ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС, Член Совета ТПП РФ, Президент-генеральный директор ММБА/ А.И. Борисов

Об адресной продовольственной помощи

На недавней встрече с руководителями партийных фракций в российском парламенте президент России, отвечая на выступление Владимира Жириновского, сказал, что обсуждение введения продовольственных сертификатов для малоимущих семей продолжается. Правда, при этом он отметил, что в этом вопросе есть свои ЗА и ПРОТИВ и эксперты ищут способы реализации этой инициативы, несмотря на то, что она сегодня уже не так актуальна, как была в разгар пандемии.

На протяжении последних трех лет ТПП РФ неоднократно предлагала вернуться к реализации программы адресной продовольственной помощи (АПП). Последнее обращение к Правительству по этому вопросу от лица Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Межотраслевого экспертного совета (МЭС) было направлено 12 апреля 2020 года. Концепция АПП, разработанная Минпромторгом в 2015 году и была согласована всеми заинтересованными ведомствами, а также поддержана и бизнесом, и общественностью (что само по себе происходит крайне редко). Однако, начиная с 2017 года, Минфин не включает ее в состав бюджетных расходов из-за недостатка средств. Расчеты показывают, что в зависимости от количества участников программы и суммы для конкретного получателя, ежегодные расходы могут составлять от 300 до 800 млрд рублей. При этом по расчетам Минпромторга, каждый вложенный в программу рубль принесет 2 рубля вклада в ВВП.

Принципиальное отличие программы АПП от продовольственных карточек советского времени заключается в том, что речь идет не о преодолении дефицита продуктов, а об улучшении и расширении рациона питания малообеспеченных категорий граждан, в первую очередь детей, беременных и кормящих матерей, граждан с различными видами заболеваний и т.п.

По форме выплаты АПП будет производиться привычным для подавляющего большинства россиян способом – банковским картам, на которые будут зачисляться необходимые средства. Тратить их будет можно только на определенный круг продовольственных товаров короткого срока хранения (молоко, яйца, масло, рыба, мясо, плодоовощная продукция и т.д.), которые гарантированно будут употреблены в пищу, а не накапливаться для хранения.

Таким образом, обеспечивается гарантированный и постоянный, а не периодический спрос на производство сельскохозяйственного сырья, переработку пищевой продукции, оптовую и розничную торговлю. Одновременно запуск данной программы будет способствовать решению задачи импортозамещения, а также снижать риски затоваривания в отдельных категориях продовольственной продукции.

Зарубежный опыт существования аналогичных программ более чем в 40 странах доказал свою успешность, в первую очередь тем, что сокращает «первичный» показатель бедности с 15-22% до 4-7% населения. Во-вторых, приносит прямую и косвенную прибыль в размере 1,75 на каждый вложенный доллар (пример США, где более 40 млн человек получают такую помощь в размере 260 долларов на человека в месяц). В третьих, увеличивает совокупный спрос и таким образом активизирует экономический рост.

Имеющийся российский опыт организации АПП в ряде регионов, прежде всего в Москве, также в целом положительный. Однако он показал отсутствие общей нормативно-правовой базы и ограниченность региональных бюджетов.

Считаем, что подобное стимулирование спроса на отечественную продукцию в кратчайшие сроки (уже через квартал) после получения средств гражданами окажет влияние на экономику, благоприятно воздействует на социально-психологический фон в обществе, задавленный длинными месяцами коронакризиса, а также поможет решить проблему низкой загрузки мощностей. Со своей стороны, производители воспримут это как реальный сигнал для расширения производства и инвестиций, поставленных сегодня на «паузу».

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