Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №210

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Инфляция и «борщевой набор»

Подведен предварительный итог индекса потребительских цен (ИПЦ) за 2021 года – 8,4%. Росстат рассчитывает его по 556 позициям: 132 – продовольственные, 287 – непродовольственные и 137 – услуги. Для первых рост индекса составил 10,6%, для промтоваров – 8,6%, а услуги, в значительной степени регулируемые государством, подорожали всего на 5%.

Попробуем разобраться в причинах этого неожиданно высокого роста, в два раза превышающего первоначальную цель Центробанка в 4%. В теории общая инфляция подразделяется на инфляцию спроса, издержек, ожиданий и импортируемую. Итак, если говорить об инфляции спроса, то в ТОП-10 самых подорожавших с начала года продуктов три первые позиции занимают овощи так называемого борщевого набора (капуста, картофель, морковь). Очевидно, что производимых в стране своих овощей на весь год не хватает. Личные подсобные хозяйства, которые еще 20 лет назад выращивали чуть ли не 80% всех овощей и картофеля в стране, либо бросили это занятие как неприбыльное, либо переключились на более прибыльные культуры. Выйти на прилавки сетевых магазинов им практически невозможно, т.к. ни объемов, ни стабильного качества они гарантировать не могут. Кроме того эти культуры очень зависят от погоды и, особенно, от недостатка овощехранилищ. Поэтому ощущается их дефицит и, как следствие, растет цена.

Теперь об издержках. Розничные цены за год выросли на бензин на 8,5%, на дизель на 9,9%, на упаковку на 20-40%, на яды, семена, удобрения от 20 до 100%. Все это не может не сказываться на уровне ожидаемой инфляции, которую производители планируют закладывать в отпускные цены, а население проецирует на предстоящие закупки.

Наконец об импортируемой инфляции. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), за 2021 год цены на продовольствие в мире выросли на 28,1%. Это почти в три раза выше чем в России, и не могло не сказаться на нашем рынке, поскольку цены на такие товары как зерно, сахар, рис, масличные культуры, рыба, чай, кофе и ряд других формируются на базе мировых биржевых торгов.

Как получилось, что у нас ситуация лучше, чем в среднем по миру? Прежде всего потому, что за период санкций и контрсанкций мы во многом перестали зависеть от продовольственного импорта. Затем у нас свои удобрения и энергоносители, что обходится дешевле для производителей. По ряду культур у нас урожай в этом году был лучше, чем, например, в Европе. Ну и наконец, FAO считает среднюю цену по всему миру, а в большинстве из 193 стран, входящих в ООН инфляция действительно выше российской.

Что ожидать в 2022 году? Центробанк сегодня сдвинул свой первоначальный прогноз инфляции 4% с середины на конец года. То есть в среднем возможен уровень в 5-7%. Боюсь, однако, что все составляющие, перечисленные выше, продолжат расти, хотя и не столь быстрыми темпами, поэтому моя оценка скорее 6-8%.

В этих условиях инициатива крупнейших российских ритейлеров (X5, «Магнит» и «Бристоль») о добровольном ограничении торговой наценки на уровне 10% для социально значимых товаров, включая тот самый борщевой набор, представляется весьма значимой в социальном и экономическом плане. Понятно, что этому примеру могут последовать только крупные игроки, способные за счет повышения общей эффективности компенсировать свои затраты. Но это практически треть всего оборота продовольственной розницы и свою роль должно сыграть.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Крупнейшие российские ретейлеры направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) свои предложения по ограничению цен на продукты. Так, АО «Тандер» («Магнит» и «Дикси») и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») готовы ограничить максимальный уровень наценок 10%, а торговая сеть «Бристоль» — на 10-15%. По мнению экспертов, такой уровень наценки является «абсолютно минимальным» и не покроет даже расходы на продажу этих товаров.

 

Намерения Минсельхоза снизить объем субсидирования процентной ставки по льготным кредитам для АПК с 80-100% до 70% взволновали участников рынка. Несколько отраслевых объединений предупредили главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева, что мера грозит остановкой инвестиционных проектов, сокращением производства и повышением цен. Руководители Национальной мясной ассоциации (НМА), Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ), Национального союза птицеводов (НСП), Национального союза свиноводов (НСС) и Росптицесоюза попросили главу Минсельхоза не менять условия субсидирования льготных инвестиционных кредитов для АПК. Регулятор эти опасения не разделяет.

