Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №184

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Почему растут цены?

Самое важное событие недели – это, конечно, вопрос президента Российской Федерации – почему растут цены? Хотя у тех, кто его слушал тоже возникли вопросы – о каком периоде шла речь? Если взять официальную информацию Росстата от 7 декабря, то по итогам ноября потребительские цены выросли всего на 0,71% по сравнению с октябрем. В результате инфляция в годовом исчислении выросла до 4,42%. Правда, это уже выше прогноза ЦБ РФ, который на самый конец года предсказывал уровень инфляции в диапазоне 3,9-4,2%. Поэтому большинство экспертов утверждают, что итог года будет скорее всего 4,5%.

Если сравнить рост цен в продовольственном и непродовольственном сегментах, то, в целом, продуктовые цены дорожают медленнее. Хотя по четырем позициям, действительно, рост заметный: подсолнечное масло подорожало за месяц на 7,44% и за год на 23,84%, сахар (8,94% и 65,17%), яйца (7,09% и 8,13%) и плодоовощная продукция (5,97% и 12,39%). Президент добавил к этому списку еще муку (12,9%), макаронные изделия (10,5%), хлеб и хлебобулочные изделия (6,3%).

Он назвал еще и объяснение этому росту – динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности. Отчасти он, конечно, прав, являясь страной с открытой экономикой и членом ВТО, мы не можем не зависеть от мировых цен, особенно по тем продуктам, где идет биржевое формирование цен на глобальных рынках: зерно, сахар, чай, кофе, морепродукты и т.д. Хотя средний рост российских цен на продовольствие сильно отстает от мирового тренда. Индекс продовольственных цен ФАО, рассчитываемый в долларах, только за шесть последних месяцев вырос на 15,5%, обновив в абсолютном выражении свой исторический максимум. И Россия не может остаться в стороне от этого процесса, который неумолимо будет толкать цены на продовольствие вверх по всему миру.

Тем не менее, участники продовольственного рынка и ранее били тревогу по поводу роста цен на сырье. Так, переработчики масличных культур упрекали производителей подсолнечника в слишком большом экспорте семечки, приведшем к росту внутренних закупочных цен. Им удалось добиться в ноябре решения правительственной подкомиссии о необходимости повышения экспортной пошлины на подсолнечник. На рекордно высокие цены на зерно жаловались производители мяса, кондитерских изделий и хлебопеки. Российский союз пекарей предложил Минсельхозу ввести ограничения на экспорт зерна и субсидировать затраты на производство муки, которая составляет 40% в стоимости хлеба. До июня 2021 года действует квота на экспорт зерновых, а вчера решили поднять еще и экспортную пошлину.

Однако, разрозненные меры, направленные на изменение тех или иных перекосов в одном звене продовольственной цепочки, неизбежно приведут к ухудшению положения в других звеньях. На наш взгляд, многие дисбалансы в нашем агропроме являются следствием того, что не завершилось еще полноценное формирование рыночных механизмов спроса и предложения в отраслях. Не завершился и процесс консолидации и формирования групп лидеров. Отсюда и такая волатильность объемов производства и отпускных и закупочных цен (как на гречку, например).

Можно, конечно, установить административным путем цены на сахар и масло. Однако, рынок может сыграть против этого решения. Главное же ограничители цен в сегодняшней России – это конкуренция и платежеспособный спрос населения.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В популярных зарубежных супермаркетах может появиться фирменная продукция, произведенная в России. Изготовление российских товаров для иностранных торговых сетей под их собственной торговой маркой может стать новым экспортным направлением, рассказали в федеральном центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе. Производство таких товаров может быть экономически выгодно, так как компаниям не придется тратить средства на маркетинг. Производитель молока «Мокостав» подтвердил, что компании интересна такая работа с зарубежными ритейлерами. Изготовитель подсолнечного масла «Благо» сообщил, что уже начал сотрудничество.

 

Продажи разливного пива в российских городах в январе – октябре 2020 г. в натуральном выражении сократились на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Nielsen. Еще год назад продажи росли – на 1,9% за 10 месяцев 2019 г. Падение может быть связано с тем, что такое пиво стало меньше продаваться в современной рознице (в супермаркетах, гипермаркетах, дискаунтерах, магазинах у дома), на которую приходится 76% рынка, объясняет представитель Nielsen. В частности, от этого напитка отказалась с декабря 2019 г. крупная сеть «Красное & белое».

