Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №230 (20 января 2023)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Рынок ценных бумаг и коммерческая недвижимость

Несмотря на значительное количество негативных факторов, 2022 год оказался успешным для розничных ЗПИФ (закрытых паевых инвестфондов), специализирующихся на рентной коммерческой недвижимости. Оценка УК Accent Capital говорит, что суммарные активы таких фондов только за три квартала года выросли на 29 млрд рублей, до 68.6 млрд рублей, что вдвое выше прироста за весь 2021 год и лучший результат за все время наблюдений за такими фондами. Примечательно, что этот рост происходит на фоне общего снижения спроса частных инвесторов на другие фонды (открытые и биржевые, потерявшие 25,5 млрд руб. за тот же период), а также потери двух третей стоимости фондового индекса Московской биржи.

Этому способствовали, в частности, такие факторы как рост общей финансовой грамотности, так и регуляторные изменения. В частности, ЦБ снизил для неквалифицированных инвесторов минимальную сумму вложений в ЗПИФ с 300 до 100 тыс рублей, а также допустил включение в состав таких фондов вводимую в эксплуатацию недвижимость. В результате внутренняя доходность составила в среднем 8-12%, что выше ставки по вкладам ТОП-10 банков, которая в конце отчетного периода составляла около 6,5%.

Понятно, что конечный результат напрямую зависит от объема инвестирования. В складывающихся условиях динамичного развития электронной торговли и изменения потребительских привычек самая высокая доходность оказалась у складской недвижимости (8-15%). Долгосрочные контракты повышают устойчивость данного сегмента к изменениям экономической конъюнктуры по сравнению с торговой и офисной недвижимостью. Уход западных компаний из офисных комплексов, а международных брендов из торговых центров, в которых к тому же закрываются кинозалы из-за ухода иностранных мейджоров – все это стало дополнительной нагрузкой для сегмента крупной торговой и офисной недвижимости, который к тому же не совсем оправился от последствий пандемии коронавируса. В итоге доходность части торговой недвижимости по итогам года оценивается в 2-15%. Результаты могли быть и хуже, если бы не приходящие на замену российские арендаторы, которые зачастую платят более высокие ставки, чем ушедшие иностранцы.

Поскольку геополитические факторы ведут не только к уходу иностранцев с российского рынка, но и негативно сказываются на благосостоянии россиян и экономики в целом, участники фондового рынка с осторожностью смотрят на перспективы следующего года. Снижение потребительской и деловой активности подавляет текущий арендный спрос, снижает маржинальность и повышает уровень вакантности площадей. Однако, с другой стороны, у фондов появляется возможность покупать интересные объекты недвижимости по выгодным ценам. В дальнейшем это может позволить не только увеличить арендные потоки, но и повысить переоценку объектов. В ЗПИФы приобретается, как правило, высококачественная недвижимость институционального класса, которая исторически менее волатильна в кризисы и хеджирует риски. Кроме того она защищает и от инфляции, которая в 2022 году была непомерно высокой и в России, и во всем мире. Поэтому оценки доходности на будущий год в складской недвижимости колеблются между 11-12%, а в торговой между 11 и 14%, тогда как прогноз ЦБ по инфляции составляет всего 5%. То есть вероятность получить неплохую прибыль весьма высока.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Производители колбасы и мясных деликатесов ждут открытия российского рынка для беспошлинной говядины, которой не хватает в РФ. Решение о беспошлинном ввозе 100 тыс. тонн импортной говядины на 2023 год приняли на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию в минэкономразвития еще 18 октября 2022 года. Но животноводы выступают против, предлагая вместо бразильской говядины обойтись «соседской» — белорусской или казахстанской. У каждой из сторон свои на то коммерческие интересы. Мясопереработчики заинтересованы в дешевом сырье для колбасы, а животноводы – в отсутствии конкуренции со стороны импорта. У потребителя же интерес – возможность купить качественную продукцию по доступной цене.

