Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №216

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

До и после спецоперации

Два месяца назад Департамент исследований и прогнозов ЦБ опубликовал исследование «Изменение бизнес-процессов после пандемии COVID-19». Основанное на опросах предприятий в мае-июне 2021 года, оно фиксировало по сути состояние экономики страны накануне специальной военной операции (СВО). Результаты опросов показали, что 67% предприятий вышли на докризисный уровень выручки, однако при этом только 32% полностью адаптировались к новым условиям, среди которых особо выделялись нарушение цепочек поставок, высокий уровень неопределенности и дефицит высококвалифицированных кадров.

Отталкиваясь от этих ответов эксперты ЦБ привели список рисков, ожидающих экономику в наступившем году. Среди них: углубление разрыва в производительности между адаптировавшимися и неадаптировавшимися компаниями, замедление промышленных инвестиций (только 8% их планировали), торможение цифровизации производства (только у 21% отмечены такие планы), оптимизация кадровой политики, невысокое количество локализации цепочек (21%) из-за полного отсутствия или низкого качества отечественных аналогов и, наконец, рост издержек (защита здоровья и безопасности сотрудников, рост зарплат для удержания нужных кадров, увеличение нормы запасов и т.п.).

Сегодня идет сорок третий день СВО и за это время ситуация серьезным образом изменилась: санкции и контрсанкции принимаются по нескольку раз в неделю и к описанным выше рискам прибавляются все новые и новые. На первое место сейчас вышли девальвация рубля и повышенная ключевая ставка ЦБ (которую только что пообещали снизить с 20% до 17%). Затем идет растущий прогноз по безработице до 10-15% (при 4-5% нынешних). Наконец, опасения дальнейшего падения реальных доходов населения на 10-12% при инфляции на уровне не менее 15-20% на конец года.

Правительство в этих условиях стремится сделать все возможное, чтобы снизить влияние инфляционного шока, избежать дестабилизации финансовой системы, срыва внутренних платежей и приостановки транспорта и логистики. В своем отчете Госдуме Михаил Мишустин определил 5 «сквозных приоритетов» на ближайший период: бесперебойная работа предприятий, насыщение внутреннего рынка товарами, секторальная поддержка промышленности, поддержка уязвимых слоев населения и расширение свободы предпринимательства.

За эту неделю 1 и 8 апреля прошли два важных заседания: рабочей группы «торговля и услуги» Экспертного совета при Правительстве России и Экспертного совета Комитета Госдумы по промышленности и торговле, по развитию торговли и защите прав потребителей. В составе обоих органов много руководителей ассоциаций и союзов – членов МЭС. Поэтому неудивительно, что в их выступлениях часто звучали тезисы, которые уже обсуждались на наших заседаниях и публично выражались в наших обращениях к правительству и ФОИВам. Это, прежде всего, неприятие попыток введения госрегулирования цен, озабоченность сокращением платежеспособного спроса в результате падения доходов, поддержка программы адресной продовольственной помощи и др. К сожалению, среди большого количества мер поддержки, озвученных главой правительства и другими представителями ФОИВов, не прозвучали темы «заморозки» цифровой маркировки, РОП, «Платона» и др. Видимо, надо напоминать…

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Ритейл восстанавливает торговые запасы сахара, соли, масла, макарон и круп, которые ранее истощились из-за ажиотажного спроса в конце февраля – начале марта. Об этом сказано в письме заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова в Госдуму. Например, резервов сахара теперь хватит на восемь дней торговли, соли – на 12, подсолнечного масла – на 14, макарон – более чем на 30, указано в документе. В ближайшее время запасы еще увеличатся, по большинству перечисленных продуктов их будет достаточно на месяц продаж, отмечено в документе. Восстановить резервы позволяет падение спроса на треть ниже докризисного уровня: люди уже закупились впрок, и реализация товаров значительно упала, пояснили в торговле.

Российский рынок ритейла после начала военной операции на Украине понес серьезные потери. О временной приостановке деятельности в РФ объявили 160 международных сетей, подсчитали в Knight Frank. Окончательный уход большинства этих брендов приведет к потере торговыми центрами до 70% выручки. Положение вряд ли спасает замена ушедших компаний сетями из дружественных стран и локальными марками, считают эксперты. Первые опасаются выходить в Россию из-за высокой неопределенности, мощности вторых невелики и на расширение уйдет два-три года.

Усиление западных санкций и разгорающийся кризис не отвратили инвесторов с аппетитом к риску от вложений в новые проекты. Группа «Тилтех», среди создателей которой основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко, запустила новый фонд с фокусом на потребительском секторе, который может вложить от 1 млрд рублей в этом году в обмен на доли в компаниях в торговле, производстве, медицине. Деньги могут получить проекты, которые пытаются заместить уходящие в рынка международные компании, но договориться с перспективным бизнесом на выгодных условиях фонду будет сложно.

Минсельхоз намерен ужесточить оборот мясной продукции, изменив правила оформления ветеринарных сопроводительных документов. По сути, предложенные министерством изменения подразумевают отказ от автоматизированной приемки продукции и переход к ее ручному оформлению, пояснили эксперты. Ритейлеры опасаются, что такое нововведение затормозит логистику, а это чревато подорожанием мяса и сложностями с его поставками. Представители онлайн-торговли допустили вероятность отказа от доставки такой продукции. В Минсельхозе объяснили: при нынешнем порядке в магазины попадают продукты, зараженные опасными болезнями животных. Это значит, что для оформления ветеринарных документов продавцам потребуется ветеринарный врач или аттестованный специалист.

На фоне санкций каждый второй россиянин (50%) сталкивался с нехваткой привычных товаров. Это следует из результатов опроса ВЦИОМа от 18 марта, который был представлен 6 апреля на круглом столе в рамках Ясинской конференции НИУ ВШЭ с участием представителей бизнеса и научного сообщества. Впрочем, 47% россиян заявили, что не сталкивались с нехваткой привычных товаров, а 3% затруднились ответить. Отсутствие сахара на полках магазинов в ряде регионов связано с ажиотажным спросом, который подогревается недобросовестными организациями, сообщала ранее ФАС.

По итогам первого квартала факторинговые компании показали уверенный рост портфеля. Однако уже во втором квартале рынок ожидает провал, который может стать более глубоким, чем в пандемию. При этом выход из ковидного шока был быстрым, а как и сколько экономике придется выходить из кризиса, связанного с санкциями, участники рынка предсказать не берутся.