Краткий отчет

Ассоциации участников потребительского рынка

«Межотраслевой экспертный совет» (Совет потребительского рынка)

и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками

потребительских товаров о работе в 2022 году

 Введение

Более десяти лет существует Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), объединивший 15 ведущих национальных союзов и ассоциаций производителей, поставщиков, потребителей продовольственных товаров и розничной торговли. За этот период члены МЭС разработали и единогласно приняли Кодекс добросовестных практик взаимоотношений поставщиков потребительских товаров и торговых сетей (КДП), согласованный ФАС, а также разработали и согласовали с Росстандартом соответствующий ГОСТ Р 56186.2-2016. Для рассмотрения в регулярном режиме возникающих между сторонами конфликтных ситуаций при МЭС образована Комиссия по применению КДП, действует Конфликтная комиссия в АКОРТ, а также КДП-контролеры и согласительные комиссии в сетях-членах АКОРТ. Во многом благодаря этому за последние годы, несмотря на чрезвычайные условия пандемийных ограничений и санкционных сложностей, резко сократилось количество публичных конфликтов, в которые ранее нередко приходилось вмешиваться представителям исполнительной и законодательной властей.

Вместе в тем в отношениях поставщиков и торговли остаются нерешенные вопросы, часть из которых, судя по всему, не имеет универсального решения, т.к. аналогичные проблемы на постоянной основе присутствуют между обеими сторонами и в странах с развитыми экономиками: недостаточно развитое совместное планирование, спорные практики применения штрафов и т.п.

Итоги работы МЭС в 2022 году представлены ниже и свидетельствуют с, одной стороны, о необходимости  дальнейшего поиска совместных решений имеющихся и вновь возникающих проблем, а с другой – о назревшей потребности перестройки сложившегося формата межотраслевого саморегулирования на продовольственном рынке страны.

  1. О работе МЭС в 2022 году

Как и в целом в экономике России, так и на потребительском рынке завершившийся год был отмечен важнейшим геополитическим событием – объявлением 24 февраля режима Специальной военной операции (СВО). С учетом радикально изменившихся условий члены МЭС провели целый ряд незапланированных мероприятий:

Результаты проведенных внеплановых мероприятий позволили участникам проинформировать коллег из смежных сегментов рынка не только о происходящих изменениях, но и обменяться опытом решения непростых практических вопросов взаимоотношений с органами власти, внутренними и внешними партнерами. Важным шагом в этом отношении стали инициативы крупнейших торговых сетей об ограничении торговых наценок на широкий ряд социально значимых товаров продовольственной группы.

В то же время в полном соответствии с установленным ранее графиком члены МЭС провели четыре ежеквартальных заседания (1 февраля, 22 апреля, 30 августа и 3 ноября).

Для решения накопившихся проблем был сформирован и утвержден перечень тем и предложений в повестку 2022 года, которые были последовательно рассмотрены в ходе плановых заседаний.

п/п

Суть проблемыПринятое решение
1.Официальное оформление создания палат поставщиков и торговли в структуре МЭСВоздержаться от официального оформления, ограничившись возможностью использовать эти названия в неформальном обиходе (протокол 80-го заседания МЭС)
2.Обсуждение принципа консенсуса при принятии решений МЭСПодтвердить приверженность концепции консенсуса при принятии решений (протокол 81-го заседания МЭС)
3.Пересмотр ст.26 КДП (включение пункта о присоединении к КДП через Реестр)Вопрос в данной редакции снят в связи с отсутствием консенсуса по созданию Реестра. Вернуться к рассмотрению пересмотра ст.26 относительно обязательности КДП для обеих сторон договора (протокол 81-го заседания МЭС)
4.Процесс совершенствования КДП 2.0Продолжить работу над КДП. Предложить АКОРТу дать ответ на вариант, подготовленный палатой поставщиков, после чего определить дальнейший порядок работы.

Принять к сведению особую позицию АКОРТа:

3.1. Торговые сети поддерживают целесообразность актуализации КДП, готовы продолжить уже начатую в 2018 году работу и выделить необходимые для этого ресурсы.

3.2. Работу по актуализации КДП необходимо вести целостно, т.е. торговые сети поддерживают формат «пакетом».

3.3. Дополнительными важными условиями эффективности данной работы считаем:

— наличие полномочий для принятия решений у участников рабочей группы по актуализации положений КДП;

— администрирование данного процесса, которое может быть возложено на секретариат Комиссии по применению КДП.

 

Из утвержденного перечня вопросов нерассмотренным осталось только обсуждение возможного набора позитивных и негативных стимулов, побуждающих как можно более широкое вовлечение участников рынка в процесс присоединения к КДП. Рассмотрение его возможно в рамках работы МЭС в 2023 году.

Одновременно с этим в рамках регулярных заседаний члены МЭС рассматривали вопросы внедрения цифровой маркировки, продления упрощенного порядка подтверждения соответствия продукции, проблемы приемки грузов с вскрытыми ГИБДД пломбами, нарушения внешнего вида новых видов упаковки. По ним либо были сформированы общие позиции, не требовавшие специальных решений, либо были предложены варианты обсуждений в двухстороннем формате с экспертами АКОРТ.

По установившейся традиции установлен примерный ежеквартальный график заседаний на 2023 год (январь, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь) с согласованием конкретной даты не менее чем за 10 дней до заседания.

