Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №219

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

О продовольственной безопасности

Важность темы продовольственной безопасности растет буквально с каждым днем. Тревогу бьют и ООН, и ФАО, и многочисленные СМИ. Нехватку продовольствия в мире оценивают уже на уровне 1,7 млрд человек из 7,5 живущих на планете. Запад обвиняет привычно Россию, но на самом деле здесь виноваты и засуха, и пандемия, и, конечно, западные ограничения для России, и бездействие украинских властей, накопивших более 20 млн тонн зерновых в разгар пандемии и не только не сделавших ничего для создания инфраструктуры вывоза, но еще и установивших в акватории своих портов больше 400 устаревших якорных мин.

Если внимательно проанализировать данные того же ФАО, то увидим, что мировые цены на продовольствие начали расти еще два года назад. Поэтому сегодня мы видим лишь усугубление этой ситуации. На этом фоне Россия сегодня в целом остается в зоне относительного благополучия, поскольку по основным параметрам мы достигли, а кое-где и превысили целевые показатели Стратегии продовольственной безопасности. Так, обеспеченность картофелем составляет 90%, по другим видам овощей – 86%, по огурцам – 95%, помидорам – 65%, яблокам – 67% и т.д.

Не будем забывать, что Россия один из ключевых партнеров ЕАЭС и можно сказать, что по основным видам продовольствия все страны «пятерки» обеспечены за счет собственного производства на достаточно высоком уровне: Белоруссия – 94%, Россия – 90%, Казахстан – 83%, Киргизия – 81% и только в Армении уровень самообеспеченности несколько ниже – 73%. Эти различия обусловлены социально-экономическими условиями, специализацией, технико-технологическим уровнем развития АПК государств-членов. В разной степени, но все они поставляют продовольственную продукцию в Россию. Наибольшая доля от общего объема приходится на Белоруссию – 81% (главным образом мясо – молочная продукция), Армения – 9% (фрукты, овощи, алкогольные и безалкогольные напитки), Казахстан – 8% (молочка, зерно и продукты его переработки) и Киргизия – 2% (фрукты и овощи).

В условиях сложившейся ситуации налаженное взаимодействие между странами порой нарушается. Так, сегодня острая ситуация отмечается на международном автомобильном пункте пропуска Верхний Ларс на границе России и Грузии, где проходят товарные потоки из Грузии, Армении, Азербайджана, Турции и даже Европы. Нужны срочные меры по расширению и оптимизации работы этого важного узла.

Если попытаться прогнозировать ситуацию с продовольствием на фоне санкций в краткосрочном периоде – до конца текущего года, то видимых проблем для России пока не существует. Урожай обещает быть хорошим, посевная в целом закончена, поддержка для АПК заложена и выделены даже дополнительные 153 млрд рублей на льготные кредиты и 5 млрд на семеноводство и селекцию. Однако, накопившиеся проблемы скорее всего проявятся в долгосрочном периоде. Ведь даже срочно выделенные деньги не способны моментально создать собственную семенную и племенную базу, вырастить новые поколения агротехников и агроинженеров, реализовать крупные проекты логистики и хранения выращенной продукции.

Тем не менее опыт прохождения трудных моментов у многих крупных агрохолдингов есть, большинство из них уже заняты выполнением этих по сути государственных задач. Но поскольку подорожание продовольствия неизбежно, нельзя забывать о поддержке населения, в первую очередь, людей с невысокими доходами. А это уже задача самого государства.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2,4 миллиона гектаров посевов зерновых зафиксировал Росстат в РФ на 1 мая 2022 года – это на 15,7% меньше, чем годом ранее, и почти вдвое меньше, чем на ту же дату 2020 года. Посевы кукурузы, напротив выросли с 233 тыс до 428 тыс га, хотя и они существенно ниже, чем в 2020 году (876 тыс га). Запасы зерна в хозяйствах, напротив, выросли на 6,1%, до 11,4 млн тонн, на столько же сократился объем реализации зерновых. Отметим, что сокращение площадей пока не отражается на высоких прогнозах урожая 2022 года (130 млн тонн), но наряду с ростом запасов отражает спад рентабельности внешней торговли зерном из-за плавающих пошлин на экспорт, о чем предупреждали аналитики при запуске этого механизма.

