Введение
Более десяти лет существует Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), объединивший 15 ведущих национальных союзов и ассоциаций производителей, поставщиков, потребителей продовольственных товаров и розничной торговли. За этот период члены МЭС разработали и единогласно приняли Кодекс добросовестных практик взаимоотношений поставщиков потребительских товаров и торговых сетей (КДП), согласованный ФАС, а также разработали и согласовали с Росстандартом соответствующий ГОСТ Р 56186.2-2016. Для рассмотрения в регулярном режиме возникающих между сторонами конфликтных ситуаций при МЭС образована Комиссия по применению КДП, действует Конфликтная комиссия в АКОРТ, а также КДП-контролеры и согласительные комиссии в сетях-членах АКОРТ. Во многом благодаря этому за последние годы, несмотря на чрезвычайные условия пандемийных ограничений и санкционных сложностей, резко сократилось количество публичных конфликтов, в которые ранее нередко приходилось вмешиваться представителям исполнительной и законодательной властей.
Вместе в тем в отношениях поставщиков и торговли остаются нерешенные вопросы, по которым стороны не могут согласовать универсальные решения. Аналогичные проблемы на постоянной основе присутствуют между обеими сторонами и в странах с развитыми экономиками: недостаточно развитое совместное планирование, спорные практики применения штрафов и т.п.
Итоги работы МЭС в 2023 году представлены ниже и свидетельствуют с, одной стороны, о необходимости дальнейшего поиска совместных решений имеющихся и вновь возникающих проблем, а с другой – о назревшей потребности перестройки сложившегося формата межотраслевого саморегулирования на продовольственном рынке страны.
- О работе МЭС в 2023 году
Общая экономическая ситуация в стране оказывала непосредственное влияние на деятельность компаний-членов, составляющих МЭС ассоциаций и союзов. После череды шоков 2022 года экономика России в 2023 успешно справилась с санкционными вызовами, но столкнулась со значительным ростом инфляции. Потребительский рынок в этих условиях активно менялся: во-первых продолжился рост консолидации, как в торговле, так и у поставщиков; во-вторых, повысился уровень конкуренции за медленно растущий объем потребительских расходов (причем, как между отраслями, так и внутри них) с паралельным ростом себестоимости; в третьих, серьезное влияние на потребительское поведение стала оказывать электронная торговля.
Период активных совместных усилий поставщиков, торговли и ФОИВов по бесперебойному обеспечению населения страны необходимым объемом товаров повседневного спроса сменился процессом постепенной адаптации к изменившимся условиям. В этих условиях вновь на повестку дня стали выходить проблемы, возникающие в текущей практике отношений поставщиков и торговли, в частности, подтверждения заказов, выставления штрафов, сокращения сроков оплаты, принятия изменения цен, требований к остаточному сроку годности и ряду других. Все они в той или иной степени обсуждались на заседаниях МЭС, однако, участники дискуссий не смогли найти консенсуса относительно конкретных путей их решения. Параллельно с этим возникла инициатива более тесного и прямого контакта «палаты поставщиков» с руководством крупнейших торговых сетей. Так, 24 марта состоялось совещание по вопросам взаимодействия торговых сетей и поставщиков при осуществлении торговли продовольственными товарами под председательством И.Б. Косарева (СПАП) и А.Ю. Мелешиной (Магнит), где также был рассмотрен широкий спектр проблемных вопросов. В протокольном решении по его итогам был принят ряд рекомендаций, в частности, в отношении принятия изменения цен сказано: «необходимо соблюдать КДП и стремиться согласовывать изменения цен в течение 30 дней»; в отношении развития межотраслевого взаимодействия: «повысить уровень участия в заседаниях МЭС до СЕО компанй, проводить регулярные встречи не реже одного раза в квартал».
Деятельность совета в истекшем году началась с заседания Президиума МЭС 27 января, утвердившего смету расходов за 2022 год, бюджет и график заседаний. Далее, в полном соответствии с уставом МЭС состоялись четыре ежеквартальных заседания (27 апреля, 1 сентября, 24 октября и 21 декабря).