  1. О работе Комиссии по применению КДП

24 марта 2022г. состоялось заседание Комиссии под председательством А.В. Шаронова. В повестке дня были рассмотрены следующие вопросы:

  1. О соответствии типовых договоров поставки продовольственных товаров, размещенных на сайтах торговых сетей, нормам КДП. – Несоответствие было признано недобросовестной практикой для участников рынка, присоединившихся к КДП. Особое мнение члена Комиссии И.Е. Караваева приобщено к протоколу, а основная суть его заключается в следующем: поставщик, присоединившийся к КДП, вправе получить в своем договоре условия, соответствующие КДП, тогда как для неприсоединившихся поставщиков действуют общие условия.
    1. О порядке подтверждения присоединения хозяйствующих субъектов к КДП: через реестр или через официальные обращения. Принятое решение не могло быть реализовано, т.к. на последующем заседании МЭС вопрос создания реестра не получил консенсуса.
    2. О ротации членов Комиссии по применению КДП. Вопрос был снят с рассмотрения как не вызывающий разногласий.
    3. О размещении протоколов заседаний Комиссии на сайте www.codeofconduct.ru. Решение не принято по результатам голосования (трое воздержавшихся).
    4. О проекте регламента рассмотрения споров в Комиссии, подготовленном аппаратом Комиссии. Единогласно принято решение утвердить Регламент.
    5. О проведении рабочих встреч с представителями союзов, ассоциаций, бизнеса для формирования набора стимулирующих мер, направленных на присоединение к саморегулированию компаний потребительского рынка. Принято решение поручить аппарату председателя Комиссии продолжить работу.
    6. О получении Комиссией обезличенной информации о деятельности согласительных комиссий и КДП-контролеров. Принято решение (8 голосов «за», И.Е. Караваев не голосовал): предложить АКОРТ сформировать и разместить на сайте сводный список КДП-офицеров сетей-членов. Запросить информацию об обращениях поставщиков в согласительные комиссии у СНСР. Секретариату Комиссии продолжить мониторинг обращений в согласительные комиссии в динамике. Просить АКОРТ и СНСР провести анализ типовых вопросов от поставщиков на предмет возможности вынесения Комиссией решений, способствующих снижению количества обращений.
  2. Обращение Ассоциации «Руспродсоюз» по поводу работы Комиссии. Решение принять к сведению.
  3. Обращение палаты поставщиков по поводу внесения изменений в ст.13 КДП и дополнения Кодекса новой статьей по тендерным процедурам. Принято решение: рекомендовать НП МЭС организовать обсуждение предложенных проектов редакций статей Кодекса с АКОРТ и СНСР с учетом экспертизы юриста МЭС. «За» голосовали 8 членов Комиссии, в протокол внесено особое мнение И.Е. Караваева суть которого заключается в том, что трудности поставщиков возникают из-за несоответствия уровня развития информационных систем по сравнению с ритейлом. В части проведения тендеров – сети не имеют подтверждения о возникновении таких проблем у поставщиков.

Также в ходе обсуждения роли Комиссии в текущей ситуации было предложено ответственному секретарю Комиссии разработать до 15.04.2022 года проект позиции Комиссии по текущей ситуации на рынке в контексте Кодекса добросовестных практик.

В дальнейшем Комиссия не собиралась. Среди причин, которые высказывались как членами Комиссии, так и членами МЭС, назывались следующие:

  1. Текущий момент (объявление СВО, нарушения логистических цепочек, смена поставщиков и необходимость постоянного оперативного поиска новых товаров на замену выбывающего ассортимента) не позволяет тратить время на обсуждение процедурных вопросов.
  2. Неспособность Комиссии, как института саморегулирования, добиваться выполнения принятых решений участниками рынка, включая даже присоединившихся к КПД.
  3. Отдельными дополнительными факторами торможения в организационном плане стали переход Председателя Комиссии А.В. Шаронова на другую должность со сменой отраслевых приоритетов, а также уход представителя торговли В. Садовина на операционную работу. В связи с этим как членам МЭС, так и действующим членам Комиссии предстоит в кратчайшие сроки найти и утвердить новых членов, представляющих торговлю и независимую сторону.

Заключение

В целом, можно считать, что в свое время с утверждением КДП был теоретически и во многом практически решен целый пласт многолетних конфликтов между сторонами – поставщиками и торговлей. В то же время продолжающееся развитие потребительского рынка, в общем, и отдельных его сегментов, в частности, на фоне происходящих бурных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка и регулярно повторяющихся попыток ряда законодателей ввести госрегурование цен и квотирование отечественной продукции на полках магазинов, постоянно рождают новые ситуации в повседневной практике взаимоотношений конкретных поставщиков и сетей. Все многообразие возникающих при этом разногласий, в том числе и в отношении соответствия новых реалий нормам КДП десятилетней давности, не должно удивлять. Наоборот, как в рамках МЭС, так и в формате Комиссии необходимо продолжение постоянного, открытого и взаимоуважительного диалога, который по сути является самым главным достижением МЭС за всю его многолетнюю практику.

Разумеется, при этом прежде всего необходимо совместными усилиями сделать все традиционные процедуры обсуждения и принятия решений более оперативными, но менее «шумными» по накалу дискуссий. Во-вторых, шире использовать участие в обсуждении вопросов повестки дня представителей конкретных компаний – носителей бесценного практического опыта разрешения конфликтов. В третьих, обобщить и обнародоровать практические результаты работы согласительных и конфликтных комиссий и конкретных КДП-контролеров в целях более широкого их использования для предупреждения споров в отношениях сторон.