствующие уточнения. Если подобные уточнения в формулировке решения отсутствуют, это значит, что Комиссия считает решение универсальным и рекомендует его для всех видов взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.

Учитывая объективный и равновесный состав Комиссии (по три представителя от сетей, поставщиков и независимых организаций), решения Комиссии практически по любому вопросу представляют собой тщательно выверенный и носящий обоюдную ответственность сторон подход. Приведем в качестве примера Решение Комиссии по типовой ситуации «Установление штрафных санкций за нарушение условий договора поставки»

Считать добросовестной такую практику установления штрафных санкций за нарушение условий договора поставки, при которой обеспечивается:

  1. Направленность штрафов на стимулирование контрагента к более полному исполнению условий договора, а не на получение дополнительной прибыли;
  2. Недискриминационность, то есть одинаковая величина штрафов за одинаковые нарушения для всех контрагентов;
  3. Обоюдность ответственности: со стороны поставщика – за недопоставку или несвоевременную поставку товара и со стороны торговой сети – за необоснованный не приём или несвоевременный приём товара;
  4. Не взимание штрафа при стоимости каждого конкретного артикула недопоставленного (несвоевременно поставленного) или не принятого (несвоевременно принятого) товара менее 5% стоимости соответствующего артикула товара в составе заказа;

Установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) каждого конкретного артикула товара (в том числе под собственным товарным знаком торговой сети или в рамках реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров) в процентах от общей стоимости недопоставленного (недопринятого) каждого конкретного артикула товара и не выше 15% этой общей стоимости.

            В решениях Комиссии находят отражение вопросы, которые порождаются повседневной практикой взаимоотношений поставщиков и торговых сетей и возникающие под влиянием новых экономических факторов. Так на XII заседании, которое состоялось 30 октября 2015 года, Комиссия приняла ряд решений, направленных на детализацию условий установления штрафных санкций. В соответствии с решением Комиссии недобросовестными признаны практики:

За истекший период в работе Комиссии произошли два важные прецедента. Первый – это вынесение на рассмотрение Комиссии спорного вопроса не в форме обезличенной типовой ситуации, представленной союзом или ассоциацией, а конкретного конфликта с конкретным заинтересованным юридическим лицом в отношении также конкретного юридического лица —  торговой сети. Данный прецедент является очевидным свидетельством того, что процедуры саморегулирования, запущенные МЭС несколько лет назад, с одной стороны, показали участникам рынка свою эффективность, а с другой – складывающаяся практика рассмотрения и вынесения решений Комиссией, мониторинг за ходом их исполнения отражают уже достаточно цивилизованный уровень отношений сторон. То есть позволяющий надеяться на то, что за подобным обращением не последует негативная реакция ответчика, вплоть до возможного разрыва отношений либо недобросовестных ответных мер.

Второй – это уже упоминавшееся в первой части справки решение МЭС о необходимости внесения правки в ст.8 Кодекса добросовестных практик, ставшее результатом работы Комиссии по ряду типовых ситуаций, возникающих в процессе ценообразования.

За отчетный период было проведено 5 заседаний Комиссии, протоколы решений которых и соответствующие пресс-релизы находятся на сайте www.codeofconduct.ru.

Заключение

Представленные в данной Аналитической справке результаты работы Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и созданной им Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров свидетельствуют о следующем:

  1. Активные участники отраслей потребительского рынка за сравнительно короткий срок сумели заложить основу не имеющего подобных прецедентов ни в стране, ни за рубежом инструмента межотраслевого саморегулирования, который уже оказал позитивное влияние на поведение и взаимоотношения значительной части рыночных игроков.
  2. В условиях неожиданных и достаточно резких изменений геополитической и социально-экономической ситуации наработанный опыт взаимодействия сторон (сетей и поставщиков) и созданная ими атмосфера доверия и сотрудничества позволили не допустить в конце 2014 года и в течение 2015 года резких и необоснованных скачков цен на сырьевые и продовольственные товары, сокращения ассортимента и возникновения дефицита товаров массового спроса, ухудшения качества потребительских товаров, реализуемых торговыми сетями.
  3. Позитивное влияние деятельности МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик на общее состояние рынка и опыт продуктивного взаимодействия его участников привлекают к участию в этом процессе все новых игроков как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. За рассматриваемый период к Кодексу добросовестных практик присоединились Российская гильдия пекарей и кондитеров, Российский союз хлебопекарной промышленности, Российская ассоциация производителей алкогольной продукции, Российская ассоциация распространителей печатной продукции, а также значительное количество предприятий и организаций в регионах России.