Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №156

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Фудшеринг

Ежегодно в России выбрасывается в отходы около 17 млн тонн различных видов продовольствия, что составляет почти треть всех ТБО. Оказавшись на свалках, эти отходы выделяют химический агент – метанол, причем в больших объемах – порядка 2,4 млн тонн. Если бы все эти продукты были использованы по назначению, ими можно было бы кормить в течение года 30 млн человек, т.е. всех, кто находится за чертой бедности или близок к ней. (РБК, №12, 2019, с.91)

Спасти значительную часть продовольствия от выброса на помойки помогает фудшеринг (от английского food – еда и share – делиться) – сервис, помогающий передавать продукты с истекающим сроком годности нуждающимся людям или организациям на бесплатной или возмездной основе. Сегодня в России действуют несколько таких организаций – Eatme, FoodHide, Eaty Eat и др., с помощью которых непроданная еда кафе и ресторанов может быть реализована со значительными скидками (от 15 до 80%). Большинство клиентов – молодые люди в возрасте 24-35 лет, студенты, молодожены и холостяки.

Фудшеринг может стать одним из дополнительных направлений в обеспечении продовольственной безопасности страны. Так, к рассмотрению в Госдуме готовится проект ФЗ «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части стимулирования бережного обращения с пищевыми отходами и благотворительной деятельности», в котором предлагается освободить от налога на прибыль и возвратного НДС передачу на благотворительные цели продовольственных продуктов (кроме алкоголя). В настоящее время производителям, торговым сетям и предприятиям общественного питания проще отправлять такие продукты (с истекающим сроком годности либо с некритическим браком) на свалки, чем передавать фондам или малоимущим, уплачивая от их стоимости 20% налоги на прибыль и обратный НДС в 20%. Уничтожение же одной тонны отходов в Москве, например, может обойтись в 5-30 тыс. рублей.

Из вышеуказанных 17 млн тонн пищевых отходов десятая часть (9,2%) создаются именно на этапах хранения и реализации. По оценке фонда продовольствия «Русь», спасение хотя бы 1,2 млн тонн продуктов в год позволило бы ему помогать 18 миллионам нуждающихся, исходя из нормы 5 кг продовольствия на человека в месяц. (Ъ 07.02.20)

Документ, подготовленный депутатами Госдумы Николаем Валуевым и Сергеем Вострецовым («Единая Россия»), передан на рассмотрение в правительство, где, судя по всему, пока не находит поддержки, т.к. не регламентирует вопросы контроля безопасности, логистики и усложняет налоговое администрирование.

На парламентских слушаниях по данному законопроекту был озвучен еще один вариант решения адресной передачи продовольственный помощи через продуктовые карточки для нуждающихся. Автор предложения – директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков считает, что с помощью таких карточек нуждающиеся смогут подтвердить свой статус, а продукты достанутся именно тем, кому нужны. При этом не понадобится никакого дополнительного финансирования от государства (ПГ 24.01.20). Подобный подход, действительно, мог бы помочь решить вопрос возврата непроданных продуктов для производителей, а для сетей – проблему утилизации остатков.