Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №198

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Проблемы рыбной отрасли

Поскольку я родился в год окончания войны, то в послевоенное десятилетие я еще застал период, когда рыба была всегда и везде: сельдь атлантическую мы называли селедкой, мелкую рыбешку – хамсой, а красная икра продавалась из бочек. Уже во время брежневского «застоя» была реализована мощная государственная программа «рыбный четверг», когда повсеместно предприятия общепита реализовывали рыбные блюда различных видов. Рыбы было еще много и она была общедоступна, хотя икра уже перешла в разряд номенклатурной продукции.

После развала СССР многое изменилось и оказалось, что рыбная отрасль довольно быстро вписалась в рыночную экономику, найдя свою нишу в качестве поставщика сырья для рыбопереработки за рубежом. А внутренний рынок потерял свою привлекательность по целому ряду объективных и субъективных причин. И, как это часто бывает, при отсутствии взаимности российский массовый потребитель также потерял интерес к рыбе, как источнику необходимого белка и как интересному гастрономическому опыту.

Сегодня на рыбном рынке есть целый ряд проблем, каждая из которых порождает следующую. Пожалуй, первая и главная из них – сложившаяся сегодня неконкурентная цена рыбы по сравнению с другими продуктами-поставщиками белка в организм человека – прежде всего мяса и курятины.

В результате ценового диспаритета идет сокращение потребления рыбы (на 26% за период с 2016 по 2019 г.), что в свою очередь отражается на улове и переработке, которые стагнируют с 2017 года. Далее проблема переработки и реализации осложняется гигантским логистическим плечом до основных центров потребления, поскольку в местах вылова нет глубокой переработки. На эту проблему накладывается еще недобросовестная конкуренция производителей с подменой сортов рыбы, чрезмерной долей ледяной глазури, консервантов, красителей и соли.

Это не может не влиять на потребительское поведение, которое меняется, с одной стороны, с уходом поколения, помнящего «рыбные четверги», а с другой приходом новых поколений, озабоченных проблемой ЗОЖ и пищевой ценности продуктов, но никак не увязывающих это с рыбной продукцией.

Наконец, еще один пласт проблем связан с взаимоотношениями (или скорее отсутствием взаимоотношений) между различными отрядами отрасли: вылов рыбы, переработка и дистрибуция. Результат этого – отсутствие выработанной общей отраслевой и публичной политики, внутривидовая конкуренция и скандалы с квотами и крабовыми аукционами, разруливанием которых и заняты госорганы. И в конце концов — неспособность адекватно реагировать на предпочтения потребителей – главного звена в рыночной экономике.

В принципе регуляторы могут быть довольны: задачи Стратегии продовольственной безопасности страны выполняются. В 2020 году наши рыбаки выловили 4,9 млн тонн рыбы, из которых почти половина (2,2 млн т) поступили на внутренний рынок, а остальное на экспорт. Росстат докладывает, что среднедушевое потребление в России 21 кг в год соответствует рекомендациям Минздрава.

Однако, Рыбный Союз поправляет: это, если считать с головами и хвостами, а без них будет 13-14 кг. Да и потребители все чаще недовольны и ассортиментом, и ценой, и качеством. Значит, проблемы, действительно, есть.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Из интервью «Российской газете»

Председатель правительства Михаил Мишустин в конце января подписал распоряжение о поддержке малых форматов торговли. Есть ли уже какие-то результаты?

Виктор Евтухов: Распоряжением органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления рекомендуется оказывать содействие предпринимателям в получении необходимого количества мест размещения таких объектов – нестационарных, мобильных в том числе. Регионам рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов. Во многих регионах органы власти включились в процесс разрешения ситуации с нестационарной торговлей. Ситуация начала меняться в лучшую сторону. Скоро мы получим первые результаты. Сейчас мы собираем поступающую из регионов информацию о том, как исполняется распоряжение.

 

Купить молоко или газету рядом с домом теперь станет проще. Конституционный суд РФ разрешил размещать ларьки и киоски на придомовой территории, решение согласуется как с правом граждан на землю, так и с недопустимостью ограничения конкуренции. Предприниматели из Ярославля и Калининграда, а также представители ТСЖ «Мирный» из Перми сначала пожаловались на действия своих муниципальных властей в 2019 году, когда те правилами благоустройства запретили размещение объектов нестационарной торговли (НТО) на придомовых территориях. Но КС воздержался от оценки оспоренных норм по существу, поскольку на тот момент законодательство предполагалось корректировать. И запрет, который фактически поставил заслон малому и среднему бизнесу, остался в силе. Новое постановление признает действия муниципальных властей незаконными.

 

У транснациональных пивоваренных компаний растет интерес к российскому рынку разливного напитка. Так, Heineken локализовала в Санкт-Петербурге производство установки по разливу пива, рассчитывая увеличить доли премиальных брендов в этом сегменте не менее чем на 10%. Потенциальные потребители скептически  относятся к новинке, отмечая, что аналогичные решения других производителей могут быть дешевле и проще в эксплуатации.

 

Потребители в России резко увеличили повседневные расходы. По данным «Ромира», в марте месяц к месяцу показатель вырос сразу на 12,1%, причем положительная динамика фиксируется по всем доходным группам. Год к году уровень расходов пока остается ниже на 2%. В будущем ситуация может развиваться благоприятно из-за прохождения пика инфляции и укрепления потребительской уверенности, но полное восстановление может растянуться еще на несколько месяцев.

 

В системе «Честный знак» обнаружены предпосылки для недобросовестной конкуренции производителей. Об этом говорится в материалах, подготовленных общественным омбудсменом в сфере торговли Андреем Даниленко к ежегодному докладу уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту России. «Правила функционирования государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ГИС МТ), позволяют зарегистрированному в системе производителю получать информацию об обороте изготовленного им товара, — поясняет Даниленко. – То есть создается возможность точно знать, когда, кому и в каком количестве был перепродан конкретный товар, который данному производителю по факту уже не принадлежит». Это создает серьезные риски для манипуляции рынком, поскольку приведет к раскрытию базы данных контрагентов – оптовых и розничных торговых компаний, а она составляет коммерческую тайну и является важным коммерческим активом, указывает омбудсмен в сфере торговли.

 

В рейтинге крупнейших инвесторов в АПК от Infoline сменились лидеры. На рынке есть ниша для замещения импорта в 1 млн тонн, но спрос на овощи зависит от уровня цен и доходов населения, а темпы фактического ввода теплиц снижаются из-за сокращения господдержки. Крупнейшим российским нвесторам в АПК по итогам первго квартала 2021 года стал производитель тепличных овощей АПХ «ЭКО-культура» Александра Рудакова, Андрея Петренко и Ирины Ашиновой. Второе место рейтинга занял агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова), который может направить 51,2 млрд руб. на строительство молочных ферм в Ставропольском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Ростовской области. На третьем месте – конкурент «ЭКО-культуры», ГК «Рост» Сергея Рукина с 28,4 млрд руб. инвестиций в тепличные комплексы в Тюменской и Тамбовской областях.

По данным Ростата, цены на продукты в первом квартале текущего года выросли значительно. Рекордсменом стал сахар, что подорожал на 58,4%. Правительство еще в декабре заключило соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло российского производства. Изначально соглашения были заключены до 1 апреля, затем были продлены: для сахара – до 1 июня, для масла – до 1 октября. Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал правительство создать рыночные условия для стабилизации цен. Полагаться исключительно на директивные меры, на его взгляд, нельзя. «Мы помним, к чему это приводит, еще в 90-е, в конце 80-х годов в Советском Союзе, — к пустым полкам», — сказал президент.