Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №151

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

О методике введения ЦМ

При формировании предложений о расширении перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, должна использоваться методика оценки целесообразности введения обязательной цифровой маркировки товаров, разрабатываемая в настоящее время рабочей группой (РГ), созданной из представителей бизнеса при департаменте ЦМ Минпромторга.

Разработанный РГ проект методики был передан на экспертизу в НИУ ВШЭ. С учетом критических замечаний экспертов НИУ ВШЭ и членов МЭС можно сделать к нему следующие предложения:

  1. Проведение методики предполагается силами представителей отраслевых бизнес-ассоциаций и профильных ФОИВов, даже понятийное положение о гражданах и их участии отсутствует, что ставит под сомнение заявленные цели о безопасности и защиты жизни и здоровья граждан. Было бы целесообразным привлечение в качестве экспертов от граждан представителей организаций по защите потребителей или сектора некоммерческих организаций.
  2. В рамках определения фальсификата, его доли и влияния не определены границы, предложено декларативное понятие ущерб здоровью. Позиция разработчиков методики совместно с Минпромторгом заключается в том, что ответственность за качество маркируемой продукции несет производитель. Возможно это и облегчит работу надзорных органов с привлечением нарушителей в последствии (сроки не определены) к уголовной/административной ответственности. Однако, такой подход дополнительно акцентирует внимание на ориентированность и методики, и самой ЦМ не на конечного потребителя.
  3. Методикой предлагается оценивать баланс интересов хозяйствующих субъектов и государства посредством разделения товарных групп по показателям с преобладанием социальных и экономических факторов, соответственно с разными сроками прогнозов 3 года социальные и 6 лет экономические. В настоящий момент не прояснено на основе каких НПА будет определяться относится ли товар/товарная группа к числу социально-значимых или экономических.
  4. В методике предлагается как критерий оценки «прогнозируемый предельный рост цен на продукцию, подпадающую под ЦМ, значение которого может быть задано Правительством». Однако Правительство регулирует торговую наценку, а не итоговую цену и вызывает сомнение, что уровень роста розничных цен может обеспечить бизнесу компенсацию расходов на внедрение и обеспечение функционирования системы маркировки продукции в течении 6 лет, особенно в низкомаржинальном секторе.
  5. В предлагаемой методике вызывает многие вопросы порядок расчета расходов бизнеса на внедрение и обеспечение функционирования системы маркировки. В целях прояснения вопросов: расходов на приобретение кодов, затрат на нанесение кодов маркировки на продукцию, затрат на считывание кодов маркировки и передачи информации в систему маркировки, потерь продукции, возникающих из-за сбоев в системе нанесения, прослеживания и считывания кодов маркировки, расходов на уплату процентов по кредиту, использованному для покупки оборудования для нанесения маркировки и прослеживаемости продукции, амортизации оборудования, затрат на ежегодное обслуживание оборудование, — предлагается со стороны участников молочной продукции и отрасли воды провести апробацию методики с широким предоставлением полученных данных. Особый акцент бизнеса на открытости и доступности данных сделан в связи с существующей практикой введения пункта о не разглашении в договоре между производителями и ЦРПТ. Штрафы за нарушение составляют от 1 000 000 до 5 000 000 рублей.
  6. Ряд представителей отраслей настаивают на том, чтобы целесообразность введения ЦМ рассчитывалась не для отрасли в целом, а для конкретных товарных групп и под-групп. Например, в бутилированной воде есть высокомаржинальные лечебные минеральные воды и низкомаржинальная питьевая вода для массового потребления.
  7. Важнейшим фактором объективности принятия решений о целесообразности введения ЦМ должно стать подведение итогов пилотных проектов в открытом режиме широкого обсуждения с представителями всех заинтересованных сторон.

Перечень предложений открыт для дальнейшего обсуждения в рамках МЭС.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В аналитической записке о платежном балансе в 2019 году Минэкономики оценило снижение объема несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) товаров за январь-ноябрь 2019 года в 0,5% в номинальном денежном выражении (до $133,4 млрд), в реальном – на 0,8% (год к году). В свою очередь, Российский экспортный центр (РЭЦ), который является исполнителем президентской задачи увеличения ННЭ до $250 млрд к 2024 году, сообщил, что за этот период показатель вырос на 0,2%, достигнув $137,7 млрд. При этом индекс физического объема вырос год к году практически во всех отраслях – отрицательная динамика наблюдается только в экспорте зерна и рыбы, что обусловлено высокой базой позапрошлого года. Разницу в оценках в РЭЦ объяснили тем, что в конце 2019 года Минпром скорректировал методику расчета ННЭ, добавив к нему «некоторые товары химии и нефтехимии», что привело к пересчетам и 2018 года.

 

Аграрии отработали год на «отлично», растет и производство, и урожайность. На встрече с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым президент похвалил селян. Министр подвел итоги прошлого года и рассказал об ожиданиях. «По результатам работы отрасли в 2019 году мы ожидаем рост производства сельхозпродукции на уровне 4,1 процента», — сообщил Патрушев. Подтверждается прогноз зерна по итогам года – 121 миллион тонн, на 7,4 миллиона тонн больше, чем годом ранее. По большинству основных сельхозкультур отмечается уверенный рост и объемов производства, и урожайности. По сбору овощей, плодов и ягод (эти позиции были включены в новую доктрину продовольственной безопасности) тоже очень неплохой результат. Собрано около 14 миллионов тонн овощей, это лучший результат в современной России, сообщил министр.

