Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №205

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

О предстоящих задачах

Со дня первого неформального заседания в декабре 2010 года МЭС прошел уже длинный путь межотраслевого диалога и саморегулирования. Сегодня целый ряд причин и новых условий ставят перед нами задачу задуматься о повышении эффективности нашей работы в интересах всего потребительского рынка. Начну с того, что пандемия COVID-19 изменила и ускорила многие привычные процессы и отношения. На это наложился глобальный процесс инфляции и его последствия на продовольственном рынке России с соответствующими попытками правительства затормозить рост цен усилиями ФАС и прокуратуры. Сам потребительский рынок в стране проходит через драматичную перестройку: рост e-com и доставки, переход большинства потребителей в сегмент дешевой еды и СТМ сокращение доли гипермаркетов и рост жестких дискаунтеров и т.д.

В этих условиях члены МЭС и Комиссии по применению КДП не оставались безучастны к происходящему. Мы направляли коллективные обращения к руководству страны и регуляторам, горячо обсуждали вводимые регуляторные меры. Благодаря совместным усилиям сегодня создан разветвленный механизм разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях сетей и поставщиков – от независимых КДП-контролеров во всех крупных сетях внизу пирамиды, к конфликтным комиссиям сетей на следующем уровне, затем к согласительной комиссии в АКОРТе и, наконец, к самой Комиссии по применению КДП на самом верху. Параллельно одобрен опыт привлечения независимых медиаторов, а также проект сети «Магнит» под условным названием «имплант», когда представитель поставщика работает в сети, облегчая совместное планирование и подготовку контрактов.

Тем не менее и внутри МЭС, и внутри Комиссии зреет ощущение, что сделанного недостаточно, мы можем и должны делать больше для дальнейшего изменения ситуации. Комиссия провела на прошлой неделе специальное заседание, посвященное вопросу эффективности своей работы. Секретариат готовит сейчас обобщенный документ с выводами по результатам обсуждения. Члены МЭС приглашены обсудить этот вопрос 20 октября. Поэтому позволю себе высказать несколько предварительных соображений по этому вопросу.

В отчетном докладе МЭС за 2020 год в качестве задач на текущий год предложены: 1) добиваться как можно более широкого исполнения Кодекса и решений Комиссии, 2) повышать информированность и вовлеченность участников рынка в процесс саморегулирования, 3) максимально облегчать обращение хозяйствующих субъектов на все уровни сложившейся пирамиды разрешения конфликтов. По моему мнению для достижения эти целей необходимо гораздо более широкое участие во всех этих процессах: а) заинтересованных ФОИВов, б) владельцев и топ-менеджмента компаний-лидеров рынка, в) самих членов МЭС. Более подробно надеюсь рассказать об этом на заседании.

Одновременно нам следует задуматься и о задачах на ближайшие годы и принять ряд важных решений: о создании модели межотраслевого саморегулирования, о преобразовании КДП в КДП 2.0 (постатейно либо целиком), о выработке позитивных и негативных стимулов для вовлечения в процесс саморегулирования как можно большего числа участников.

Добиться целей, которые мы ставили себе, создавая МЭС, можно только через образование критической массы участников рынка, по-настоящему заинтересованных в создании долгосрочных и партнерских отношений.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На заседании Правительства 17.10.21 г. ряд оперативных решений представил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Он выделил две группы товаров, по которым в этот период года наблюдается нехарактерный рост цен. Первая – плодоовощная продукция. В этом году производители в наибольшей степени пострадали от неблагоприятной погоды, что сказывается на предложении. Стоимость овощей и картофеля также подогревает рост цен на удобрения, горюче-смазочные материалы, средства защиты растений. Вторая группа продовольствия с нетипично растущими ценами – продукция животноводства. В этом году производство сектора будет на уровне 2020 года, подчеркнул Патрушев. У животноводов две проблемы. Во-первых, это вспышки африканской чумы свиней и птичьего гриппа. Правительство утвердило постановление, предусматривающее пролонгацию до 12 лет льготных инвестиционных кредитов для производств, пострадавших от болезней животных в 2020-м и последующих годах. Во-вторых, себестоимость в секторе растет из-за подорожания кормов. По некоторым позициям – более чем на 50 процентов. Корма – это в среднем 60-70 процентов себестоимости. Чтобы удержать цены на них, уже введена плавающая экспортная пошлина.