 

С 1 января единая минимальная цена (ЕМЦ) за пачку сигарет увеличена на четыре рубля – со 108 до 112 рублей. Ниже этой цены продавать сигареты нельзя. ЕМЦ рассчитывается на основе минимальной ставки акциза за 1 тыс. штук сигарет и папирос, ставки НДС и повышающего коэффициента 1,4. А поскольку акцизы выросли с 1 января на 4%, выросла и минимальная цена. Она была введена на сигареты по аналогии с алкоголем с 1 апреля 2021 года для борьбы с нелегальным рынком: все, что продается ниже этой цены, автоматом считается нелегальной продукцией. Повысится, соответственно, и средняя цена за пачку сигарет – примерно на 5-10 рублей, до 145-150 рублей, ранее подсчитывали в Национальном союзе защиты прав потребителей.

 

Союз российских пивоваров (СРП) предлагает Минпромторгу пересмотреть сроки и целесообразность введения обязательной маркировки пива и пивных напитков, говорится в обращении союза. «Ведомости» ознакомились с его копией, председатель совета СРП Даниил Бриман подтвердил ее подлинность. Представитель Минпромторга подтвердил его получение. Текст проекта постановления о правилах маркировки размещен на regulation.gov.ru. Он предлагает ввести с 1 сентября 2022 г. обязательное нанесение datamatrix-кодов на специализированную упаковку (например, на пивные кеги), а с 1 декабря уже на потребительскую тару (бутылку или банку). Еще раньше, с 1 апреля 2021 г., начался эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, завершится он 31 августа 2022 г.

 

Фермерских кроликов или пахучих помидоров с огорода в России становится все меньше. Дачники, личные подсобные и фермерские хозяйства уходят с рынка, а крупные агрохолдинги становятся еще крупнее. Результат такой монополизации – риск снижения качества продукции и диктата цен. Такие выводы можно сделать из предварительных итогов микросельхозпереписи 2021 года. Так, по данным Росстата, с 2016 года (когда проводилась последняя всероссийская сельхозперепись) количество крупных сельхозорганизаций увеличилось с 7,6 тыс. до 9,6 тыс. единиц. А количество малых сельхозпредприятий уменьшилось с 24,3 тыс. до 20,9 тыс. единиц. Фермерских хозяйств и ИП стало меньше на 51,6 тыс. единиц (вместо 174,8 тыс. стало 123,2 тыс.). Некоммерческие товарищества потеряли 3,7 тыс. единиц – с 75,9 до 72,2 тыс. единиц.

 

Крупный производитель продуктов ГК «Эфко», развивающая линейку растительных аналогов мясных и молочных продуктов, запускает сеть фудтраков с меню на их основе. На первом этапе группа протестирует концепцию самостоятельно, а в 2023 году может запустить франшизу. Эксперты и конкуренты «Эфко» видят сложности в узкой специализации точек и пробелы в регулировании нестационарной торговли.

 

Росрыболовство хочет полностью убрать с рынка «рыбных рантье» — компании, получающие прибыль только за сдачу в аренду имеющихся у них квот. Глава агентства Илья Шестаков заявил на совещании с компаниями и ассоциациями отрасли, что сейчас не работает действующая норма, обязывающая владельцев квот осваивать не менее 70% от ежегодного объема ресурса собственными или находящимся в лизинге судами. Регулятор готовится внести поправки в законодательство, которые должны исключить эту возможность. Сложившаяся практика с арендой прав на добычу водных биоресурсов (ВБР) и их перепродажей приводит к росту цен для потребителей, считают чиновники.

 

0,056 процента составил среднесуточный рост потребительских цен с 1 по 10 января 2022 года, сообщил Росстат. Индекс впервые посчитан по новой методологии, которая применяется и для измерения месячной инфляции. С начала года цены выросли на 0,56% — до 8,57-8,61% в годовом выражении с 8,39% в декабре 2021 года, оценил Дмитрий Полевой из «Локоинвеста». 0,06-0,07 процентного пункта (п.п.) из общего показателя объясняется подорожанием услуг общественного (4,8-8,5%) и ж/д транспорта (индексация на 4,3%), еще 0,05 п.п. – автомобилей, а 0,02 п.п. – дизтоплива и бензина. Оставшиеся 0,43% — высокий рост, указывающий, что в начале года многие производители и ритейлеры переписали ценники.