Аналитическая справка

«О работе Межотраслевого экспертного совета

по развитию потребительского рынка

и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

отношений торговых сетей и поставщиков

потребительских товаров»

(апрель 2014 – октябрь 2014)

г.Москва

Справочно: Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) был создан ведущими объединениями розничных сетей и поставщиков с целью выработки общих позиций по наиболее острым проблемам взаимоотношений между ними, а также совершенствования нормативно-правовой базы и мониторинга потребительского рынка России. В декабре 2012 года основные участники МЭС подписали Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП). В августе 2013 года образована Комиссия по применению КДП в составе трех независимых членов и трех представителей от сетей и от поставщиков соответственно. В мае 2014 года участники утвердили форму Дополнительного соглашения к договору поставки и/или договору об оказании услуг, которая получила одобрение ФАС РФ и должна стать действенным инструментом практической реализации Кодекса.

I.

За период, прошедший после представления предыдущего отчета от 20 марта 2014 года, состоялось три заседания МЭС (24 апреля, 26 июня и 28 августа). На заседаниях обсуждались вопросы и принимались решения, связанные с :

Первая группа вопросов включала в себя:

— утверждение официального документа «Миссия, видение, цели и задачи МЭС» (Приложение 1);

— регистрацию в Минюсте РФ Некоммерческого партнерства «Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка»;

— решение о регулярном информировании заинтересованных сторон о работе МЭС и Комиссии по применению КДП, во исполнение которого представляется данная справка.

По второй группе вопросов приняты следующие решения:

— считать решения Комиссии вступившими в силу с момента их публикации на сайте www.codeofconduct.ru, которая осуществляется в течение двух рабочих дней с момента согласования протокола очередного заседания Комиссии;

— предложить Секретариату Комиссии открыть на сайте раздел с возможностью для всех заинтересованных лиц давать оценку, комментарии и предложения по вопросам практической реализации Кодекса добросовестных практик;

— принять предложение Секретариата Комиссии о финансировании из бюджета МЭС расходов на телефон и сайт, переформатировав его в сайт Совета.

Третья группа вопросов включала:

— предложение всем организациям – членам МЭС и присоединившимся к КДП обобщать информацию, поступающую от членских организаций по практической реализации Кодекса и регулярно оповещать об этом МЭС;

— предложение всем организациям – членам МЭС направить в АКОРТ для обобщения информацию о ходе подписания Дополнительных соглашений к договору поставки и/или договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров.

В четвертой группе вопросов обсуждались:

— информация Национальной Мясной Ассоциации о сложной ситуации с поставками свинины из Европейского союза и переработки ее продуктов (принято к сведению и распространению среди членов МЭС);

— предложение Ассоциации факторинговых компаний по включению в КДП ряда новых предложений (передано на рассмотрение АКОРТ);

— предложение Рыбного союза о поддержке со стороны МЭС регистрации в Минюсте приказа МСХ РФ №127 от 14.02.14 г. (отложено из-за особой позиции одного из членов МЭС);

— сообщение о назначении А.Л. Даниленко Общественным уполномоченным по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности (принято к сведению и использованию).

Рассмотрев информацию о поправках в ФЗ-381 «О торговле», подготовленных группой депутатов ГД РФ, члены МЭС подтвердили ранее принятую консенсусом позицию о своевременности внесения новых изменений в 381-ФЗ прежде, чем начнут массово внедряться в деловой обиход положения Кодекса добросовестных практик взаимоотношений торговых сетей и поставщиков потребительских товаров. При этом отмечено, что раздающаяся время от времени критика в адрес Кодекса и в целом межотраслевого саморегулирования исходит, как правило, от неорганизованных участников рынка, не входящих в отраслевые объединения.

Обсудив сообщение о проекте Постановления Правительства РФ, предусматривающем возможность заключения руководством регионов договоров с поставщиками и торговыми сетями с целью недопущения роста цен на продукты питания, члены МЭС приняли консенсусом и на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 16 сентября 2014 года предали гласности Заявление, в котором все десять членов Совета подтверждают приоритет интересов миллионов российских потребителей и заявляют о готовности задействовать все имеющиеся в их распоряжении механизмы согласования действий и разрешения конфликтных ситуаций, основанные на принципах межотраслевого регулирования, что должно позволить обойтись без вмешательства органов исполнительной и законодательной власти в процессы рыночного ценообразования (Приложение 2).

II.

За отчетный период прошло также три заседания Комиссии по применению КДП (25 апреля, 28 августа и 24 октября). Помимо обсуждения процедурных вопросов (дата, время проведения заседаний, подписание предыдущих протоколов и отчет о выполнении ранее принятых решений) Комиссия рассматривает, как правило, три категории вопросов:

В первой категории состоялось утверждение формы Дополнительного соглашения к договору поставки и/или договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров (Приложение 3). Данный документ потребовал длительных обсуждений членов Комиссии и явился важным достижением, поскольку призван обеспечить внедрение положений Кодекса в договорную практику сетей и поставщиков. Дополнительное соглашение предусматривает, в частности, что стороны не только присоединяются к КДП, но согласны с применением к правоотношениям между ними как самого Кодекса, так и Положения о Комиссии по применению КДП, а также готовы передавать споры по их применению на рассмотрение Комиссии. С третьего квартала 2014 года начинается процесс подписания Дополнительных соглашений. Форма Дополнительного соглашения получила согласование ФАС РФ (Приложение 4). Члены Комиссии также согласились с изменением срока формирования повестки дня с 14 до 28 дней до заседания с тем, чтобы дать всем заинтересованным лицам и организациям заранее сформировать свою позицию по вносимым вопросам.

