Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №209

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Снижение выбросов в цепочке поставок

Вынесенную в заголовок проблему обозначил в начале 2021 года отраслевой отчет ВЭФ и BCG: декарбонизация цепочки поставок важна не только для повышения доверия к климатической политике компании, но она еще и значительно сокращает эмиссию парниковых газов особенно в сравнении с производством продукции и собственным энергопотреблением. Так, в докладе указывается, что у типичной розничной сети (food или nonfood) только 5% эмиссии связаны с прямыми оперативными процессами, а выбросы, образующиеся в цепочке поставок, могут быть в 5-10 раз выше прямых выбросов.

По подсчетам авторов отчета, более половины глобальных эмиссий «скрыты» в восьми мировых цепочках поставок: продовольственных товаров, производства одежды и обуви, товаров повседневного спроса, электробытовых товаров, электроники и связи, автомобилестроения, профессиональных услуг, перевозки товаров.

На фоне того, что рынок поставок является сильно фрагментированным, особенно когда они происходят из разных континентов и стран, эмиссии могут быть «глубоко запрятаны», а усилия по их снижению могут потребовать не только денег и времени, но и коллективных действий на уровне всего сектора или даже отрасли.

Для российских компаний важно понимать, что мировые рынки хотят знать уровень углеродного следа продукции, поставляемой из России, и что российские поставщики предполагают делать для его снижения. Показателен в этом смысле пример пивоваренной компании «Балтика», которая за период с 2015 по 2020 год добилась снижения экоследа пива по всей цепочке поставок «от поля до бокала» на 7%. С этой целью использовались спутниковый мониторинг выбросов от посевов ячменя, сокращение выбросов на пивоварнях, поддержка сбора и переработки почти половины объема выпущенной упаковки, а также снижение выбросов при перевозке и охлаждении напитков в барах и магазинах.

Подобный процесс для большинства компаний все еще довольно сложный и трудоемкий, однако развитие ситуации будет в дальнейшем требовать контроля буквально за каждым граммом выбросов, поэтому над этим надо постоянно думать, разрабатывать четкие цели, формировать инструменты сбора данных и задавать стандарты для всех поставщиков. В отчете организации CDP (Climate Disclosure Progect), собирающей добровольную нефинансовую отчетность компаний, требующих такой же отчетности и от своих поставщиков, говорится: «Вовлечение цепочек поставок в снижение выбросов – ключевая практика для конкурентоспособности и жизнестойкости компаний в будущем». Отчетность в CDP сдают, в частности, также компании как Microsoft, Walmart, L’Oreal, BMW, Hewlett-Packart, Michelin, Samsung, Unilever.

В числе немногих пока компаний, заявивших о цели достичь к 2050 году углеродной нейтральности, включая цепочки поставок, стоит и компания «Филипп Моррис Интернешнл». Как считают в компании, большая часть выбросов происходит у них в так называемой верхней части цепочки – при сушке табачного листа, тогда как на самих фабриках формируется небольшая их часть. Поэтому запущены программы снижения выбросов на всех этапах, а в России в 2021 году начался проект по переходу на углеродную нейтральность фабрики «ФМ Ижора» в Ленинградской области с задачей завершить его до 2025 года. С этой целью идет вовлечение поставщиков в проект, их информирование по стратегиям и практикам в области ESG. За работу в этом направлении ФМИ четвертый год подряд входит в лидеры рейтинга CDP по работе с поставщиками.

Ключевыми мерами по сокращению эмиссии в цепочке поставок являются – реализация принципов циклической экономики, ресурсо- и энергоэффективности, переход на возобновляемую энергию, экологически дружественный дизайн продукции, интеграция инструментов измерения эмиссии в стандарты отчетности и качества, поддержка механизмов сертификации и, разумеется, тесная и постоянная кооперация с поставщиками.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Продажи органических продуктов питания за 12 месяцев (с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 13% в денежном выражении. Такие данные приводит исследовательская компания NielsenIQ. Они вдвое обогнали обычные продукты питания, которые за тот же период прибавили только 6%. Цифры в натуральном выражении компания не указывает, само исследование проведено впервые. По данным Национального органического союза, продажи органических продуктов по итогам 2020 г. составили 192-194 млн евро, это на 15-18% больше, чем годом ранее. Темпы роста при этом увеличились: например, в 2019 г. этот показатель составлял только 10-12%.

