Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №203

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Председатель Союза потребителей России, член Экспертного совета при Правительстве РФ

П.Б. Шелищ

О ценах, конкуренции, нищете и совести (I)

Зацепили две новости августа: стоимость набора продуктов для традиционного борща в июле оказалась на 23 процента выше, чем в начале года, и Федеральная антимонопольная служба начала проверки торговых сетей, не сговорились ли они о ценах на продукты. Можно обсуждать точность этой оценки и насколько помогут проверки ФАС, но что цены растут, очевидно всем. И пока их сдерживает только сезонный фактор – новый урожай овощей и фруктов. Однако он очень слаб: июльские цены на плодоовощную продукцию снизились по сравнению с июньскими на 7 %, но это почти не сказалось на общем индексе потребительских цен. Факторы же роста цен заметно усилились.

Укажу на два, на мой взгляд, главных. Первый – это очень значительный рост цен производителей, который в основной части объясняется повышением затрат на производство продукции. В первом полугодии этого года цены производителей пищевых продуктов выросли по сравнению с первым полугодием прошлого года на 15,2%, (июль к июлю – прирост 15,4%), текстильных изделий – на 11,2%, автотранспортных средств – на 12,1%. Это с некоторым запаздыванием, но неизбежно влечет повышение розничных цен. Оно может быть не только прямым, видимым на ценниках, но и косвенным, когда хорошо известный нам продукт на полке при неизменной упаковке и цене становится ниже качеством или меньше количеством. Как правило, это сильнее сказывается на тех продуктах, которые невозможно заменить чем-то более дешевым. То есть больнее ударяет по потребителям с самыми низкими доходами.

Второй фактор роста цен – это существенный прирост номинальных доходов потребителей. Но не столько заработанных от продажи созданных ими товаров и услуг, сколько полученных в долг. Россияне уже взяли в первом полугодии этого года 2 трлн рублей потребительских кредитов – это в полтора раза больше, чем год назад, и в 2,1 раза больше, чем пять лет назад. Такие кредиты берут либо на покупку чего-то нужного в ожидании его подорожания (а инфляцию потребители сейчас оценивают значительно выше, чем Росстат), либо на текущие расходы, чтобы поддержать привычный образ жизни при недостаточных для этого текущих доходах.

Эти деньги заметно повышают платежеспособный спрос потребителей, значит и продать то же количество товаров и услуг можно дороже. Ведь цена, подобно делению на шкале рычажных весов, у которого останавливается стрелка, фиксирует достигнутое равновесие между спросом и предложением. Ее рост или снижение дает заинтересованным участникам рынка сигнал, что выгоднее производить, продавать и покупать, а инвесторам — во что стоит вложить свои средства. Цена на что-то растет – выгодно это производить и продавать, в результате подорожавшей продукции становится больше, и цена на нее снижается. Цена падает – и привлекательность продукции для ее производителей и продавцов падает, в результате ее становится меньше, значит цена будет расти.

Но это только пока цена меняется в силу естественных причин. Если же это происходит вопреки им, по воле власти, монополии или вследствие картельного соглашения естественных конкурентов, рыночный механизм перестает работать и к проблеме перекошенных цен добавляется проблема дефицита предметов потребления.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вопреки ожиданиям экспертов минсельхоз США (USDA) в сентябрьском прогнозе сохранил крайне низкую оценку российского урожая пшеницы – 71,5 млн тонн (без учета Крыма). USDA имеет технические возможности делать прогнозы на основании данных со спутников, но «решил не рисковать» и рассчитал по цифрам Росстата, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. И пока Росстат сохраняет свою оценку, USDA не изменит и свою. Между тем она уже расходится с данными российского минсельхоза. По ним Россия уже собрала 70 млн тонн пшеницы с 80% площади. А в Сибири урожай будет выше обычного.

 

Импорт тунца в Россию в первом полугодии упал почти на треть из-за снижения спроса на фоне экономии потребителей, нежелания трейдеров торговать «дорогой и нетрадиционной» для россиян рыбой, а также сокращения вылова в странах-поставщиках. С проблемами в результате столкнутся прежде всего рестораны и суши-бары, тогда как производители консервов не испытают дефицита, полагают эксперты.

 

Сейчас большинству угроз продовольственной безопасности страны ЕАЭС противостоят в одиночку. Зачастую это приводит к тому, что меры, предпринимаемые одной из стран союза, не учитывают возможности других государств ЕАЭС. Теперь на территории пяти стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), будут действовать общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности. Документ об этом подписан советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). На практике это означает, что кормить себя страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения) будут самостоятельно, а обеспечивать себя продуктами сообща, снижая импортозависимость от третьих стран. Риски дефицита какого-либо продовольствия или, например, скачкообразного роста цен в какой-то из стран планируется «гасить» при помощи взаимных оперативных поставок продовольствия. ЕЭК будет вести ежегодный мониторинг обеспеченности государств союза сельхозпродукцией и продовольствием.

 

Потребители на фоне увлечения здоровым образом жизни готовы платить больше за органические продукты – их продажи растут вдвое быстрее, чем обычных продуктов. По данным NielsenIQ, продажи органических продуктов с мая 2020 года по апрель 2021 года в сравнении с тем же периодом прошлого года выросли на 13% в деньгах, а продажи обычных продуктов всего на 6%. При этом на полках российских магазинов «органика» из Европы по факту присутствует. А на европейский рынок нашим производителям органических продуктов выйти гораздо сложнее. По данным федерального центра «Агроэкспорт» при минсельхозе, Россия пока занимает 0,2% мирового рынка органической продукции. Но за последние 15 лет объем производства в денежном выражении вырос в 10 раз: с 16 млн евро в начале 2000-х годов до 160 млн евро в 2019 году. При этом в России столько земель и возможностей по производству органической продукции, что ею можно накормить весь мир.

 

Происходящий эксперимент по маркировке пива вызвал вопросы у участников: оказалось, что они должны подавать сведения об обороте напитка одновременно и в ЕГАИС, и систему мониторинга за оборотом товаров. Если модель будет принята за основу, параллельный учет кодов в двух системах грозит сбоями, опасается бизнес. Оператор системы маркировки и регуляторы уверяют, что после эксперимента системы будут интегрированы.

 

Бурный рост продаж скоропортящихся продуктов в онлайне и интерес фермеров к интернет-торговле продолжают привлекать инвесторов в этот сегмент. Миноритарным владельцем проекта «Ешь деревенское», доставляющего продукцию из подсобных хозяйств, стала структура Романа Баталова, зятя экс-главы Краснодарского края Александра Ткачева. Такие проекты, как говорят игроки этого рынка, могут показать оптимальную рентабельность из-за высокого среднего чека.

Деловые настроения малого и среднего бизнеса вернулись к росту после спада активности, следует из августовского замера индекса RSBI (совместного исследования «Опоры России», ПСБ и агентства Magram Market Research). Опрос 1,8 тыс. компаний зафиксировал рост всех компонент индекса (продажи, кадры, инвестиции, финансовая доступность), что обеспечило рост итогового показателя до 54 пунктов против 52,7 в июле. Максимума в последнее время индекс деловой активности достигал в мае (54,6 п.), после чего настроения бизнеса стали ухудшаться из-за точечных ограничений в регионах на фоне новой волны пандемии, а также исчерпания объемов льготного кредитования. В августе, как показал опрос, доступ компаний к заемному финансированию вырос, что повлияло на кадровую и инвестиционную политику бизнеса.