Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Позиция МЭС в отношении предложений о расширении государственного регулирования цен

От 10 февраля 2021г

Позиция Ассоциации участников потребительского рынка

«Межотраслевой экспертный совет» (МЭС)

в отношении предложений о расширении государственного регулирования цен

 

15 общенациональных союзов и ассоциаций производителей, переработчиков, поставщиков, потребителей и розничной торговли продовольственными товарами, объединенных в рамках МЭС, считают необходимым публично заявить свою позицию в связи с предложением введения государственного регулирования цен, сформулированным в проекте федерального закона №1077520-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту «Закон о торговле»), представленном в Государственную думу фракцией КПРФ.

Мы уже дали свое заключение на этот законопроект, из которого следует, что его необходимо отклонить. Оно, как и заключения других организаций и органов власти показывает, что подобные инициативы отбрасывают нас в прошлый век и возвращают страну к дискредитировавшей себя планово-административной системе. Мы уверены, что Правительство и Федеральное Собрание Российской Федерации этого не допустят.

Однако серьезную обеспокоенность у нас сейчас вызывает перспектива расширения государственного регулирования цен после принятия мер, введенных в декабре 2020 года, на другие категории продуктов питания. Фиксация цен у заводов-производителей и в рознице дала кратковременный эффект их видимой стабилизации, но одновременно привела к существенной напряжённости на продовольственном рынке страны.

Последствия этих мер можно пояснить на примере сахарного песка. У производителей сельскохозяйственного сырья возникла неопределённость в отношении будущих посевов в связи с рисками последующего регулирования сбыта. Заводы-производители столкнулись с непланируемым хаотичным спросом со стороны множества предприятий торговли и требованиями мелкооптовой отгрузки сахара по регулируемой цене. Оптовые сервисные компании, осуществлявшие доставку, фасовку и дистрибьюцию сахара, оказались фактически исключены из рынка. Производители кондитерских изделий и напитков, цены на сахар для которых не были ограничены, вынуждены приобретать его по повышенной цене, что привело к удорожанию выпускаемой ими продукции. Предприятия торговли столкнулись с очередями и ограничениями отгрузки сахара с заводов, дополнительными издержками по логистике и фасовке, которые привели к отрицательной рентабельности торговли сахаром и необходимости увеличения цен на другие категории товаров. В регионах  возникли риски нарушения бесперебойности поставок сахара и товарного дефицита. Такие последствия неизбежны, потому что подобные административные ограничения деформируют продовольственный рынок.

Выдвигаемые на фоне этих событий инициативы отдельных политиков и идеи некоторых экономистов о возможности продолжения подобного регулирования цен и его распространении на другие продовольственные товары, предложения по переходу к административному ограничению цен по всей товаропроводящей сети окажутся, в случае их реализации, разрушительными для продовольственного рынка России.

Члены МЭС считают необходимым сосредоточить внимание органов власти на задачах стимулирования инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность для наращивания объема производства и предложения сельхозпродукции и продуктов питания, а также на повышении уровня доходов населения.

Последняя задача представляется особенно актуальной. По данным Росстата, за последние семь лет (2014-2020 гг.) в силу объективных экономических причин цены на продовольственные товары выросли на 57%, на непродовольственные товары – на 50%, на платные услуги – 47%, ЖКУ – 62%, транспорт – более 70%. Среднедушевые доходы населения же за этот период выросли всего на 37%. Именно это расхождение остро ощущается населением, поскольку основной удар пришелся на потребление домашних хозяйств, сократившееся за последний год на 8,6%,  в том числе по товарам самого дешевого ассортимента.

В связи с этим члены МЭС подтверждают ранее  направлявшиеся в адрес правительства предложения о необходимости предоставления наиболее нуждающимся категориям населения финансовой поддержки, которая может быть использована на приобретение продовольственных товаров отечественного производства.

Подписали все 15 организаций-членов МЭС

Facebook
Twitter
LinkedIn