Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №218

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

О Концепции оптовой торговли

11 апреля глава российского правительства подписал распоряжение №832-р, которым утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития оптовых продовольственных рынков, в свою очередь утвержденной распоряжением правительства «2689 от 27.09.21 г. План разработан Минпромторгом и состоит из двух основных тем: 1) изменение нормативно-правовой базы в виде поправок (включение понятия «оптовый рынок») в 381-ФЗ и в действующие ГОСТы в срок 1 и 2 кварталы 2023 года; 2) содействие региональным и местным органам власти в реализации Концепции через подготовку программ поддержки в срок 1 квартал 2023 г. Весь же план в целом, включая мониторинг его реализации и обобщение лучших практик, рассчитан на период 2022-2026 годы.

Актуальность развития оптового звена в российской торговле уже много лет не вызывает сомнений, поскольку Россия – крупнейшая в мире страна по территории, неравномерно заселенная и недостаточно освоенная с точки зрения транспортной инфраструктуры. Отсюда огромные сложности с хранением, логистикой и высокими издержками. Еще в конце 90-х годов тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков лично ездил изучать опыт оптовых рынков Rungis в Париже и Mercasa в Мадриде. Однако, до сих пор в столице так и не появился настоящий оптовый продовольственный рынок. Действующий сейчас рынок «ФудСити» не отвечает стандартам, предполагающим наличие мощных зон не только оптовой торговли, но и мультимодальной логистики, мультитемпературного хранения и развитой IT инфраструктуры.

В 2014 году подобную идею развивал Минсельхоз, при поддержке которого начался проект «РусАгроМаркета» и который только в марте 2021 года завершился запуском первой очереди оптово-распределительного центра в Новосибирске. Реализация проекта общей площадью более 100 тыс.кв.м обошлась в 8,2 млрд рублей. Опыт первопроходца говорит о том, что подобный проект без поддержки государства не окупится ранее, чем через 15 лет. А с поддержкой (субсидирование процентной ставки и 20% компенсации капитальных затрат) может уложиться в 10 лет.

В 2019 году и Минпромторг включил оптовую торговлю в свою Стратегию развития торговой деятельности в Российской Федерации до 2025 года. Нынешняя Концепция является по сути повторением этого документа, включая, в частности, то, что ответственность за ее реализацию ложится на региональные и местные власти, создание оптовых рынков не более одного на крупную агломерацию и обязательное их оснащение лабораториями санэпиднадзора.

В Концепции перечислены ожидаемые результаты, среди которых снижение издержек и сокращение потерь при транспортировке и хранении, расширение сбыта отечественных производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции и улучшение ее физической доступности для широких слоев населения, сокращение звенности в системе товародвижения и соответствующее сдерживание цен, в первую очередь на скоропортящуюся продукцию. В результате должны выиграть производители в секторе МСП, произойдет оптимизация товарных потоков и улучшится транспортная ситуация в крупных городах.

Оценивая мировой опыт и описанный выше прецедент «РусАгроМаркета», можно сказать, что реализация Концепции вряд ли будет быстр ой и успешной. Во-первых, создание такой оптовой сети должно быть комплексным и покрывать территории, где сейчас нет ОРЦ федеральных сетей (Сибирь, Дальний Восток, а теперь еще и Крым). Во-вторых, господдержка должна стать обязательной частью реализации проекта, иначе в существующих условиях региональные власти не найдут серьезных инвесторов. В третьих, нужно активней привлекать к участию во всех планируемых проектах крупнейшие маркетплейсы, заинтересованные в расширении собственной инфраструктуры.

И еще одно важнейшее условие успеха – надо обеспечить такой уровень сервиса и коммуникации с пользователями, что потенциальные арендаторы с готовностью примут условия управляющей компании оптового продовольственного рынка, а не уйдут искать лучшего…

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Объявление о финансовой поддержке производителей свинины в размере 6,6 млн фунтов стерлингов сделала крупнейшая торговая сеть Британии Tesco после того, как представители свиноводческого сектора раскритиковали розничного продавца за то, что он не делает достаточно для поддержки отрасли, находящейся в кризисе. В соответствии с новым планом платежей сети супермаркетов ее поставщики увеличат выплаты фермерам на 6,6 млн фунтов стерлингов до августа.

