Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №202

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Снова об инфляции…

Итак, после периода летних отпусков началось второе рабочее полугодие. Думая над темой первого после отпусков материала, наткнулся на очередной тревожный заголовок: «Мировые цены на продукты снова выросли, несмотря на новый урожай». Ну, конечно же, нужно снова анализировать инфляцию и ее последствия. Судя по всему, именно словом инфляция будет определяться весь 2021 год, поскольку рост текущих цен достиг исторических показателей за последние 10-15 лет: в США до 5,4%, в Германии – 4,3%, в России – 6,5%.

Попытаемся проанализировать основные причины. Прежде всего эксперты называют «накачку» экономик деньгами. Предыдущий 2020 год ознаменовался рекордным для периода после 2-й мировой войны падением глобального ВВП на 3,7%. Пандемийные локдауны нарушили сложившиеся производственные процессы, разорвали традиционные логистические цепочки, заметно снизили потребление товаров и услуг. Для преодоления последствий кризиса практически все ведущие страны мира пошли по пути наращивания государственной помощи бизнесу и населению. Денежный агрегатор М2 в 2020 году вырос в США на 25% (при обычном среднегодовом темпе 5%), в Еврозоне – на 12% (5%) и даже в России он ускорился до 13,5% (10-11%).

Далее — с началом 2021 года появились первые признаки восстановления экономической активности. Это сразу же повлекло за собой резкий рост сырьевых цен, затем рост цен производителей и, в конечном счете, разумеется, потребительских цен. Именно поэтому российский ЦБ первым среди основных мировых финансовых регуляторов перешел на ужесточение денежно-кредитной политики, повысив ключевую ставку с 4,25% сначала до 5,5%, а затем и до 6,5%, и объявив о пересмотре политики таргетирования инфляции. Это и ряд последующих решений ЦБ лишь увеличили сумму проинфляционных факторов: сырье, логистика, девальвация, закрытие границ, монополизация рынков и т.п. В результате повсеместно выросла нагрузка на хозяйствующие субъекты и снизилась их способность к капитальным вложениям, а также сократилась доступность кредитов для населения и предпринимателей.

Наконец, после небольшого снижения в июне и июле в августе снова пошли вверх мировые цены на продовольствие (сразу на 3,1%, по данным ФАО). Так, сахар взлетел на 9,6% до уровня пятилетней давности из-за непогоды в Бразилии. Растительное масло выросло на 6,7% из-за проблем в Малайзии. Зерновые поднялись на 3,4%, подорожали все виды мяса, кроме свинины. Этот ценовой разворот произошел в этом году раньше обычного по целому ряду причин: снижение прогнозов на урожай в крупных странах-экспортерах (США, Канада, Россия, ЕС), дефицит рабочей силы, рост цен производителей и т.д. Не исключено, правда, что глобальные цены могут снова пойти вниз после поступления урожая в южном полушарии. Однако серьезно снизить общий уровень инфляции это не поможет. Вывод: мы снова вернулись к уровню цен прошлого десятилетия, так что ценники придется менять. На российском же рынке это особо отразится на тех продуктах, которые мы либо экспортируем (тот же сахар, зерно, подсолнечное масло), либо импортируем (овощи, фрукты и т.п.).

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Уровень безработицы в июле опустился до отметки 4,5%, сообщает Росстат. Это самый низкий показатель за последние два года, и он близок к абсолютному рекорду июля 2019 года, когда не имели работы 4,3% человек. По сравнению с июнем снижение составило 0,3%. По данным Росстата, в июле в России не имели работы 3,4 млн человек, которые хотели и были готовы приступить к оплачиваемой работе. Показатель зарегистрированной безработицы тоже снизился на 0,2% до значения 1,4%. В центрах занятости были зарегистрированы 1,1 млн человек.