По итогам 2022 года в списке крупнейших производителей продуктов питания и напитков в России может смениться дилер. Как отмечается в рейтинге Infoline Food & Drink, занимающая пе6рвое место американская PepsiCo может потерять в выручке, в том числе из-за замены международных брендов на локальные марки. В начале марта из-за военной операции РФ на Украине PepsiCo объявила о приостановке продаж в России напитков Pepsi, Mirinda и 7Up. В качестве альтернативы в компании рассматривали создание новых брендов, а также расширение ассортимента местных марок, таких как «Русский дар». Побороться за лидерство в отрасли могут ГК «Эфко» и ГК «Русагро»: их бизнес сейчас поддерживается за счет высоких мировых цен.

Переориентация России на рынки Востока и, в частности, КНР как в части поставок продовольствия, так и в части закупок сельхозтехники пока сталкивается с рядом сложностей, отметили участники дискуссии о перспективах российско-китайских отношений в сфере АПК, проведенной Русско-азиатским союзом промышленников и предпринимателей (РАСПП). В КНР рассчитывают на рост поставок сельхозмашин в РФ при условии упрощения российской стороной их ввоза, но Минпромторг видит в этом угрозу для российской промышленности. Российскому же экспорту продукции АПК в Китай также мешают как фитосанитарные требования КНР и проблемы с банковскими трансакциями, так и внутрироссийские ограничения.

На фоне прекращения поставок в РФ известных брендов растительных продуктов, таких как Beyond Meat и Alpro, в этот сегмент пытаются выйти локальные игроки. В июне продажи растительного омлета и котлет обещает запустить компания председателя совета директоров производителя продуктов и напитков ГК «Черноголовка» Алексея Четвергова и его партнера Сергея Лобанова. Но сейчас на фоне кризиса рост продаж в сегменте замедляется, а конкуренция растет, предупреждают эксперты.

Закрытие заведений McDonald’s стало одной из причин падения этой весной продаж куриного мяса в стране. Другие крупные закупщики, как, например, производители колбас, переориентировались на свинину, которая оказалась в переизбытке из-за беспошлинного ввоза в Россию крупной партии этой продукции. Птицеводы опасаются, что сложившаяся ситуация вынудит их сократить производство. Но эксперты рассчитывают на экспорт и на наступившее лето, когда внутреннее потребление может увеличиваться в том числе за счет обещанного властями повышения размера социальных выплат населению.

Запрет на поставки из ЕС офсетной бумаги заставил пивоваров пожертвовать дизайном и отказаться для некоторых брендов от кольереток-этикеток на горлышке бутылки. Производители напитков жалуются и на дефицит самоклеящихся этикеток. Так, Российский офис AB InBev-Efes – одной из крупнейших пивоваренных компаний страны – из-за нехватки бумаги у поставщиков решил отказаться от кольеретки на части продукции. Это коснется, в частности, упаковок пива «Старый мельник из бочонка», «Сибирская корона» и «Белый медведь».

Мировые цены на продовольствие продолжают незначительно снижаться второй месяц подряд как в номинальном выражении, так и в реальном, отмечают в Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН. Впрочем, хотя индекс продовольственных цен ФАО снизился в мае на 0,6% к апрелю (в обоих измерениях), он остается существенно выше, чем в мае 2021 года (на 22,8% в номинальном и на 20,8% в реальном выражении), а падение в апреле к марту было более выраженным (0,9%). Отметим, что снижение цен на продовольствие в реальном выражении де-факто отражает ускорение инфляции в последние месяцы.