Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №228 (9 декабря 2022)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Стратегии развития: документы и реальность

«Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года» была утверждена 13 февраля 2019 года распоряжением правительства №207-р возглавляемого Д.А. Медведевым. В ней были зафиксированы основные тенденции «пространственного развития» страны, которое в свою очередь получило следующее определение: «совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития». Среди тенденций названы следующие: рост социально-экономической роли городов и крупных агломераций, стабилизация численности населения большинства субъектов и  сокращение межрегиональных диспропорций, а также увеличение пространственной доступности услуг под влиянием новых технологий.

Вместе с тем в документе отмечаются и существенные проблемы, среди которых: сохранение транспортных, энергетических и инфраструктурных ограничений, препятствующих увеличению масштабов пространственного развития в неевропейской части страны, высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства, угроза ухудшения демографической ситуации в большинстве субъектов Федерации, низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, низкий уровень комфортности городской среды и состояния окружающей среды и т.д.

Обширный раздел Стратегии посвящен задачам к способам решения указанных проблем. В то же время в 68-страничном документе ни в одном разделе не упомянута такая бюджетообразующая отрасль как торговля. Даже задача «обеспечить совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы» включает здравоохранение, образование, культуру, спорт, социальной сферы» включает здравоохранение, образование, культуру, спорт, социальное обслуживание и все… «Качество и комфортность городской среды» планируется повышать за счет строительства жилья, реновации, социального найма, вывода из центра промпредприятий, зеленых насаждений и т.д. Отметим, что в разработанной в то же самое время «Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года целью является «формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности». Отсюда первый вывод – создание документов стратегического планирования в нашей стране не взаимоувязано. По признанию Д.Г. Гайнулина (заместителя директора департамента минэкономразвития) точное количество отраслевых стратегий никто не знает, но их порядка 20 действующих и 50 мало действующих и неотмененных.

Поэтому мало удивляет неравномерность развития торговой розницы в пространственном отношении. По итогам 2021 года 50,8% торгового оборота пришлось всего на 11 субъектов Федерации из 85. Отчасти это объясняется тем, что почти половина населения страны проживает в 170 крупных городах (от 100 тыс. человек до миллиона и выше), на 941 других населенных пунктов приходится еще четверть населения, остальные относятся к сельскому населению.

В то же время очевидно, что области Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа, Арктики испытывают серьезные трудности в обеспечении даже физической доступности в обеспечении товарами повседневного спроса. А прошлогоднее исследование института развития предпринимательства и экономики отмечает эту проблему и в таких областях как Владимирская, Ленинградская, Липецкая, Калужская, Тверская, Тульская, Рязанская, где от 15 до 31% торговых предприятий закрылись в результате ужесточения конкуренции, а их уход не был компенсирован другими игроками. В сложившихся геополитических условиях любое ухудшение комфортности среды проживания чревато ростом социальной напряженности, а это сегодня недопустимо.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Урожай зерна в России достиг почти 158 млн тонн в бункерном весе, сообщил глава минсельхоза Дмитрий Патрушев на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам. Это абсолютный рекорд для страны (предыдущий составил 135,5 млн тонн). Теперь задача – не только накормить себя, но и максимально выгодно продать наше продовольствие за рубеж. По словам Патрушева, в том числе благодаря небывалому урожаю, в этом году индекс сельхозпроизводства ожидается на уровне 103,5%. По многим другим культурам показатели тоже выше прошлогодних, хорошие результаты будут также в животноводстве, пищевой и перерабатывающей промышленности. Ключевые позиции доктрины продбезопасности в этом году будут исполнены, уверен министр.

Доходы России от экспорта продовольствия в этом году могут достичь 40 миллиардов долларов, заявил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. К началу декабря эта цифра уже достигла отметки 35 миллиардов – и это несмотря на мощное антироссийское давление со стороны западных лоббистов, отказ от работы с нашими трейдерами и прочие сложности. «В 2020 годах мы совершили огромный скачок, резко нарастили объемы сельхозэкспорта, вышли на первое место по поставкам пшеницы на мировой рынок. Агропром из «черной дыры» российской экономики превратился в одну из самых доходных статей бюджета.

На данный момент большинство продуктов для новогоднего стола подорожало не более чем на 14% (год к году), следует из данных Росстата. Ценовая ситуация на продовольственном рынке стабильна и находится в пределах сезонных тенденций, рассказали в минсельхозе. В декабре по отношению к ноябрю традиционно больше всего дорожают овощи: огурцы, помидоры, картофель, морковь, капуста. Это обусловлено в первую очередь сокращением предложения отечественных овощей открытого грунта. Так случится и в этом декабре, но с менее выраженной динамикой – выручит большой урожай, прогнозируют в минсельхозе. По остальным продуктам для новогоднего стола существенного подорожания не ожидается: рост цен в декабре к октябрю оценивается на уровне 1-2%.

Бывший топ-менеджер ЛУКОЙЛа и активный инвестор в недвижимость Александр Раппопорт может получить новый проект в пищевой отрасли. Связанные с ним структуры выкупили долги некогда крупного поставщика масложировой продукции корпорации «Союз» и могут получить ее активы в Калининграде. Для развития на уже поделенном рынке потребуется найти новые ниши, говорят эксперты.

Основной владелец пивоваренной компании «Бочкари» Вадим Смагин может расширить бизнес в сегменте безалкогольных напитков. Его структура задумалась о покупке закрытого завода PepsiCo в подмосковном Раменском, вероятно, для увеличения продаж на московском рынке. Образовавшаяся после прекращения разлива Coca-Cola и Pepsi в России ниша еще не заполнена, но и конкуренция растет.

Дефицит импортной корковой пробки заставляет российских производителей вин искать неожиданную альтернативу. К следующему Новому году на столах россиян может появиться игристое вино под винтовым колпаком. Сейчас в России активно укупоривают «винтом» тихие вина, но до шампанского в стандартных бутылках дело пока не доходило. Сейчас такой колпак уже проходит испытания у одного из крупных российских производителей алкоголя, рассказал коммерческий директор компании ТОКК (разработчик и производитель алюминиевых колпачков для алкоголя) Михаил Лакс. По его словам, ранее такое решение широко использовалось для игристого малого литража (0,2 литра), а теперь у российских производителей появился спрос на алюминиевый колпак для стандартной бутылки (0,75 литра). Лакс утверждает, что такая крышка способна будет удержать давление в шесть атмосфер – столько содержится в бутылке игристого вина. Технология уже отработана, на внедрении е в массовое производство потребуется два-три месяца.

1,0 процент составил прирост задолженности домохозяйств в РФ в октябре по сравнению с сентябрем, сообщил ЦБ. За октябрь долги населения выросли на 289 млрд рублей против роста на 422 млрд рублей месяцем ранее. В годовом выражении рост задолженности замедлился до 9,4% с 10,1%. За январь – октябрь долг домохозяйств вырос на 1,8 трлн рублей (до 28,1 трлн рублей) против роста на 4,1 трлн рублей за такой же период 2021 года. Аналитики Telegram-канала MMI отмечают, что рост закредитованности населения в третьем квартале 2022 года носил краткосрочный характер, а частичная мобилизация и эмиграция части платежеспособного населения ожидаемо притормозили кредитование.