Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №233 (3 марта 2023)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Снова контроль за ценами

Как сообщила газета «Ведомости», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает расширить список товаров, на которые нельзя будет необоснованно повышать цены. 18 февраля она вынесла на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине при правительстве России новую версию законопроекта об ужесточении контроля над стоимостью продукции в случае спекулятивного роста в 2023-2024 гг.

В прошлой версии документа летом 2022 г. ФАС предлагала взять под контроль увеличение цен более чем на 30% в течение 60 дней только на социально значимые продукты. За это ритейлерам в случае нарушений могли бы вынести предупреждение или оштрафовать. Но этот проект в итоге получил отрицательное заключение комиссии по оценке регулирующего воздействия. Теперь ФАС и вовсе брала из документа термин «социально значимые товары». Там сказано, что формированием конечного списка продуктов в итоге должно заниматься правительство.

Свободный рынок и конкуренция – основа ценообразования в рыночной экономике, где цены устанавливаются продавцами, исходя из спроса и разработанной на его основе маркетинговой стратегии. Баланс спроса и предложения отражает уровень эффективности экономической модели в стране, которая, в свою очередь, отражается в складывающемся уровне цен. Наше государство, похоже, до сих пор окончательно не определилось как решать проблемы объективно возникающих перекосов ценообразования – госрегулированием либо снятием барьеров на пути конкуренции. А череда наступавших каждые пять лет кризисов и нынешний пандемийный шок только усилили регуляторный крен. И мы это увидели в недавнем прошлом в отношении цен на сахар и подсолнечное масло, зерно, лекарства и медизделия, бензин и металлоконструкции.

Ручное управление ценами вызывает у участников рынка либо недоумение, либо негодование, поскольку во всех упомянутых выше случаях уровень цен являлся индикатором соотношения внешней и внутренней конъюнктуры рынка, уровня его концентрации и развития конкуренции – с одной стороны, а с другой – ситуации с платежеспособным спросом населения. Но об этом – втором факторе рыночного ценообразования почему-то никто не говорил. А ведь помимо чисто индикативной функции цена товара выполняет еще очевидную регуляторную функцию. Именно она эластично балансирует спрос и предложение как производные денежно-платежных возможностей покупателя и продавца.

В кризисных же ситуациях увеличиваются риски влияния всех факторов на цены в каждом звене товаропроводящей цепи – от сельхозпроизводителей к переработчикам сырья, от оптовых закупщиков к розничной торговле. И тогда проявляются все несовершенства сложившейся экономической модели с низкой конкурентной средой и высокой зависимостью от глобальных рынков и валютных колебаний. В этом случае наиболее доступным решением для государства представляется прямое ценовое регулирование. Однако, включая механизм нерыночного определения цен, этот подход на короткое время снимает социальную проблему, но в долгосрочном плане, конечно, не решает проблему экономическую.

 

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Размер экспортной пошлины на зерно может быть «актуализирован» в новом агросезоне (начинается с июля), сообщили в минсельхозе. О каких конкретно изменениях может идти речь, в министерстве не пояснили, отметив лишь, что они возможны «с учетом рыночной конъюнктуры и складывающейся себестоимости производства». Аграрии неоднократно просили власти отменить или хотя бы снизить экспортные пошлины на зерно. На фоне рекордного урожая зерна в стране в 2022 году (153,8 млн тонн в чистом весе) цены на него упали. При этом из-за санкций выросли расходы на сельхозтехнику и другие средства производства. Поэтому рентабельность сельхозпроизводства серьезно снизилась. Снять излишки зерна с рынка и тем самым поддержать экономику российских сельхотоваропроизводителей мог бы активный экспорт. Но в этом сезоне он оказался затруднен.

В этом году в России стартует эксперимент по онлайн-торговле алкоголем, это окажет заметное влияние на рынок. О своем отношении к новации рассказал руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Алешин: «Надо с чего-то начать. Будет эксперимент с «Почтой России» — это уже хорошо. Не секрет, что спиртным в онлайне по факту и так торгуют, просто сейчас вне закона. Мы блокируем тысячи сайтов в год, а появляется в пять раз больше. Выход один – легализовать под жестким контролем ЕГАИС. В эксперименте с «Почтой России» мы и берем на себя функцию госконтроля и надзора. Мы же обеспечиваем прослеживаемость продукции в системе ЕГАИС. Противники введения онлайн-торговли говорят, что легализация приведет к росту потребления алкоголя. Позволю себе с этим не согласиться. Появление еще одного легального канала сбыта приведет к перераспределению рынка, но никак не к увеличению потребления. А все технические средства для контроля за этим каналом давно существуют, еще раз скажу: это мое личное мнение.»

«Продукты для Арктики» — так условно можно назвать работу, которая среди еще 12 победителей получила премию правительства РФ в области науки и техники. Удовлетворить в северных условиях население особенно свежими продуктами, крайне сложно, ведь доставка сюда большая проблема. Ученые предложили вариант ее решения – сублимированные продукты. Их получают с помощью вауумной сублимационной сушки. Продукт вначале замораживают, затем в вакууме обезвоживают до влажности в несколько процентов. Такая технология сохраняет 85-95 процентов витаминов и полезных веществ. Для хранения не нужны холодильники. В герметичном пакете такие продукты могут находиться несколько лет. Кроме того, во много раз уменьшается их масса. Скажем, в растительном продукте около 90 процентов влаги, поэтому из 10 кг исходного получается 1 кг «сублимации». А значит, во много раз сокращается масса груза при транспортировке.

Госдума рассмотрит законопроект, согласно которому запрещается продажа сигарет на автозаправочных станциях. Авторы законопроекта напоминают: потребление табачной продукции в зонах АЗС запрещено законом и представляет собой значительную опасность. «К тому же основные покупатели на АЗС – это клиенты-автомобилисты, которые затем продолжают движение после покупки топлива, а курение за рулем также является негативным фактором в вопросе безопасности дорожного движения», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Траты россиян на покупки в интернете за 2022 год выросли на треть и составили почти 5 триллионов рублей. Из них 4,8 триллиона пришлись на отечественные интернет-магазины. Об этом сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли. В сети делается же 19,9 процента покупок непродовольственных товаров, и эта доля, по прогнозу, продолжит расти.

У Россиян есть экономическая и политическая возможность стать лидером по производству халяльной (разрешенной с точки зрения ислама) продукции, заявил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Сейчас, по его словам, на этом рынке лидирует Бразилия, но наша страна «дышит ей в спину».

В этом сезоне в России отмечалась нехватка мощностей по хранению и сушке масличных в связи с рекордным урожаем. По прогнозам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), сбор масличных в этом сезоне может достичь 27,5-28,8 млн тонн, включая до 15,7-16,25 млн тонн подсолнечника, уборка которого в Центре и Поволжье из-за дождей частично сдвинулась на эту весну.