Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №153

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

О «Стратегии развития торговли»

20 декабря в рамках заседания Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка состоялось обсуждение важного документа – проекта «Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года». Основным докладчиком выступил руководитель департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов – он же основной автор документа, целью которого является «формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности».

По итогам обсуждения хотелось бы сделать несколько выводов и предложений. Во-первых, собравшиеся единодушно отмечали нестандартный подход к структуре, языку изложения, смелости обобщений и рекомендаций документа, совершенно не похожего на множество аналогичных документов, написанных на т.наз. канцелярите, т.е. чиновничьем языке.

Во-вторых, надо отдать должное докладчику, который, с одной стороны, открыт к обсуждению и готов откликаться на предложения: это уже не первое обсуждение Стратегии. С другой стороны Н. Кузнецов сам отличный полемист и его не ставят в тупик даже самые острые вопросы и критические замечания.

В третьих, главным достоинством стратегии, по общему мнению, является признание права бизнеса на предпринимательский риск вместо административного определения количества торговых объектов, их специализации и т.д. в документе объективно сформулированы проблемы взаимоотношений малого и крупного торгового бизнеса, четко выражена позиция на снятие действующих ограничений, в том числе, в отношении продаж алкогольной продукции в офлайн и онлайн каналах. Нельзя не приветствовать и такой важный тезис как признание необходимости слышать бизнес, не навязывать ему неэффективные модели размещения, единообразие внешнего вида торговых объектов, вплоть до «сохранения свободы творчества» для бизнеса, что, согласитесь, не типично для документов национального стратегического планирования.

Среди замечаний и предложений, прозвучавших в прениях, можно назвать следующее. Основные проблемы развития отрасли сформулированы открыто и четко, однако предложения по их решению изложены в форме пожеланий и рекомендаций. Что дает возможность для сомнений в их полной реализации на местах. Хотя в своем ответе Н. Кузнецов справедливо отметил, что даже до вступления в силу Стратегии, как официального документа, в ряде регионов уже началась работа по использованию новых подходов.

Несколько излишне оптимистично звучит пассаж Стратегии, где утверждается, что «любой производитель любого объема качественной и востребованной продукции» должен иметь возможность «гарантированно сбывать свой товар через адекватные торговые форматы».

Наконец, уже не первый раз звучали замечания о том, что раздел о саморегулировании отрасли сформулирован как экскурс в историю и подводит к выводу о невозможности его реализации в существующих условиях. Вместе с тем многолетний опыт практической работы МЭС свидетельствует как раз об обратном. Создана уникальная площадка прямого, открытого и взаимоуважительного диалога. Разработан Кодекс добросовестных практик и действует Комиссия по его применению. Значительное количество проблем уже снято и не отягощает более отношения сторон. Важно отметить это и продолжить поиск решений для остающихся проблем. Это и будет нашим вкладом в реализацию стратегии.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

По данным Росстата, в январе 2020 года годовые темпы роста оборота розничной торговли достигли 2,7% (1,9% в декабре 2019 года) – это максимум с декабря 2018 года. Заметное улучшение годовой динамики наблюдается в торговле и продовольственными, и непродовольственными товарами. Подскок оборота розницы в оценках динамики показателя с учетом сезонности к среднемесячному значению 2017 года данные Росстата показывают впервые с апреля 2019 года. Улучшение показателей розничного потребления наблюдалось на фоне снижающейся инфляции, стоимости заимствований, уверенного роста потребительских настроений и реальных зарплат – на 6,9% в декабре 2019 года против 2,9% месяцем ранее в годовом выражении.

 

Россельхознадзор принял новые меры, чтобы исключить занос коронавируса и африканской чумы свиней из Китая в РФ. С конца января в страну не пускают посылки с подконтрольными товарами «для личного пользования физическими лицами», сказано в письме службы, направленном в свои территориальные подразделения. Речь о животноводческой продукции, в первую очередь о мясных изделиях. Глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отметил, чаще всего из Китая заказывают колбасу и субпродукты – например, свиные уши. Кроме того, в Сети можно купить, например, острые куриные лапки в желе, куриную шейку или окорочок, а также вяленую говядину и свинину. Также Россельхознадзор обязал сотрудников на местах не допускать ввоз из КНР готовой животноводческой продукции в ручной клади и багаже пассажиров. Ранее в службе поясняли «Известиям», что с начала года усилили меры контроля за прибывающими из стран Юго-Восточной Азии.