В ближайшие годы на фоне сложностей в экономике потребление рыбы в России может сократиться на 5-7% на человека в год, а в структуре спроса вероятно снижение доли лососевых. Об этом говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (НРА). В 2021 году потребление рыбы по Росстату снизилось на 2%, до 21,7 кг на человека в год. Снижение спроса на красную рыбу в НРА связывают с ростом цен. По расчетам аналитиков, средняя цена лосося в 2022 году выросла на 25% год к году, впервые в истории превысив 1 тыс руб. за 1 кг в апреле, тогда как цены на мороженую белую рыбу растут сопоставимо с инфляцией.

Крупные иностранные пищевые компании пересматривают портфель активов в России. Так, американская Mars ищет покупателей на завод соусов в Подмосковье, который не смог обеспечить желаемых объемов продаж и прибыли. Комплекс включает производственную линию мощностью 20 тыс. тонн соусов в год, на границе территории есть железнодорожная ветка. Бренды в сделку не входят. Актив, оцениваемый продавцом в 370 млн руб., может заинтересовать других игроков, но быстр завершить сделку вряд ли удастся, отмечают эксперты.

Производство алкоголя в России в 2022 году увеличилось на 9,8%. Компании усиленно старались заместить выпавший импорт, а потребители – снять стресс. Всего спиртного было произведено 199,52 млн декалитров (дал) против 181,79 млн декалитров в 2021 году, сообщили в Росалкогольрегулировании. Водки было произведено на 3,9% больше – 84,06 млн дал против 80,93 млн дал в 2021 году. Из крепких спиртных напитков серьезно прибавили ликеро-водочные изделия, виски, джин, кальвадос, с импортом которых в 2022 году возникли проблемы из-за санкций, производство которых выросло на 41,8%. Еще больше выросло производство других спиртных напитков – сразу на 73,1%. Сюда входят, например, ром и бренди. Производство коньяка увеличилось на 10,5%. Больше чем на четверть увеличилось производство слабоалкогольных напитков, а также игристых вин. А производство тихих вин увеличилось на 9,7%.

Из-за санкций вновь обострилась проблема нехватки модифицированных крахмалов, которые используют для загустителей. Минсельхоз и производители говорят, что сейчас дефицита нет, но альтернативу западным ингредиентам все же ищут. Так, компания Viola перешла с европейского ингредиента на кукурузный крахмал российского производства, который по качеству не хуже, утверждает старший вице-президент «Виолы» Наталья Добрынина. Уже одобрены несколько поставщиков крахмала из Азии. Кроме того, есть возможность параллельного импорта от некоторых европейских производителей. Производители молочных продуктов подтвердили минсельхозу, что сейчас «работают стабильно и обеспечены всем необходимым». Вопрос производства модифицированных крахмалов для молочной промышленности находится на контроле в министерстве, рассказали в минсельхозе.

Российский футбольный союз, Федерация хоккея России и Континентальная хоккейная лига предлагают ввести послабления в закон о рекламе для букмекеров и алкогольных брендов, в том числе пива и пивных напитков во время проведения спортивных мероприятий, «список которых будет определен позднее». Рекламу алкогольного пива авторы инициативы просят разрешить в спортивных сетевых изданиях, на сайтах лиг и на телеканалах во время трансляций, а спортивных сооружениях, экипировке спортсменов и билетах. Сейчас, согласно закону «О рекламе», реклама пива не должна размещаться в спортивных сооружения и на расстоянии ближе 100 м от них.

21 процент составила рентабельность сельхозпроизводства в РФ в 2022 году с учетом субсидий (против 25,6% в 2021 году), следует из данных Минсельхоа. Без учета субсидий эти показатели составляли 17,7% и 21,2% соответственно – таким образом, господдержка обеспечила 3,3% прибылей АПК в 2022 году после 4,4% в 2021-м. В 2022 году федеральный бюджет выделил регионам 145,8 млрд руб, в том числе 20,3 млрд руб стимулирующих и 32,6 млрд руб компенсирующих субсидий. Благодаря рекордному урожаю (153,8 млн тонн зерна, в том числе 104,4 млн тонн пшеницы, по предварительным данным Росстата) рост выпуска в АПК за 2022 год может составить 3,5% после падения на 0,4% годом ранее.