 

Утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Теперь проднезависимость определяется как уровень самообеспечения, который рассчитывается как отношение объема отечественного производства продукции к объему внутреннего потребления. Согласно документу, уровень самообеспечения по зерну должен составлять не менее 95%, по сахару – не менее 90%, по растительному маслу – не менее 90%, по мясу и мясопродуктам – не менее 85%, по молоку и молокопродуктам – не менее 90%, по рыбе и рыбопродуктам – не менее 85%, по картофелю – не менее 95%, по овощам и бахчевым – не менее 90%, по фруктам и ягодам – не менее 60:, по семенам основным сельхозкультур отечественной селекции – е менее 75%, по пищевой соли – не менее 85%.

 

Роскачество и Росстандарт создают межгосударственный комитет по стандартизации органической продукции. Предполагается, что его возглавит Россия. В Роскачестве убеждены, что отечественные сертификаты на органику должны признаваться за рубежом. «Объем потребления органической продукции странами ЕС превышает объем ее производства». Что касается внутреннего рынка, то доля органики на нем может составить около 10%, считают в организации. Организация в конце декабря прошлого года получила право на сертификацию продукции органического растениеводства, животноводства, птицеводства, пчеловодства, аквакультуры и перерабатывающих предприятий. За основу российской методики были взяты принципы работы Международной федерации органического сельского хозяйства (IFOAM).

 

В России установят новые стандарты для шпрот, макарон и крабовых палочек. А всего в 2020 году будет разработано более 20 новых ГОСТов. О том, что в них изменится, рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов: «Мы разрабатываем «опережающие стандарты» на всю продукцию, которую исследуем. Как правило, их требования выше, чем у ГОСТов, потому что, с одной стороны, идет развитие технологических мощностей производителей, с другой – меняется запрос от потребителей. Стандарты быстро устаревают. Чтобы двигать производителей вперед, мотивировать улучшать качество продуктов, во всем мире создаются опережающие стандарты. Товары, которые им соответствуют, могут получить российский Знак качества (если они произведены в РФ и сделаны из отечественного сырья). Опережающие стандарты необязательны для исполнения, но есть немало производителей, которые берут их на вооружение, а мы в течение года-двух наблюдаем, насколько отрасль к ним приспособилась. Когда период «боевой апробации» пройден, мы начинаем процесс их перевода в нацстандарты».

 

Крупнейшие продовольственные ритейлеры начали отказываться от продуктов из Китая. Первым об этом сообщил «Магнит» в понедельник, 2 февраля. Он приостановил поставки китайских фруктов и овощей, объяснив это угрозой распространения коронавируса и усложнением логистики. Как пояснил представитель ритейлера, фрукты и овощи едут автотранспортом, а граница сейчас «фактически зак4рыта из-за коронавируса». 30 января премьер Михаил Мишустин распорядился временно ограничить движение через пункты пропуска на отдельных участках границы России и Китая. Возможности замены китайских товаров идет и X5 Retail Group, хотя сложностей с логистикой пока не наблюдается, говорит представитель ритейлера. Metro рассматривает альтернативу поставщикам из Китая на случай запрета китайской продукции, говорит представитель компании. А «Вкусвилл» решил не поддаваться панике и ни от чего не отказывается, говорит его представитель: вирус без носителя живет крайне недолго. «Лента» тоже не собирается ограничивать поставки из Китая, говорит ее представитель.

 

Не вошли в номер

О том, что создающиеся в рамках механизма инвестиционных квот предприятия по переработке рыбы могут остаться без сырья, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев предупредил премьера Михаила Мишустина в конце января. Речь идет о 22 заводах общей мощностью более 360 тыс. тонн продукции в год. Среди инвесторов – структуры Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Глеба Франка, «Норебо» Виталия Орлова и др. Причина, как указывает господин Зверев, — изменение в законодательстве понятия «уловы водных биологических ресурсов». Но с 2019 года под этим термином не может пониматься улов, прошедший необходимую для сохранности обработку (потрошение, заморозку и пр.).

 

Министерство юстиции России подготовило проект постановления правительства, которое подключает ведущие деловые объединения предпринимателей к подготовке официальных отзывов правительства на законопроекты. По сути, ведомство предлагает максимально расширить перечень нормативно-правовых актов, требующих оценки на соответствие принципам, которыми руководствуется механизм «регуляторной гильотины». Теперь специальная подкомиссия при Правительственной комиссии по проведению административной реформы получит возможность давать предложения на законопроект, касающийся обязательных требований. В состав этой подкомиссии как раз и входят представители делового сообщества. Их замечания поступят в то ведомство, которое готовит проект отзыва. Если чиновники не учтут замечания от экспертов, то разбираться с этим будет уже правительственная комиссия по законопроектной деятельности.