 

В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза может появиться отдельная глава, посвященная интернет-торговле и введению на этом рынке института уполномоченного экономического оператора, сообщил первый зампред Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. Эти меры позволят пресечь применение различных схем, которые используют граждане для занижения стоимости ввозимых товаров. В последние годы объемы ввоза в Россию посылок в рамках интернет-торговли каждый год удваивались. В 2011 году их было около 11 млн. В 2018-м – почти 349 млн – рост более чем в 30 раз. «В 2019 году мы зафиксировали небольшое снижение, связанное, по нашему мнению, с некоторым насыщением рынка: «Почта России» ввезла 332 млн посылок и еще 8,3 млн – экспресс-перевозчики», — рассказал Давыдов.

 

Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка проанализировал, какие направления сельского хозяйства наиболее рентабельны. Анализ основан на расчетах банка по данным отчетностей заемщиков за четыре квартала, завершившихся 31 октября 2019 г. среди клиентов банка – 11000 сельхозпроизводителей. Самая высокая рентабельность EBITDA среди аграриев – у производителей тепличных овощей, подсчитали эксперты: за год она выросла на 8 процентных пунктов (п.п.) до 52%. На 2-м месте по рентабельности, по оценке экспертов Россельхозбанка, — мясное скотоводство. Его рентабельность EBITDA за четыре квартала выросла с 42 до 45%. Высока рентабельность EBITDA и у молочного животноводства – 35% (+1 п.п.). А вот у свинины рентабельность EBITDA снизилась – на 4 м.м. до 31%, по оценке Россельхозбанка. Причина – падение оптовых цен в 2019 году.

 

ФАС предлагает устроить передел на рынке добычи рыбы емкостью 560 млрд рублей ежегодно. Квоты среди рыбаков надо распределять на аукционах, а не по историческому принципу, считает служба. Предложение о реформировании порядка распределения прав на добычу рыбы и морепродуктов содержится в проекте указа президента «О национальном плане развития конкуренции на 2021-2025 гг.». Его разработала и направила на межведомственное согласование федеральная антимонопольная служба (ФАС). Замруководителя службы Михаил Евраев говорит, что это поможет развиваться рынку. Появится конкуренция за квоты, и, соответственно, будет приток новых инвесторов.

 

Планы российских рыбопромышленников по освоению северной части Тихого океана оказались под угрозой. Японские суда, которые ранее поставляли сырье приморской ГК «Доброфлот», скорректировали планы. Японские суда переориентировались на скумбрию и дальневосточную сардину иваси, добывать которую проще и рентабельнее. Самостоятельно же начать вылов группа не может: таможня признала ее продукцию иностранной, из-за чего Россия недополучила квот в этом регионе. Ситуация может привести к потере этой зоны промысла, опасаются участники рынка.

 

Банкротство крупнейшего в Сибири ритейлера «Холидей» может вызвать эффект домино: вслед за самой розничной сетью разорение грозит ее контрагентам. Конкурсный управляющий требует от них вернуть деньги, выплаченные за осуществленные поставки. Партнеры «Холидея» уже обратились в Минпромторг с просьбой внести в законодательство изменения, усиливающие защиту добросовестных поставщиков. Но в первую очередь жалоба призвана повлиять на позицию управляющего.

 

Власти Москвы намерены ужесточить наказание для кафе и магазинов за ночной шум. Для этого депутаты городской Думы предложили увеличить размер штрафов на владельцев заведений. За последний год жители Москвы подали 9 тысяч жалоб на шум от магазинов и кафе на первых этажах домов. Депутаты МГД считают: во-первых, должна появиться отдельная статья со штрафами за нарушение тишины в кафе на первых этажах. С юридических лиц предлагают взыскивать не по 20, а от 40 до 80 тысяч рублей за нарушение. Во-вторых, есть предложения разрешить составлять протоколы не только Роспотребнадзору, но и городскому департаменту торговли и услуг.

 

Наибольшее количество сообщений о круглосуточной дистанционной продаже алкоголя публикуется в социальных сетях. К такому выводу пришла АНО «Центр мониторинга оборота алкогольной продукции в сети «Интернет» (ЦМАПИ), созданная по инициативе депутата Госдумы от «Единой России» Виктора Зубарева. Центр проводил анализ рынка незаконной онлайн-торговли спиртным с 1 ноября 2019-го по 1 февраля 2020 года. Всего АНО обнаружила 12 тыс. сообщений, 72% которых пришлось на социальные сети. Около 6 тыс. обявлений появилось в группах по продаже и доставке на руки алкоголя ночью во «ВКонтакте». На Facebook, «Одноклассники» и Instagram пришлось 980, 860 и 677 сообщений соответственно.