Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №232 (17 февраля 2023)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Править законы или слушать потребителя

Экономические итоги 2021 года сегодня трактуются почти полярно противоположным образом – от хвалебных до слезных. Вместе с тем на продовольственном рынке ситуация тоже двойственная: продажи в сегменте food в деньгах выросли на 13,4%, а в объеме упали на 1,5%. То есть население, реальные доходы которого также сократились на 1,0%, урезает покупки продуктов. Алкоголь при этом растет. Помните советский анекдот: «Папа, ты теперь будешь меньше пить? – Нет, сынок, ты будешь меньше кушать…»

На этом фоне, естественно, появляются все новые идеи как увеличить потребление продуктов, причем не естественным путем – через рост доходов, а через административные опусы, и поправки в законы. Сенаторы, депутаты и чиновники соревнуются в вариантах как обязать торговлю иметь на полках «отечественную», «региональную», «местную» продукцию, т.е. ввести квотирование.

Во-первых, концептуально идея квотирования на полках сетей товаров локальных производителей порочна, так же как идея квотировать гендерный или расовый состав персонала. Любая попытка администрировать рыночные процессы ведет к нарушению равновесия спроса и предложения, а значит к падению эффективности всех участников цепочки от поля до прилавка. Надо понимать, что не депутаты или сенаторы и не торговые сети определяют кто должен остаться на рынке. Этот выбор делает только потребитель, голосуя своим рублем за ту или иную продукцию.

Во-вторых, существующее законодательство не позволяет обязывать хозяйствующие субъекты работать с теми или иными группами участников рынка даже из самых лучших побуждений. Хотя на практике недавнего времени такие попытки встречались, когда губернаторы гласно или негласно обязывали торгующие организации продавать, например, алкоголь только местного производства. Подобные инициативы рано или поздно пресекались антимонопольными органами и прокуратурой.

В третьих, еще раз подчеркну, что на потребительском рынке король – именно потребитель, а любая эффективно работающая торговая сеть не может не учитывать его потребности и предпочтения. Именно поэтому за последние годы все крупнейшие федеральные сети озаботились наличием региональных и локальных марок продуктов на своих полках, доля которых достигает уже уровня 20%. В отдельных же сегментах, например, хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты она может быть в два или даже три раза выше.

Поскольку мы все-таки живем в рыночной экономике, то ее законы никакие другие, даже очень привлекательные внешне юридические законы перебороть не смогут.

 

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Крупнейший производитель сахара «Продимекс» признан ФАС виновным в создании ажиотажа. Антимонопольная служба посчитала, что действия компании спровоцировали дефицит товара и привели к росту цен. «Продимекс» координировал деятельность торговых сетей зимой и весной 2022 г, что привело к росту цен на сахар. К такому выводу пришла ФАС, признавшая эту компанию виновной в создании ажиотажного спроса на рцнке. Это следует из материалов Арбитражного суда Москвы, который 13 февраля этого года принял к производству иск т «Продимекса» с требованием признать соответствующее решение ФАС незаконным. При этом само решение антимонопольной службы до сих пор не опубликовано. Третьими лицами в деле указаны торговые сети «Лента», «Мария-Ра» и Auchan.

Минсельхоз планирует обязать рыбопромышленные компании провести растаможивание судов на территории ЕАЭС. Это следует из законопроекта, размещенного на сайте проектов нормативных актов. Без этой процедуры, которая предусматривает оплату владельцами судов 20% НДС и 5% госпошлины от стоимости каждой единицы флота, с 1 сентября 2023 г. перестанут выдавать разрешения на добычу водных ресурсов (из российской квоты во всем Мировом океане).

Рекордный урожай сои в России в 2022 году привел к снижению импорта. По данным «Совэкона», с начала сезона ввоз соевых бобов сократился на 13% год к году, падение показателя может продолжиться. Российская соя дешевле импортной с учетом доставки, что делает ориентированных на закупки иностранного сырья переработчиков менее конкурентоспособными. Как отмечают аналитики, все ввезенные объемы в сезоне – импорт из Бразилии. Поставки из Парагвая, другого крупного производителя сои в мире, остановились весной 2022 года.

В России образовался дефицит оболочки для выпуска колбас и сосисок. Это связано с антироссийскими санкциями ЕС – пленка для мясной продукции поставлялась с семи европейских заводов. Сейчас срок доставки достигает десяти месяцев – сырье привозят из Китая по предоплате или по параллельному импорту. Производители вынуждены запасаться этим товаром почти на год вперед, из-за чего их затраты выросли на 25-70%. Для поддержки отрасли Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) попросил у правительства продлить на 2023 год действие краткосрочных льготных и инвестиционных кредитов. В Минпромторге сочли целесообразным проработать вопрос совместно с Минсельхозом. При этом в ведомствах добавили: большинство мясоперерабатывающих предприятий сегодня обеспечено компонентами для бесперебойной работы.

Контроль над бизнесом молочных продуктов и растительных напитков Danone в России заинтересовал ряд стратегических инвесторов. Среди претендентов неофициально называют крупных производителей молока «Эконива», Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева и «Румелко» Владимира Лисина, а также «Русагро» и «Черкизово». Большое количество участников может повысить цену актива, считают эксперты. Danone анонсировал передачу контроля над бизнесом молочных продуктов и растительных напитков в России в октябре 2022 года. В сделку может войти 13 заводов, выпускающих традиционные молочные продукты, йогурты, десерты.

Продажи молочной продукции могут снизиться в 2023 году на 20-30% по сравнению с прошлым годом, сообщила директор Молочного союза России Людмила Маницкая на форуме «Продэкспо». Она связывает это со снижением доходов населения и ростом цен на продукцию. Маницкая также отмечает, что потребители будут постепенно переходить к более бюджетным категориям (от йогуртов и кефиров к питьевому молоку), что отразится и на продажах. Производство сырого молока в России последние три года практически не изменилось: в 2022 году оно оценивалось в 32,5 млн т, в 2021 году – в 32,3 млн т.

4,3 процента составило снижение выпуска продукции и услуг базовыми видами экономической деятельности в России в декабре 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021, сообщил Росстат. За 2022 год выпуск сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта и торговли упал на 1,3% после роста на 5,9% в 2021 году. Индикатор – хороший прокси для ВВП, считают аналитики Telegram-канала «Твердые цифры», оценивая на его основе спад экономики «всего на 2,3%» в 2022 году. Авторы же Telegram-канала MMI считают, что «одним из значимых факторов, поднявших динамику ВВП в 2022 году, стал кардинальный пересмотр данных по сельскому хозяйству», он добавил в рост ВВП 0,2-0,3 процентного пункта.