Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №212

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

И.Е. Караваев

Регулирование цен на продукты - опасный путь (по материалам газеты «Ведомости»)

В начале прошлого года именно резкий рост закупочных цен, спровоцированный целым рядом объективных причин, стал триггером для ужесточения административного регулирования: мятник качнулся в сторону государства, временно поставив под вопрос все достижения саморегулирования. Очевидно, что желание быстро и жестко отрегулировать цены, установив их в директивном порядке, кажется самым простым способом решения задачи обеспечения доступности продовольственных товаров для населения. Да, это самый простой путь, но и самый опасный. В краткосрочной перспективе такой подход может продемонстрировать эффективность, но на дальней дистанции он неминуемо приведет к ухудшению ситуации на рынке.

Процесс ценообразования настолько сложен и многогранен, что негативные закономерные последствия грубого вмешательства в устоявшиеся практики мы ощутим не сразу, а только спустя какое-то время. Именно возможность сохранения рыночных механизмов вкупе с ощутимой поддержкой нуждающихся групп населения стала первопричиной выхода ряда крупнейших продовольственных торговых сетей с инициативой ограничить торговую наценку на определенный перечень социально значимых товаров до конца 2022 года.

Добровольное ограничение торговой наценки – беспрецедентный шаг, на который пошли отдельные игроки рынка для стабилизации ситуации без вмешательства государства. К подобной мере некоторые сети уже прибегали в самом начале пандемии, которая стала настоящим стресс-тестом и для ритейлеров, и для потребителей. Тогда это стало реальной поддержкой для групп населения, которые оказались в затруднительном положении, потеряли работу или сократили доход. Но мера тогда вводилась на достаточно короткий период и перечень товаров был небольшим. В этот раз ритейлеры выразили готовность ограничить наценку 10% на весь 2022 год и по широкому перечню социально значимых товаров.

В целом ритейлеры и так не стремятся зарабатывать на социально значимых товарах, они реализуются с минимальными или даже отрицательными наценками. Например, реализация может обходиться в 20-25% от стоимости товара, а наценка, которая должна все это покрывать, будет всего 15-18%.

При этом не стоит забывать, что розничная торговля – одна из самых низкорентабельных отраслей. По данным ФНС, ее рентабельность по итогам 2020 года не превышала 4,9%. В то время как, например, рентабельность сельскохозяйственной деятельности – более 22%, производства пищевых продуктов – около 10%, табачных изделий – 28,7%, напитков – 10,6%.

Цены не растут просто так. Сами производители говорят о том, что повышают отпускные цены в силу объективных причин: растут коммунальные платежи, налоги, неурожайный год, ослаб рубль – и стоимость кормов или витаминов в агрокомплексе заметно подскочила, выросли арендные платежи и т.д.

Наценка как таковая формируется на каждом этапе товаропроводящей цепочки. Это, по сути, необходимое условие для существования любой бизнес-организации.

Но исторически наибольшую аллергию все-таки вызывает торговая наценка. Возможно, это наследие былого восприятия любого торговца в качестве мошенника.

Желание отрегулировать все и вся путем принятия новых постановлений и законов – очень опасная тенденция. Принимаемые законы слабо адаптивны, а ситуация меняется каждый день и требует все новых и более гибких решений.

Оптимальным решением представляется работа над социальными программами, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут способствовать точечному повышению благосостояния низкодоходных групп населения. Это специальные карточки, адресная продовольственная помощь и другие способы стимулирования потребительской активности. Только при таком подходе мы сможет сохранить баланс предложения и спроса на рынке, сохранить ассортиментную линейку и обеспечить достойный уровень потребления продовольственных товаров для всех групп населения.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Консолидация рынка розничной торговли в России усиливается. По оценкам Infoline, в 2021 году доля ста крупнейших торговых сетей превысила 50%, а на десятку ключевых игроков пришлось почти 38% рынка. Но уровень концентрации российского рынка еще далек от развитых стран, и эксперты прогнозируют новые M&A и экспансию федеральных игроков в регионы.