 

Смена потребительских предпочтений повлияла на рейтинг крупнейших ритейлеров в России. По итогам первой половины 2021 года основные сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку игроков по объему выручки, а их места заняли маркетплейс Ozon и жесткий дискаунтер «Светофор». Гипермаркеты продолжают терять трафик в пользу других форматов, отмечают эксперты. Но в Auchan и Metro оптимистично настроены относительно развития бизнеса.

 

Вслед за возможным повышением ввозных пошлин для европейского вина и пива, минфин предложил обязать импортеров крепкого алкоголя из стран ЕАЭС оформлять банковские гарантии. Это может обернуться подорожанием белорусской водки и армянского коньяка, предупреждают эксперты. Подорожание может составить 2-4 руб. на бутылку. Кроме того, поскольку банковские гарантии будут обязаны предоставлять только импортеры стран ЕАЭС, это создаст неравные условия с импортерами алкоголя из дальнего зарубежья.

 

Глава Росрезерва в интервью «Российской газете»

Дмитрий Гогин: Запасы пересматриваются регулярно. Но надо понимать, что у нас хранится продукция, которая нужна в первую очередь для мобилизационной готовности государства. В хранилища закладываются традиционные базовые продукты, которые в критической ситуации полноценно обеспечат потребность человека в белках, жирах, углеводах и витаминах. Это зерно и крупы, различные виды консервов, животные и растительные жиры, сахар. Ничего необычного, все только самое необходимое. С виду товары не отличаются от тех, что стоят на полках наших магазинов. Но есть один нюанс – товары эти самого высокого качества.

 

Посевные площади под сахарной свеклой, которые в этом году выросли на 8,5%, до 1 млн га, могут снова сократиться в 2022 году, опасаются в «Союзроссахаре». Причина – ожидаемое увеличение себестоимости производства сырья на 19%, до 125 тыс. рублей на га, на фоне роста цен на удобрения, средства защиты растений и топливо. Промышленные потребители опасаются, что ситуация приведет к новому росту цен на сахар, которые уже превышают 45 рублей за кг. В Минсельхозе опасения производителей не разделяют.

 

Рыбопромышленники продолжают искать решение проблемы скопившейся рыбы на Дальнем Востоке. Теперь участники рынка просят Россельхознадзор оптимизировать оформление документов, что должно ускорить отправку грузов. Среди предложений – дробление улова на партии и проверки на судне, а не на берегу. В службе уверяют, что уже стараются сократить время проверок.

 

Каждый третий российский потребитель покупает растительные аналоги молока. При этом зачастую эти же люди продолжают пить и традиционное молоко, следует из данных Роскачества. Полностью заменили животное молоко только 6% россиян. Например, в «Магните» продажи растительных аналогов молока в первом полугодии выросли на 35%, рассказала на «круглом столе» в ЕЭК руководитель управления по взаимодействию с государственными органами компании Юлия Храмайкова. К растительному мясу россияне пока относятся настороженно. А для большинства покупателей сейчас на первом месте – качество продуктов и здоровое питание.

 

Андрей Долуда, сын вице-губернатора Краснодарского края и бывший партнер ВТБ по агробизнесу, запустил маркетплейс для фермеров на платформе Direct.Farm. Там уже доступен заказ семян и средств защиты растений (СЗР) и будет организована торговля сельхозпродукцией. Конкуренция среди таких сервисов растет, но для сельхозпроизводителей их ценность неочевидна, и окупить затраты будет сложно.

 

Как стало известно, Альберт Хуснуллин, сын вице-премьера Марата Хуснуллина, занялся сельскохозяйственным бизнесом. Он начал создавать новый агрохолдинг «Чистополье» в Татарстане, куда уже вошли хозяйства с более 20 тыс. га земель, а также молочная ферма на 1 тыс. голов. Регион находится в зоне рискованного земледелия, однако, по словам экспертов, там можно выстроить многопрофильный агробизнес, ориентированный на внутренних потребителей.