Протокол

XXXVI заседания Межотраслевого экспертного совета

по развитию потребительского рынка

10 марта 2015 года

Присутствовали:

АКОРТИ.А. Якубсон, Е.О. Куманина
НМАМ.В. Синельников
РусбрендА.В. Поповичев, Е.А. Каштельян
РуспродсоюзД.В. Востриков
СоюзмолокоА.Л. Даниленко
АПМПВ.А. Романцев
СНСР С.А. Кузнецов
Рыбный СоюзС.В. Гудков
СПРП.Б. Шелищ
ТПП РФА.И. Борисов
Приглашенные:А.Е. Григорьев

Повестка дня

1. Слушали: Итоги рабочих заседаний МЭС 4-6 марта 2015 года и сообщения членов МЭС, участвовавших в совещании у министра промышленности и торговли Д.Мантурова (С.Е.Юшин, А.Л.Даниленко, И.Я. Якубсон и др.).

Постановили: Исходя из принципа КОНСЕНСУСА, на котором строится работа МЭС, участники обсуждения пришли к следующим выводам:

1.1. В сложившейся системе отношений на потребительском рынке есть и, скорее всего, всегда будут противоречия между участниками, поскольку даже на сложившихся рынках в экономически развитых странах они присутствуют практически в тех же формах, что и в России. Более того, даже внутри самих профессиональных союзов и ассоциаций имеются расхождения относительно подходов к разрешению конфликта интересов между торговлей и поставщиками. В связи с этим любое изменение государственного регулирования в области торговли требует серьезной экспертной оценки, учитывающей обоюдные интересы сторон, что в нынешних условиях способен осуществить только Межотраслевой экспертный совет.

1.2. Рассмотрев комплекс поправок в ФЗ-381 «О торговле», представленный ФАС России и группой депутатов ГД РФ, участники обсуждения отмечают:

1.2.1. МЭС не имеет возражений против поправок, уточняющих полномочия ФАС (в представленной редакции).

1.2.2. МЭС предлагает включить ряд положений Кодекса добросовестных практик (КДП) в проект поправок в ФЗ-381.

1.2.3. МЭС считает несвоевременным ряд предложений депутатов ГД РФ, но готов согласиться с другими из представленного проекта.

1.2.4. МЭС просит членов созданной рабочей группы АКОРТа и Руспродсоюза дать конкретные предложения по п.п. 1.2.2 и 1.2.3. в течение двух недель (к 25 марта с.г.).

1.3. Основной фокус дискуссии участников пришелся на вопросы отсрочки платежей и выплаты вознаграждений за фиктивный маркетинг. Участники отметили, что и отсрочка и маркетинговые услуги являются реальными рыночными инструментами. В то же время:

1.3.1. Сокращение сроков оплаты – важный, но не главный вопрос. Важнее обеспечить дисциплину платежей и установить ответственность за нарушение сроков.

1.3.2. Точно так же необходимо четко разграничивать добросовестное оказание услуг и фиктивный маркетинг, который также должен быть наказан, независимо от того, кто является его заказчиком.

1.3.3. Члены МЭС считают необходимым продолжить совместное обсуждение создания системы обоюдной ответственности и выработки недискриминационной системы наказании за нарушения, указанные в п.п. 1.3.1. и 1.3.2. С этой целью сформировать отдельную рабочую группу из представителей поставщиков и сетей для подготовки предложений к обсуждению на заседании МЭС 19 мая. Предложить АКОРТу представить материалы о степени влияния сокращения сроков оплаты по всем группам товаров.

1.4. По единодушному мнению членов МЭС административная «заморозка» розничных цен, ограничение торговых наценок, а также прокурорские и иные проверки не способны решить проблему сдерживания продовольственных цен. Это возможно только через увеличение предложения, через расширение каналов продаж и развитие производственной, транспортно-логистической и торговой инфраструктуры.

Следующее заседание МЭС назначено на 19 мая.