Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №199

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Пандемия и… «жадность»

Пандемия COVID-19 еще не завершилась, но уже сегодня можно говорить о том, что она серьезно ускорила те системные и структурные изменения, которые и так уже шли либо зарождались на потребительском рынке России. Мы становимся свидетелями стремительных перемен в жизни потребителей, в деятельности поставщиков, в работе ритейла. Именно в розничной торговле сегодня наиболее отчетливо проявляются все многочисленные связи между произведенным продуктом и его конечным потребителем, среди которых можно выделить следующие основные тренды.

Во-первых, с самого начала пандемии произошли масштабные события: разбалансировка спроса и предложения, резкое разделение на сегменты food и nonfood, дорогостоящие для ритейла и поставщиков программы защиты потребителей и сотрудников. Хотя к настоящему моменту острота этих событий спала, но последствия будут ощущаться и далее, в частности, и в труднопрогнозируемом процессе ценообразования.

Во-вторых, волна цифровизации увеличила влияние на офлайн-ритейл, как через соперничество с иностранными (Amazon, AliExpress, Goom) и отечественными («Яндекс», Wildberries, Mail.ru, «Сбер») онлайн гигантами, так и через развитие собственной онлайн-торговли и доставки, выросших за год в три с лишним раза.

В третьих, в условиях сокращения платежеспособного спроса драматически обострилась конкуренция внутри самой традиционной розницы: как между крупными сетями и более мелкими игроками, так и внутри ТОП-10 федеральных сетей. Как мы и предсказывали, это неизбежно приводит к дальнейшей консолидации отрасли, слиянию и поглощению либо уходу с рынка мелких и неэффективных игроков.

Май 2021 года стал в этом отношении весьма показательным. В начале месяца произошло слияние трех региональных сетей Сибири и Дальнего Востока («Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата») в холдинг «Восточный», возглавить который была привлечена Ольга Наумова с опытом работы в X-5 Retail Group и «Магните». Сети продолжают работу под своими брендами, но будут развиваться по общей стратегии, используя общий категорийный менеджмент и систему закупок и логистики.

Затем через две недели «Магнит» объявил о покупке у компании «Меркури Груп» сети «Дикси», что позволит ему сократить отставание от главного конкурента X-5 Group и нарастить присутствие в основных платежеспособных регионах страны – Москве и Санкт-Петербурге и прилегающих областях. Уже на следующий день «Лента» заявила о покупке у немецкой Rewe Group сети Billa. Это также обеспечит ей экспансию в Москву и Подмосковье, а также усилит позиции в сегменте супермаркетов и «магазинов у дома», куда в последнее время произошел переток массового спроса.

Из уст руководства правительства и ряда политиков в последнее время в адрес поставщиков и торговли звучат упреки в «жадности». Только что РЭУ им. Плеханова опубликовал исследование, показывающее, что у ряда производителей продуктов питания и торговых сетей в 2020 году были «сверхприбыли». Проблема здесь в том, что выборку исследования составили лидеры рынка, торгующиеся на биржах и обязанные раскрывать внутреннюю информацию Но дело-то как раз в том, что у лидеров, действительно, все в порядке с продажами и прибылью, тогда как в сегменте малого и среднего бизнеса ситуация совершенного иная: банкротства, закрытия, поглощения.

Мало того, что «жадность» — совершенно не экономическая категория, но и приведенная РЭУ рентабельность ритейла в 2020 году на уровне 4,9% вовсе не повод для упреков.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сообщения о слиянии сете Магнит – Дикси и Лента – Billa вызвали опасения по поводу возможного роста цен на продукты. В минпромторге уверяют, что поводов для тревоги нет: десять крупнейших ретейлеров консолидируют лишь 25% розничного рынка. В других странах этот показатель выше: в Германии – 71%, в Великобритании – 60%, в США – 64%. «Говорить о доминировании в России крупных сетевых форматов и диктате цен сегодня не приходится», — заявил глава минпромторга Денис Мантуров. Приоритет министерства – развитие всех форматов торговли, в первую очередь малых. Так, региональным властям поручено увеличить количество мест для торговли продуктами (рынки, ярмарки и так далее).

