ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

 

Руководитель МЭС, Член Совета ТПП РФ, Президент-генеральный директор ММБА /А.И. Борисов

Спрос – как фактор роста

          В настоящий момент правительство планирует сделать все возможное, чтобы добиться возобновления экономической активности, уже начиная со II квартала текущего года. Предполагается, что источниками такого роста могут быть инвестиции, экспорт и совокупный спрос. Однако, сохраняющаяся неопределенность ситуации (внутренняя – эпидемическая, внешняя – санкционная), падение чистого финансового результата компаний (на 38,2% за 10 месяцев 2020 года), сохранение трудности доступа к банковскому кредитованию и отсутствие привлекательных проектов – все это не позволяет надеяться на рост инвестиций в предстоящий период со стороны частного сектора. Экспортные возможности России будут осложнены в текущем году непростой глобальной конъюнктурой, ростом конкуренции за любые рынки сбыта, а также будут нивелироваться необходимостью продолжения импортных закупок сырья, компонентов, стратегических товаров и т.п.

Поскольку в бюджете 2021 года практически не заложен рост спроса со стороны государства, то растет важность фактора конечного потребления домашних хозяйств. Его доля в использовании ВВП за последние пять лет сократилась с 54% до 50%. В это же время в развитых экономиках доля потребления домашних хозяйств в использовании ВВП колеблется в пределах 60-75%, что обеспечивает им относительную стабильность экономики в кризисные периоды. Этот же подход исповедует и Китай, где власти переориентировались на развитие внутреннего рынка через повышение благосостояния граждан.

В России и официальные данные Росстата, и многочисленные опросы предпринимателей показывают, что основным тормозом экономического оживления является падение спроса. Основная причина снижения спроса – бедность значительной части населения. Около 20 млн человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. Две трети населения не имеют никаких сбережений на случай непредвиденных обстоятельств. 27% россиян имеют хотя бы один невыплаченный потребительский кредит, а у 15% должников на платежи по кредитам уходит более 70% всех доходов.

Президент России поставил задачу снизить уровень бедности в два раза к 2024 году. Однако, на эту тему не было выпущено ни отдельного документа, ни комплекса мероприятий в виде национального проекта. Счетная палата РФ, проанализировала сложившуюся ситуацию и насчитала в общей сложности 992 пункта в разных госпрограммах и национальных проектах, касающихся роста доходов населения. Из них лишь 2/3 (629) реально обеспечены финансированием. Вывод из исследования заключается в том, что без дополнительного финансирования нуждающегося населения задача, поставленная президентом, выполнена не будет.

Со своей стороны ученые ИНП РФН утверждают, что наибольший вклад в прирост ВВП в ближайшие три года могла бы принести ускоренная индексация пенсий и зарплат госслужащих. При этом имеющийся опыт (единовременная выплата пенсионерам в 2017 году, повышение зарплат бюджетникам в 2018 году и выплаты семьям с детьми в 2020 году) показывает, что значимого влияния ни на уровень инфляции, ни на платежный баланс такие меры не оказывают. В то же время с минимальной (примерно в один квартал) задержкой это позитивно влияет на производство. По расчетам ИНП РАН, только индексация пенсий быстрее запланированного уровня на 5% в год может позволить увеличить реальные темпы роста потребления домашних хозяйств на 0,5% ежегодно. И фактически это лишь отчасти компенсирует «недополученные» населением за последние 7 лет доходы.

Предвосхищая складывающуюся ситуацию, Межотраслевой экспертный совет (МЭС), объединяющий пятнадцать ведущих национальных союзов и ассоциация производителей, потребителей и торговли продовольственными товарами, в самом начале эпидемии, 2 апреля 2020 года обратился к руководству страны и правительства с коллективным письмом о необходимости расширить социальную поддержку населения. Понятно, что в тот период срочной выработки мер господдержки экономики, оно не получило должного внимания. Сегодня об этом следует серьезно задуматься. Поэтому только что МЭС вновь подтвердил свою позицию в письмах основным ФОИВам.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

9 февраля – Правительство включило упакованную воду в перечень маркируемых товаров. Речь идет об упакованной воде, включая природную и искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара и других подслащивающих или вкусоароматических веществ. Срок введения обязательной маркировки этой продукции будет определен по результатам эксперимента. Эксперимент по маркировке упакованной воды начался 1 апреля 2020 г. и должен завершиться 1 марта 2021 года. Однако ранее Минпромторг предложил продлить эксперимент до 1 июня 2021 г.