 

Владелец бренда «Напитки из Черноголовки» — «Аквалайф», который также выпускает снеки и кондитерские изделия, выходит на новые рынки. Компания покупает в Новгородской области производство консервов и готовых блюд мощностью более 50 млн условных банок в год. Предприятие интересует «Аквалайф» в первую очередь перспективой выхода на рынок детского питания, обычно один из самых стабильных и растущих. Однако на нем высока конкуренция и уже началось падение на фоне пандемии.

 

Экспортеры выращенного на рыбоводных участках Приморья морского гребешка столкнулись со сложностями при экспорте. Федеральная таможенная служба (ФТС) стала требовать у них лицензию на вывоз товара в живом виде. После вступления в силу нового регламента Росприроднадзора, который обязывает экспортеров живых водных биоресурсов декларировать каждую партию, а также перехода ФТС на электронное декларирование, таможенники начали отказывать компаниям в вывозе такой продукции. Но Росприроднадзор выдавать такие документы отказывается, так как требования по лицензированию распространяются только на диких особей. Участники рынка опасаются остановки поставок.

 

На фоне снижения доходов потребителей в России быстро растут сети, работающие в формате жестких дискаунтеров. За три года количество таких объектов увеличилось почти на четверть. Сервис 2ГИС оценил динамику открытия в России продуктовых магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров (цены в среднем на 15% ниже, чем в обычном дискаунтере, ограниченный ассортимент с выкладкой в транспортной упаковке). С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года по всей стране их количество выросло 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Большая часть из них – это магазины «у дома»% на их долю приходится около 64%. Еще 34% представляют собой супермаркеты, доля гипермаркетов на этом рынке – всего 2% (формат теряет позиции по всем сегментам продуктового ритейла). Тенденция сохранится и будет усугубляться, полагают аналитики. Подтверждением этому может служить, в частности, выход в нишу продуктовых ритейлеров федерального уровня.

 

В этом году рыбаки столкнулись со сложностями при экспорте продукции в Китай. Власти КНР находили следы коронавируса на российской рыбе и теперь усиливают профилактические меры. Китайская сторона предложила внести изменения в ветсертификат для сопровождения рыбопродукции, сообщили в Россельхознадзоре. Однако в ведомстве считают, что в условиях сложной эпидемиологической обстановки такое предложение «нуждается в обсуждении», и предложили ограничиться приложением к ветсертификату. Ранее КНР потребовала, чтобы до конца года Россия перепроверила все свои суда и предприятия, экспортирующие продукцию в Китай. По мнению Россельхознадзора, с учетом большого количества судов завершить переаттестацию до конца года будет сложно.

 

В 2020 г. доля свободных помещений на ресторанных улицах Москвы достигнет рекордных 13,6%, следует из отчета консалтинговой компании JLL. К таким улицам относятся, в частности, Кузнецкий Мост, Никольская, Маросейка, Большая Дмитровская и Большая Никитская, Покровка, Пятницкая, а также район Патриарших прудов. Согласно отчету, такая высокая доля вакантных площадей будет достигнута впервые с 2016 г., когда во II квартале этот показатель составлял 13%. По словам представителя JLL, это связано прежде всего с оптимизацией сетей ресторанов и магазинов: их владельцы переезжают в точки с более удачным месторасположением и привлекательными условиями аренды.

 

За 8 лет, прошедших после принятия стратегии импортозамещения в России, рассчитанной до 2020 года, на рынке пищевой продукции существенно далось сократить только импорт мяса – на 65%, говорится в исследовании НРА (Национального рейтингового агентства). Но это все еще на 2,8 п.п. меньше, чем заложено в стратегии. В самом документе в качестве одной из мер упоминалось сокращение импорта товаров, производимых внутри страны. После введения в 2014 году эмбарго на продукты из стран Евросоюза и ряда других (мясо-молочная продукция, рыба, овощи и фрукты) в ответ на санкции Запада против России чиновники апеллировали как раз к стратегии от 2012 года, обещая заместить запрещенные товары российскими. Однако, получилось это лишь частично. Так, экспорт молочной продукции к концу 2020 года сократился на 20% вместо провозглашенных в стратегии 30%, плодоовощной продукции – на 11% вместо запланированных 20%. Провальной ситуация оказалась с сокращением импорта овощей: предусматривалось, что к 2020 году их ввоз сократится на 70,3%, по факту вышло на 27%.