На 82-м заседании МЭС (27.04.23 г.) участники приняли к сведению информацию о совещании 24 марта, обсудили проект ежегодного отчета МЭС и утвердили кандидатуру Р.А. Айдиева (НСХ) в качестве «общественного аудитора» финансово-хозяйственной деятельности МЭС. Принят к сведению выход из состава МЭС Евразийского альянса бутилированных вод по внутренним причинам и с учетом потери активности в работе совета.
На 83-м заседании МЭС (07.09.23 г.) участники обсудили текущее положение в отраслях, представленных членами МЭС. По инициативе АКОРТ была составлена обобщенная стенограмма обсуждения, признанная полезной для расширения кругозора членов МЭС и лучшего понимания происходящих процессов на потребительском рынке в целом. (Подобные обзоры в будущем могут стать основой для информирования ФОИВов – регуляторов. Однако, их подготовка потребует серьезной экспертной поддержки).
На заседании также было рассмотрено обращение Руспродсоюза от 17.08.23 г. со следующими предложениями:
- о временном изменении срока согласования новых цен до 14 дней;
- о признании волатильности валют достаточным обоснованием для согласования изменения цен по импортным товарам и в части валютной себестоимости по товарам зависимым от курса;
- об отказе от требований подтверждения изменений цен в других сетях.
Решение не было принято из-за недостижения консенсуса со стороны торговли.
На 84-м заседании МЭС (27.10.23 г.) участники обсудили вопрос реализации программы Адресной продовольственной помощи. Принято решение: А.И. Борисову проинформировать членов МЭС о результатах пилотного проекта, реализуемого X-5 Group в ЯНАО. Рассмотрен вопрос выдвижения двух конкурентных кандидатур от торговли в состав Комиссии по применению КДП. Рекомендовано участникам МЭС от торговли (АКОРТ, СНС, АМТ) принять консолидированное решение и информировать МЭС. Кроме того, участники рассмотрели результаты совместного заседания трех комитетов и советов ТПП РФ о возможных изменениях в ФЗоТ относительно обязательности заказа только подтвержденного поставщиком. Приняли к сведению проект Резолюции этого заседания, констатировавшего отсутствие согласия между Комитетами по агропрому и малому бизнесу, с одной стороны, и Советом по развитию потребительского рынка, с другой.
На 85-м заседании МЭС (21.12.23 г.) участники приняли решение продолжить практику ежеквартальных обсуждений текущей ситуации в представленных отраслях. Призвали участников сформулировать по три наиболее актуальных проблемы для возможного вынесения на обсуждение МЭС, в т.ч. перспективных для выработки общих позиций и направления в соответствующие ФОИВы. На рассмотрение в качестве возможного независимого члена Комиссии по применению КДП была представлена кандидатура А.Л. Даниленко (действующий член Комиссии от поставщиков). Справочное голосование показало отрицательный результат. Сняты с обсуждения и кандидатуры А.Н. Карпова и В.А. Валькова на вакантное место члена Комиссии от торговли. Утверждены смета расходов МЭС за 2023 год и бюджет на 2024 год.
- О работе Комиссии по применению КДП
Последнее заседание Комиссии состоялось 24 марта 2022 года после чего в ее работе наступил незапланированный перерыв. Среди причин сложившейся ситуации были как объективные, так и субъективные обстоятельства. Так, к первым можно отнести сложную экономическую конъюнктуру, в которой участники рынка вынуждены повседневно решать текущие проблемы и не имеют времени на процедурные вопросы и дискуссии в рамках комиссии. Сюда же следует отнести и переход председателя Комиссии А.В. Шаронова на другую должность со сменой отраслевых приоритетов, а также уход представителя торговли В. Садовина на операционную работу. Обоснованной представляется и критика в адрес Комиссии со стороны поставщиков относительно ее неспособности в качестве института саморегулирования добиваться выполнения принятых решений участниками рынка, включая даже присоединившихся к КДП.
К субъективным факторам, мешавшим работе Комиссии можно отнести следующее:
- определенная формализация работы секретариата Комиссии привела к сложности сбора подтверждающих документов и удлиннению сроков рассмотрения вопросов, выносимых на Комиссию;
- неоправданное превращение дискуссий по вопросам повестки дня в личное соревнование по риторике между некоторыми членами Комиссии;
- позиция Руспродсоюза, как наиболее активного поставщика проблемных вопросов в повестку дня заседаний Комиссии, об отказе от вынесения новых кейсов под предлогом того, что не исполняются ранее внесенные решения Комиссии.