 

Приобретение таиландской CP Foods российского производителя свинины АПК «Дон» — первая крупная сделка с участием иностранного инвестора в животноводстве более чем за пять лет. Последний раз зарубежная компания покупала активы в этом сегменте в нашей стране в 2015 г. Тогда та же CP Foods стала владельцем двух крупных птицефабрик под Санкт-Петербургом – «Северной» и «Войсковицы». CP Foods входит в таиландский конгломерат CP Group, который помимо сельского хозяйства занимается розничной торговлей и те6лекоммуникациями. На сайте CP Foods утверждается, что эта компания является крупнейшим иностранным инвестором в российское сельское хозяйство. Она работает в России с 2006 г. Ее свинокомплексы расположены в Московской, Калужской и Курской областях. Она также контролирует компанию RBPI Group, которая владеет комплексами в Калининградской и Нижегородской областях.

 

Перед повышением экспортных пошлин на зерно российские аграрии увеличили в конце августа объемы вывоза урожая за границу. Отгрузки выросли примерно вдвое, до 1,4 млн тонн в неделю. Пшеницу из РФ активно закупают Турция, Иран и Саудовская Аравия. Ранее эти страны импортировали большую часть зерновых из Евросоюза. Но там в текущем сезоне из-за плохой погоды качество собранного урожая оказалось низким.

 

Цены на виноград вырастут в этом сезоне как минимум на 30%, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на прогнозы экспертов отрасли. Тому виной климатические проблемы, приведшие к наводнениям на территориях виноградарства, и сопутствующие риски сокращения урожая. Соответственно вырастут на 15-20% и отпускные цены на отечественное вино. Тем более что принятый недавно закон запрещает использовать для производства вина, маркированного как российское, импортный виноматериал.

 

Рыбопромышленник и член Совета федерации от Карелии Игорь Зубарев займется новым бизнесом. Его структура инвестирует 4-5 млрд руб. в комплекс по выращиванию форели мощностью около 4 тыс. тонн рыбы в год. Для выращивания форели будут использоваться установки замкнутого водоснабжения (УЗВ), рыба будет перерабатываться на уже построенных рядом заводах. Мощность предприятий – более 100 тонн продукции в сутки. Потребление красной рыбы остается стабильным, а цены растут после падения из-за пандемии COVID-19.

 

Рост онлайн-продаж продуктов питания стимулирует крупнейших производителей расширять партнерства с игроками e-commerce. Так, сервис «Самокат» договорился с PepsiCo, Unilever и Kraft Heinz о поставках эксклюзивных наименований напитков, чая, мороженого и снеков. Поставщики таким образом могут получить гарантированное место «на полке», особое ценообразование и продвижение за счет сервиса.

 

В последнее время востребованность магазинов низких цен у покупателей привела к тому, что ведущие ритейлеры запустили собственные дискаунтеры: Х5 Retail – «Чижик», «Магнит» — «Моя цена». Однако, по данным ФГ «Финам», именно сеть «Светофор» в 2020 году стала самой быстрорастущей в этой категории в России, нарастив выручку почти на 40% — до 189 млрд руб. Как объясняет Сергей Илюха, эксперт по работе с розничными сетями, преимущество «Светофора» на фоне других российских дискаунтеров состоит в первую очередь в объеме: «По некоторым оценкам, он занимает в своем сегменте более 50 процентов рынка». Это позволяет ему уверенно развиваться и получать желаемые условия от большинства поставщиков, еще более увеличивая свой отрыв от конкурентов».

На сайте Московской торгово-промышленной палаты горожане голосуют за компании, которые лучше всех доставляют продукты питания. Пока явный лидер – «Яндекс. Лавка». За второе место борются сразу несколько компаний – «Самокат», «ВкусВилл» и «Перекресток». Пандемия полностью переформатировала рынок доставки продуктов. «Утконосу», который занимал огромную долю рынка, пришлось потесниться. Доставкой стали активно заниматься крупные торговые сети. Причем, большая часть из них – это ретейлеры, ориентированные на покупателей так называемого среднего класса либо среднего класса плюс, как в случае с «Азбукой вкуса». Вероятно рынок доставки продуктов ждет дальнейший рост, т.к. экономически активным становится поколение, которое буквально живет в интернете. Одежду, обувь, смартфоны, мелкую бытовую технику они уже давно покупают онлайн. Начав жить отдельно от родителей, они начнут покупать в сети продукты и товары повседневного спроса, потому что такая форма покупок для них просто привычнее.