 

9 февраля М. Мишустин подписал распоряжение Правительства о неотложных мерах по поддержке МСП в сфере торговли. В нем, в частности, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного управления оказывать содействие в получении юридическим и физическим лицам нестационарных торговых объектов, мест на ярмарках и рынках, организации развозной торговли: обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о возможностях для розничного сбыта товаров; разработать и в 2-х месячный срок принять соответствующие НПА. Минпромторгу поручено до 1 мая 2021 года представить в Правительство доклад о проведении мониторинга реализации субъектами РФ настоящего распоряжения.

 

Пограничная служба ФСБ продолжает настаивать, чтобы рыбаки, работающие в Северном бассейне, большую часть улова перерабатывали на берегу: это должно загрузить имеющиеся производственные мощности и обеспечить внутренний рынок свежей продукцией. Теперь пограничники настаивают, чтобы отдельно взятое судно занималось только одним видом промысла – либо доставляло на берег улов для переработки, либо занималось этим в открытом море. Участники рынка ожидаемо против, утверждая, что такие ограничения приведут к сокращению объемов вылова.

 

Обвал оптовых цен на минтай на 35% из-за закрытия китайских портов вызвал остановку поставок рыбы на российском рынке. Работающие с рыбопромышленниками трейдеры отказываются от сделок, ожидая дальнейшего снижения цен. С нехваткой продукции уже столкнулись крупные дистрибуторы и переработчики. Последние призывают власти пересмотреть схемы поставок рыбы на внутренний рынок, сведя к минимуму роль посредников. В Росрыболовстве же обеспокоены отсутствием корреляции между оптовой и розничной ценой рыбы и намерены обсудить проблему с Минпромторгом и торговыми сетями.

 

Требования к содержанию в молоке, мясе и рыбе антибиотиков будут существенно ужесточены, поправки в техрегламент ЕАЭС на этот счет подготовила Евразийская экономическая комиссия. Антибиотики попадают в пищу из-за широкого применения лечебных, лечебно-профилактических и ростостимулирующих средств для сельскохозяйственных животных, птицы и рыбы, говорится в пояснительной записке. В животноводстве применяется около 70 видов антибиотиков. По действующей версии техрегламента в готовой продукции контролировать остаточное их содержание нужно только по четырем группам. Проект расширяет список, причем даже с учетом антибиотиков, которые не выявлены и не зарегистрированы, пояснил замруководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Но проверять продукцию на содержание всех 70 антибиотиков не придется. Поставщики будут обязаны сами указывать перечень антибиотиков, которые использовали, а переработчики вправе проверить их содержание.

 

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал два документа, определяющие новые правила работы зерновой отрасли. Первый касается расчета гибкой экспортной пошлины на пшеницу, кукурузу и ячмень. Она будет введена со 2 июня и будет рассчитываться исходя из мировых цен на эти культуры. За основу будут взяты биржевые данные о цене экспортных контрактов на пшеницу, кукурузу и ячмень. Участники рынка будут обязаны предоставлять на биржу эти данные. Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно, исходя из данных по ценам предыдущей недели. Отвечать за это будет минсельхоз.

 

Руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Алешин: За прошлый год продажи маркируемого алкоголя увеличились до 214,3 млн дал (в 2019 году – 211,4 млн дал). Продажи напитков брожения составили 759,5 млн дал (годом ранее – 728,4 млн дал). Но если сравнить с тем, сколько россияне потребляли алкоголя 10 лет назад и сейчас, соглашусь с мнением председателя Общественного совета при Росалкогольрегулировании – митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Он говорил, что за последние 10 лет у нас прошла самая незаметная и эффективная антиалкогольная кампания в истории России. Потребление алкоголя на душу населения сократилось в два раза с критических 18 литров до 9. И эта тенденция сохраняется. Изменилась и структура потребления в сторону снижения крепости. Мы видим рост в сегменте игристых вин с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения товара.

Инфляция в январе чуть снизились в месячном выражении, цены выросли по отношению к декабрю на 0,67% против 0,83% месяцем ранее, но выосла в годовом: индекс потребительских цен к январю 2020 года увеличился на 5,2% против 4,9% в декабре. Ускорение инфляции наблюдается уже несколько месяцев подряд, начиная с ноября инфляция превышает ключевую ставку ЦБ. Это, в принципе, неравновесная ситуация: если растущий инфляционный тренд развернуть не удастся, регулятор, скорее всего, приступит к циклу повышения ключевой ставки, тем более что предварительные итоги 2020 года по ВВП оказались существенно лучше ожиданий: первая оценка Росстата показала спад всего на 3,1%.