По поручению МЭС (протокол 84-го заседания) председатель Совета А.И. Борисов провел 17 ноября неформальную встречу с действующими членами Комиссии, в ходе котрой состоялся обмен мнениями относительно сложившейся беспрецедентной ситуации, когда Комиссия не собиралась более года.
Было отмечено, в частности, что в результате многочисленных изменений в условиях работы, а также ситуации, при которой лишь небольшое число торговых сетей исполняет решения Комиссии, произошла определенная трансформация взаимоотношений сторон, а именно:
- разрешение конфликтных ситуаций перешло от Комиссии на уровень «отраслевой союз – конкретная сеть»;
- чем более углубленным становится анализ обсуждаемых ситуаций, тем больше возникает различных нюансов, не позволяющих сделать однозначные и приемлемые для обеих сторон выводы;
- возможно, это подтверждает тезис о том, что подавляющее большинство конфликтных ситуаций в отношениях сторон нашли свое решение в рамках КДП и решений Комиссии, а оставшиеся должны решаться в рамках переговоров.
В интересах выхода из существующего перерыва было предложено обеим сторонам совместно подготовить кейс для рассмотрения на Комиссии.
Заключение
Экономические итоги 2023 года оказались в целом удовлетворительными как для вертикально интегрированных поставщиков основных продовольственных товаров, так и для крупных торговых сетей, тогда как малый и средний бизнес, в т.ч. региональные сети – испытывает на себе одновременное давление инфляции, конкуренции и слабого спроса. В результате их число сокращается из-за банкротств, закрытий, слияний и поглощений.
Меняются и взаимоотношения с властями всех уровней – после периода постоянного и взаимовыгодного общения, обмена информацией и опытом, наступила ситуация, когда у всех ФОИВов сформирована собственная, привычная экспертная база и независимое мнение отраслевых союзов – практиков интересует их все в меньшей степени. На этом фоне растет активность и вмешательство в рабочие процессы потребрынка со стороны не только законных регуляторов, но и правоохранителей в лице Генпрокуратуры, законодателей (Софед и Госдума) и других ведомств.
В целом, можно считать, что с утверждением КДП был теоретически и во многом практически решен большой объем многолетных конфликтов между сторонами (поставщиками и торговлей). В то же время под влиянием новых геополитических и экономических факторов происходит трансформация потребительского рынка, в целом, и отдельных его сегментов, в частности. Регулярно повторяются попытки ввести госрегулирование цен на продовольственные товары, квотирование отечественной продукции на полках магазинов, ввести другие формы регулирования, контроля и прослеживаемости, чреватые непредсказуемым ростом издержек для обеих сторон.
На этом фоне возникает необходимость соблюдения действующих норм КДП и решений Комиссии, а так же выработки и согласования новых договоренностей. Поэтому рождение новых ситуаций и новых разногласий в повседневной практике отношений сторон не должно никого удивлять. Наоборот, и в рамках МЭС, и в работе Комиссии нужно находить новые форматы обсуждений, соответствующие новым обстоятельствам:
- Готовность к дальнейшему открытому и взаимоуважительному сотрудничеству на базе созданного актива МЭС (КДП, ГОСТ, платформа диалога, соглашения с регуляторами и т.д.).
- Общее понимание необходимости поиска адекватного формата работы как самого МЭС, так и Комиссии, ускорения рассмотрения вопросов, большей информационной активности и прозрачности.
- Уважение права на равную доходность операционной деятельности контрагентов при соблюдении добросовестных практик: неиспользования штрафов в качестве дополнительных доходов и других недобросовестных практик.
- Более широкое участие первых лиц компаний-членов, обладающих значительным практическим опытом создания и разрешения рабочих конфликтов.
- Подведение итогов практических результатов работы согласительных и конфликтных комиссий и отдельных КДП-контролеров сетей с целью более широкого их использования для предупреждения конфликтов в отношениях сторон.