Ко второй категории относится, например, обращение АПМП относительно практики ряда сетей, продолжающих взимать с поставщиков дополнительные средства за открытие новых торговых точек на основе договоров маркетинговых услуг. По решению Комиссии руководству этих сетей были направлены соответствующие письма за подписью председателя МЭС. Полученные от всех сетей ответы говорят о том, что они либо готовятся либо уже отказались от данной недобросовестной практики. Комиссия предлагает всем членам МЭС продолжить мониторинг по этой конкретной ситуации.

Подробные разъяснения были даны Комиссией руководству одного ОАО по поводу их обращения о несоответствии КДП их договора с одной из торговых сетей, входящих в АКОРТ. Речь шла о применении штрафных санкций в случае недостижения согласия о новых ценах и прекращении поставок по старой цене. Статьи 8 и 16 Кодекса позволяют находить взаимоприемлемые решения по данным вопросам.

В качестве негативного примера можно привести позицию занятую руководством торговой сети «7 континент», которая установила недобросовестную практику взимания с поставщиков авансовых платежей в счет возможного погашения в будущем штрафов за недопоставку продукции. Официальное письмо МЭС и личная беседа председателя МЭС с генеральным директором сети не принесли результатов. «7 континент» не входит в профессиональные объединения и продолжает отстаивать свое право на продолжение указанной практики, как не противоречащей законодательству. Члены МЭС и члены Комиссии считают своим долгом проинформировать федеральные и региональные органы власти о сложившейся ситуации.

В рамках рассмотрения вопросов, относящихся к третьей категории, Комиссия рассмотрела широкий спектр типовых ситуаций, представленных членами МЭС, и вынесла следующие решения:

Недобросовестными практиками признаны:

— установление т.наз. рекомендованных полочных цен и приостановление поставки в случае их несоблюдения (ст.10 КДП);

— прекращение поставок незамедлительно после направления сети уведомления о новых ценах либо после получения обоснованного отказа от принятия предлагаемого повышения цены (ст.ст.8,10 КДП);

— информирование поставщика об отсутствии регулярных заказов только в случае запроса с его стороны (поскольку ст.10 КДП указывает на необходимость «в случае отсутствия постоянного заказа торговой сетью отдельного потребительского товара в течение 14 календарных дней» проинформировать контрагента в письменном виде);

— выкуп торговой сетью только тары и упаковки для товаров СТМ, произведенных по заказу данной сетью (ст.11 КДП);

— сохранение в ассортименте торговой сети продукции, которая в ходе совместной с поставщиком проверкой определена как фальсифицированная;

— навязывание контрагентом информационных, маркетинговых или логистических услуг (ст.ст.3.7 КДП);

— навязывание контрагентам маркетинговых услуг и мероприятий по продвижению потребительских товаров (п.1 ст.3, ст.ст.7 и 17 КДП);

— изменение условий договоров, ухудшающих положение одной из сторон и распространяющихся на предшествующие периоды времени («задним числом»).

 Добросовестными практиками признаны следующие:

— проведение отраслевыми ассоциациями поставщиков и торговыми сетями совместных проверок по согласованной методике для выявления фальсифицированной пищевой продукции;

— повышение цены поставки, не противоречащей требованиям антимонопольного законодательства и нормам КДП (при этом сроки уведомления об изменении цены и согласования ее изменения должны соответствовать ст.8 КДП);

— проведение аудита качества потребительских товаров на всех этапах взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками (в т.ч. до начала поставок, но после подписания сторонами спецификации);

— установление разных сроков вывода товаров одной категории ассортиментной матрицы в случае, если один является брендированным, а другой – СТМ.

Комиссия не вынесла конкретных решений по ряду вопросов, не связанных прямо с соблюдением положений Кодекса, и предложила вынести их на обсуждение в рамках очередного заседания МЭС.

III. Выводы

  1. Придание формального статуса Межотраслевому экспертному совету, создание Комиссии по применению КДП, разработка и внедрение в деловой обиход Дополнения к договорам поставки и/или услуг – все эти шаги завершают формирование уникального комплекса инструментов межотраслевого саморегулирования на потребительском рынке России.
  2. В условиях введения специальных экономических мер участники МЭС провели активную работу по согласованию позиций в интересах поиска и обеспечения альтернативных поставок отечественных и зарубежных продовольственных товаров, стремясь сохранить гарантированное наличие на полке социально значимых продуктов питания, их неизменное качество и доступную цену. Принципы и цели этих совместных действий отражены в совместном Заявлении, представленном на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 16 сентября 2014 года.
  3. Если в предыдущий период Комиссия по применению КДП рассматривала преимущественно запросы (кейсы), представленные со стороны поставщиков, то на последнем седьмом заседании был рассмотрен обширный перечень ситуаций, представленных членами АКОРТ. По всем кейсам комиссия приняла единогласное решение, добавив таким образом большую определенность в широкий круг спорных вопросов во взаимоотношениях поставщиков и торговых сетей. Тем самым внесен дополнительный вклад в межотраслевое саморегулирование участников рынка и поддержание стабильности товарного рынка продовольствия.
  4. Несмотря на все сложности, связанные с внедрением положений Кодекса добросовестных практик в широкий деловой оборот, продолжается присоединение к этому процессу новых крупных объединений деловых кругов. Резолюцию о присоединении к Кодексу за рассматриваемый период подписали Союз пивоваров России и Евразийский альянс бутилированных вод.
  5. На заседании Правительства России 2 октября 2014 года, в повестке дня которого в качестве основного стоял вопрос «О конкуренции в сфере торговли», участники (включая Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева) дали высокую оценку развитию саморегулирования на потребительском рынке, внедрению в деловой оборот норм Кодекса добросовестных практик и деятельности Комиссии по применению КДП по внесудебному урегулированию конфликтных ситуаций между торговыми сетями и поставщиками (Приложение 5).