 

Значительная часть торговых сетей решила вопросы с поставками товаров в Москву после 15 июня, когда для всех грузовиков тяжелее 3,5 тонны введут пропуска. Как заявил директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко, все проблемные моменты были обсуждены на рабочей группе, и теперь с доставкой товаров точно не должно возникнуть трудностей. В то же время далеко не все представители бизнеса успели оформить пропуска для своих грузовиков. Это создало реальные проблемы для торговых сетей: некоторые перевозчики прямо предупредили партнеров о возможных сбоях в поставках.

 

Минсельхоз не будет продлевать соглашения по стабилизации цен на подсолнечное масло и сахар после окончания срока из действия. Об этом рассказал глава ведомства Дмитрий Патрушев. «Сейчас мы исходим из того, что продлевать эти соглашения не планируется», — заявил он. Вместе с тем механизмы поддержки, которые уже выработаны, в том числе субсидии на килограмм сахара и литр масла, будут сохранены.

 

ФАС и Роскачество намерены проверить производителей сладостей, шоколада, чая, кофе и косметики на предмет «двойных стандартов». Речь идет о продаже товаров одного бренда в разных странах. Качество продукции при этом зачастую отличается. «Наш потребитель, ожидая определенного эталонного качества, иногда отказывается от товаров российских производителей в пользу международного бренда, но необходимого качества не получает», — рассказал глава ФАС Максим Шаскольский.  Подобные проверки проводились и раньше. В 2019 году Роспотребнадзопр провел экспертизу шоколада Lindt: состав отличался от продукции, продаваемой в Европе. В таких случаях производитель обязан указывать, что рецепт шоколада изменен или что он произведен для реализации на территории РФ. Надписи на товаре, напротив, говорили о едином стандарте.

 

В Минсельхозе разрабатывают дополнительные меры поддержки производства баранины, которые помогли бы увеличить выпуск этого мяса и развить экспорт. Участники рынка рассчитывают на компенсацию 20% затрат на объекты для переработки и субсидирование ввода овцеводческих ферм, чтобы удвоить производство с текущих 200 тыс. тонн в год. Но эксперты отмечают, что спрос на баранину остается ограниченным.

 

На прилавки магазинов и рынков начала поступать первая российская клубника. Но пока она почти в два раза дороже, чем в то же время в прошлом году. Эксперты ожидают, что цены упадут даже ниже прошлогодних, но позже обычного. В продажу поступают пока только первые партии российской садовой земляники, выращенной в пленочных укрытиях в южных регионах России. Обычно сезон начинается вопоследней декаде апреля. Но в этом году он сдвинулся примерно на две недели из-за затяжной холодной весны. По данным аналитиков EastFruit, из-за этого оптовые партии ягоды примерно в 1,8 раза дороже, чем в начале прошлого сезона, — 300-550 рублей против 180-260 рублей за кг. А турецкая клубника сейчас стоит в 1,5-1,8 раза дешевле.

 

РЭЦ совместно с Минсельхозом расширяют сеть дегустационных павильонов российской продукции за рубежом. К настоящему времени работают три таких павильона в Шанхае (КНР), Дубае (ОАЭ) и Хошимине (Вьетнам), в которых представлена продукция 87 российских компаний. Четвертый павильон будет открыт в Каире (Египет) в третьем квартале 2021 года и РЭЦ приглашает заинтересованных производителей стать резидентами павильона.

 

Центр развития потребительского рынка (ЦРПТ) МШУ «Сколково» и Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП подписали в марте Соглашение о совместном развитии института медиации на FMCG рынке и внедрении этого процесса в бизнес-практики участников потребительского рынка. Первым шагом на пути реализации Соглашения стало создание отраслевого экспертного совета при Объединенной службе медиации РСПП.

Правительство утвердило новую госпрограмму по вовлечению в оборот сельских земель, рассчитанную на 10 лет. Об этом сообщил премьер Михаил Мишустин. В результате в оборот будет введено более 13 млн га земель, т.е. общий размер земельного фонда вырастет на 15% с нынешних 79,9 млн га. «На первом этапе, в течение ближайших пяти лет, будет создана достоверная база данных, в ней появятся сведения о земельных участках в 83 регионах, которые предполагается вовлечь в оборот, — объяснил Мишустин.