На рынке кавказских минеральных вод усиливается консолидация. Один из крупнейших независимых игроков АО «Нарзан» может перейти под контроль структур владельца бренда «Ессентуки» «Холдинг Аква», среди собственников которого АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Это позволит покупателю собрать две из трех ключевых марок на рынке.

Продажи алкоголя под собственными торговыми марками (СТМ) за год, который завершился в сентябре 2021 г., увеличились на 20,4%, говорится в исследовании NielsenIQ. Самым популярным среди таких товаров под СТМ стало пиво – его продажи выросли на 38,8% в деньгах и на 35% в натуральном выражении. Абсолютные цифры NielsenIQ не раскрывает, но указывает, что это самый высокий показатель среди всех категорий продовольствия.

«Завершающийся год стал для российской пивоваренной отрасли относительно успешным. С одной стороны, не наблюдалось заметного роста, как в 2018-2019 годах, а с другой – шансы пивоваров завершить год в плюсовой зоне довольно высоки. Конечно, давать прогнозы – дело неблагодарное, ведь год еще не закончился, но самую главную часть года – высокий сезон – рынок провел достаточно эффективно. В летние месяцы продажи пива выросли по сравнению с июнем – августом 2020 года на 4 процента. А с января по сентябрь производство пива составило 631 миллион декалитров, увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 2,2 процента», — рассказал глава Ассоциации производителей пива (АПП) Андрей Губка «Российской газете».

Дистанционную продажу рецептурных лекарств в пилотном режиме запустят в Москве, Московской и Белгородской областях в следующем году, сообщили в пресс-службе минэкономразвития. В министерстве пояснили, что законопроект об этом находится на согласовании с заинтересованными ведомствами. Выбор регионов обусловлен тем, что именно в них уже реализована техническая возможность формирования электронных рецептов, а это – обязательное условие эксперимента. При этом электронные рецепты в свою очередь должны быть интегрированы в систему маркировки, благодаря которой все лекарства, которые отпускаются онлайн, будут отслеживаться, и это защитит россиян от приобретения фальсифицированных и некачественных препаратов. Если эксперимент будет успешным, нововведение распространят на всю страну.

С начала года в России было продано свыше 2 млрд упаковок лапши быстрого приготовления, что на 6,1% больше, чем годом ранее. В 2020 году рост не достигал даже 2%. Участники рынка связывают нынешнюю динамику с тем, что в попытке экономить часть потребителей, ранее не покупавших продукт, переключилась на него. Дополнительными факторами стали восстановление числа мигрантов, в рацион которых входит недорогая лапша, и возвращение россиян с удаленной работы.

В начале декабря Роскачество предоставило рейтинг игристых вин отечественного производства в рамках проекта «Винный гид России». Он с 2018 года реализуется совместно с Минсельхозом и Минпромторгом. В этом году исследовано 147 образцов игристых вин среднего ценового сегмента. С 2022 года начнется реализация федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия», разработанного Минсельхозом России. Ежегодно на поддержку этого направления государство будет выделять от 2,4 до 3,3 млрд рублей.

35 миллиардов долларов составит объем агроэкспорта из России по итогам 2021 года, сообщил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, выступая в Госдуме. Такой результат может стать историческим рекордом – с начала этого года поставки сельхозпродукции за рубеж оцениваются в $32 млрд в текущих ценах, что на 20% больше, чем за тот же период 2020 года. Такие динамичные темпы роста агроэкспорта, впрочем, во многом обусловлены ростом внешних цен. В объеме поставки по ряду позиций наоборот сократились из-за ограничений, введенных для сдерживания цен на внутреннем рынке – так, экспортировано на 15% меньше зерна, на которое приходится около трети поставок.