Из-за частичной изоляции РФ от внешних рынков, неполной конвертируемости рубля и невозможности использовать международные цены Белый дом намерен создать прозрачную систему ценообразования на внутреннем рынке. Для этого Минфин подготовил законопроект о расширении биржевой торговли – производителей обяжут продавать на бирже до четверти продукции «при существенном изменении условий на рынке». Под требование попадут стратегические и социально значимые товары – от промышленного и строительного сырья до сельхозпродукции. Минфин предлагает гибкий механизм вывода отраслей на биржу – нормативы и условия будет определять правительство. При этом ценовая информация по итогам публичных торгов, по расчетам Минфина, должна стабилизировать условия для инвесторов и ограничить вмешательство государства в регулирование цен.

За последнюю неделю средние цены на живых свиней для мясной промышленности оказались на 20% прошлогодних. Этому способствует, в том числе разрешение на беспошлинный ввоз из-за границы крупной партии в 100 тыс. тонн замороженной свинины, что стало выгодно импортерам после укрепления рубля. Но этот же фактор повлиял на сокращение вдвое экспорта российской продукции. Локальные производители опасаются, что заметное снижение внутренних цен будет серьезно давить на их рентабельность, которая и без того сокращается из-за роста на треть себестоимости производства.

«Белая Дача» приступила к строительству в Новороссийске первой очереди производственного комплекса «Салаты с моря» по выращиванию кочанных салатов в орошаемом открытом грунте и бейби-салатов в туннельных пленочных теплицах. Он позволит «Белой Даче» увеличить производство более чем в 2 раза (сейчас – 4000 т) и обеспечить нужды своих перерабатывающих площадок собственным сырьем, говорит представитель компании. Инвестиции в проект оцениваются в 1 млрд рублей, это собственные средства компании.

Геополитический кризис и сложности с логистикой привели к резкому падению доли и темпов продаж импортного пива в России. В апреле они снизились более чем на 30% год к году, а доля иностранных брендов в категории с начала года сократилась с 6,2% до 3,8%. Выиграть от ситуации могут в первую очередь небольшие и средние производители пива специальных сортов.

Достигнув максимумов в конце марта, оптовые цены на гречневую крупу начали падать. К 20 мая гречка подешевела на 13%, до81,32 тыс. рублей за тонну, в первую очередь из-за низкого спроса после ажиотажных закупок впрок в начале кризиса. Экспорт продукции также снизился – внутренние цены остаются привлекательнее внешних, особенно на фоне осложнения и подорожания логистики. Эксперты полагают, что тенденция может сохраниться на месяц-другой, но не дольше, поскольку реального избытка гречки на рынке нет.

К борьбе российских садоводов с польскими яблоками, завозимыми в Россию нелегально после введенного властями РФ в 2014 году продуктового эмбарго в отношении ЕС, подключился Совет Федерации (СФ). Сенаторы хотят дополнительно пресекать нелегальный импорт за счет аккредитации поставщиков и учета их урожая с вывозимым объемом. Эксперты считают, что в этом году поставки плодов из европейских стран и так будут нерентабельны, а отслеживать нелегалов будет проблематично.

В Москве на 23 площадках стартовал шестой гастрономический фестиваль «Рыбная неделя», который завершится вечером 5 июня. Там можно купить рыбу и морепродукты из разных регионов России, попробовать деликатесы и сходить на мастер-классы. По словам главы департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, подготовка к фестивалю началась за два месяца – организаторы договаривались с рыбными хозяйствами России и поставщиками. В Москву привезли более 250 тонн рыбы и морепродуктов. В ассортименте – свыше 20 видов продукции.

Согласно данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Банка России, индекс потребительских настроений граждан в мае к апрелю вырос на 16 пунктов, до 88,9 пункта, оставаясь заметно ниже уровня положительных значений. Основной причиной роста показателя стало ожидаемое гражданами улучшение материального благосостояния в среднесрочной перспективе. В мае уже 19% респондентов посчитали, что это с ними произойдет, против 13% в марте. Эта составляющая общего индикатора за май выросла на 1,5 пункта, до 104,7 пункта – максимума с середины 2018 года.