Исчерпание лимитов на льготные кредиты до начала посевной кампании вынуждает Минсельхоз стимулировать агробизнес получать займы по коммерческой ставке. В ближайшее время чиновники планируют увеличить лимиты на льготное кредитование на 10 млрд рублей, но приоритет будет отдан только производителям зерна. Бизнес предупреждает, что нехватка льготного финансирования для других секторов АПК грозит ростом цен на продукты.

К концу января Россия резко сократила вывоз зерновых за рубеж (пшеницы, ячменя, кукурузы) – на 25-30% в натуральном выражении. Об этом сказано в аналитической справке Минсельхоза, который использовал данные ФТС с июля. Последние несколько лет вывоз зерновых из РФ так значительно не сокращался, отметили эксперты. Но тому есть причины: в этом сельскохозяйственном году (с 1 июля 2021-го и до 1 июля 2022-го) в РФ на 10% снизился урожай зерновых. Плюс аграрии неохотно продают сырье на экспорт – после введения плавающей пошлины это стало невыгодно. Запасы зерна, которые появятся из-за его низкого вывоза, могут послужить дополнительным стабилизирующим фактором для внутреннего рынка, говорят в Минсельхозе.

Минпромторг предлагает снизить торговую наценку до 5% на несколько наиболее востребованных у покупателей социально значимых продуктов. Об этом рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Он пояснил, что предложение о снижении торговой наценки до 5% на ряд товаров – дополнительная инициатива, помимо ранее озвученного крупными торговыми компаниями предложения держать до конца 2022 года наценку не более 10% на ряд востребованных у покупателей товаров. Речь идет о продуктовых категориях, без которых не обходится практически ни одна покупка: хлеб, молочная продукция (питьевое молоко, творог, кефир), сливочное масло, сахар и овощи так называемого борщевого набора (капуста, морковь, лук, картофель).

У ритейлеров возникли сложности с закупкой импортных овощей и фруктов. Это связано с проверками Роспотребнадзора, который уже запретил ввозить часть из них. Магазины столкнулись с задержками поставок импортных овощей и фруктов, по некоторым позициям уже есть дефицит товаров. В портах в ожидании проверок Роспотребнадзора скопились сотни контейнеров с апельсинами, виноградом, перцем, гранатами и другими овощами и фруктами. Длительное оформление товара приводит к его порче и дополнительным затратам на хранение. Из-за усиления контроля Роспотребнадзора над ввозом овощей, фруктов и прочей сельхозпродукции товары стали дольше проходить таможню, чаще, чем раньше, уходить на карантин и досмотры. В итоге такая продукция может находиться в пути до восьми дней дольше.

Ассоциация «Винодельческий союз» (в нее входят «Кубань-вино», «Фанагория», «Мильстрим черноморские вина» и др.) обратилась к вице-премьеру России Дмитрию Григоренко с письмом о нецелесообразности введения маркировки «Честный знак» для винодельческой продукции. Эксперимент по маркировке некоторых видов алкоголя с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года предложил Минпромторг. Соответствующий проект постановления размещен для обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов. В перечень товаров для участия в нем включены виноградные вина (в том числе крепленые), вермуты, ликеры, спиртовые настойки и т.д.

Индекс предпринимательской уверенности с учетом сезонного фактора в добывающей промышленности в январе составил 0,7%, несколько откатившись назад по сравнению с декабрьскими значениями (1,6%), сообщил вчера Росстат. В обрабатывающей промышленности динамика индекса осталась положительной и привела к его увеличению до 1,3% против 0,7% месяцем ранее. Повышение деловой активности в обрабатывающей промышленности стало, по оценке агентства Markit, самым значительным с мая 2021 года – такая динамика объясняется ростом новых заказов максимальными с апреля 2019 года темпами.