Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №225 (28 октября 2022)

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

Рынок транспортно-логистических услуг (2)

Потребительские товары (food и nonfood) по большей части перевозятся автомобильным транспортом. Последние пять лет этот сегмент устойчиво развивался, за исключением пандемийного 2020 года, когда в результате падения рынка на 6% было перевезено 5,3 млрд тонн грузов. Международных автоперевозчиков с правом трансграничных поездок насчитывается примерно 60 тысяч. Они делят между собой сравнительно небольшую долю в 1% от общего объема автогрузовых перевозок и до последнего времени ¾ из них были сосредоточены на западном направлении (Санкт-Петербург и Ленинградская область), составлявшем практически половину всего международного автомобильного грузооборота. Данный сегмент рынка неконсолидирован: всего несколько десятков компаний имеют автопарк более 100 машин, у большинства же участников их менее 10 единиц. За последний год себестоимость перевозок автотранспортом выросла на 30-40% (стоимость самих транспортных средств, обслуживание, расходные материалы и т.д.). В настоящее время идут параллельно два процесса: перенос основного направления международных перевозок с Запада на Юг и Восток, а также расширение рынка внутренних перевозок после решения о зеркальном запрете на передвижение европейских перевозчиков по России.

Значительная часть потребительских товаров перевозится и железнодорожным транспортом, где с начала года отмечается рост объема на 4%. За 8 месяцев перевезено всего 1,6 млн груженых/порожних контейнеров ДФЭ (20-футовый эквивалент, стандарт), в том числе значительный рост показали удобрения (2,4 раза), продовольствие (+26%) и стройматериалы (+19%). В 2021 году объем перевозок составил 1 млн контейнеров. При этом необходимо учитывать, что из 1,7 млн контейнеров, задействованных в железнодорожных перевозках в России, только 250 тысяч принадлежит российским операторам. Остальное принадлежит иностранным владельцам, объявившим о приостановке работы в Российской Федерации. Тем не менее, транзит через нашу территорию не остановился, хотя он приносит РАО РЖД всего 2% всех доходов. Крупнейшие операторы контейнерных перевозок: Трансмашконтейнер с 167 тыс. контейнеров и Fesco (110 тыс). В этом сегменте также отмечается переориентация с севера на восток через т.наз. Восточный полигон, а также на юг через Азиатско-Черноморский бассейн.

В Северо-Западном бассейне, который был основным хабом для грузоперевозок с Европой, больше всего пострадали морские контейнерные перевозки. По предварительным подсчетам по итогам 2022 года падение составит 90-95%. Если посмотреть на глобальный рынок, то 95% всех контейнерных перевозок в мире осуществляют три альянса:

— 2 М (Maersk и Mediterranean Shipping),

— THE Aliance (Hapag-Lloyd, ONE, YangMing),

— Ocean Alliance (Cosco, CM CGM, Evergreen).

Их общий дедвейт 2,4 млрд тонн. На этом фоне доля России всего 1,1% или 23,8 млн тонн. В наших перевозках занято 1700 судов, из которых 68,5% ходят под иностранным флагом. При этом 70% из них – танкеры и сухогрузы, что соответствует природе нашего экспорта. Собственно контейнеровозов у нас практически нет, поскольку всегда считалось, что рынок нас обслужит. Из общего глобального контейнерного оборота в 2021 году в 109 млн условных контейнеров (УК) на порты Российской Федерации приходилось всего 5,6 млн. При этом распределение было следующим: на Балтику – 2,8 млн УК, на Дальний Восток – 2,1 млн, Черное море – 0,8 млн и остальное на Каспий и Арктику.

Сегодня в рабочем парке контейнеров в России 750-800 тысяч УК. Уходящие из страны собственники заберут в общей сложности от 300 до 500 тысяч УК или 37-66% всего парка. Заменить их практически невозможно, т.к. имеющиеся у нас мощности не позволяют выпустить более 10 тыс контейнеров в год. Можно, конечно, закупить в Китае, но где взять 1,4 млрд долларов?

Особая проблема с рефрижераторными контейнерами, общий парк которых насчитывает всего в 700 штук. Ежегодная потребность в них оценивается на уровне 1500 в год. При этом собственного производства в России пока нет. «Омсктрансмаш» только планирует запуск первой линии в 2023 году мощностью сначала 300, затем 500 штук в год.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Начавшаяся в 2021 году программа субсидирования части затрат на приобретение кормов для молочных ферм продлеваться не будет. Минсельхоз решил отказаться от этой меры из-за низких цен на зерно на внутреннем рынке. Производители молока указывают, что отказ от субсидии грозит снижением поголовья, а затраты операторов ферм только растут из-за удорожания техники и ветеринарных препаратов.

Меньше горечи и газов, больше натуральных компонентов. Оригинальной колы в магазинах почти не осталось, но российская сладкая газировка быстро замесила западные бренды. За последние полгода на отечественном рынке появилось более 100 новых брендов газированных напитков, подсчитали в Nielsen IQ. Запасы оригинальных газированных напитков Coca-Cola, PepsiCo, объявивших об уходе с российского рынка, уже заканчиваются. Лишь в некоторых сетях остались единичные виды продукции, которая поставлена из Казахстана. Если до весны 2022 года 39% российского рынка принадлежало Coca-Cola, 22% — PepsiCo и 8,5% — российской компании «Черноголовка», остальные 30% распределялись по мелким производителям, то буквально за три месяца (май-июль) доля локальных брендов газировки выросла с 19,8% до 25,3%.

Не сумев доказать несвоевременность введения акциза на напитки с содержанием сахара традиционными обращениями к правительству, участники рынка перешли к более решительным действиям. На фоне рассмотрения соответствующих поправок к Налоговому кодексу в Госдуме два крупных игрока – ГК «Черноголовка» и МПБК «Очаково» — объявили о заморозке планируемых инвестиций в новые проекты. В случае «Черноголовки» речь идет о 5 млрд рублях, которые планировалось вложить в строительство и расширение предприятий в нескольких регионах на 1 тыс рабочих мест. А «Очаков» предупреждает о возможном сокращении рабочих мест на 25%.

Минсельхоз и минэкономразвития решили продлить квоту на беспошлинный ввоз говядины на следующий год. В отличие от птицы и свинины, говядины в России производится недостаточно. Дополнительный объем импорта позволит стабилизировать цены на колбасу и другую мясную продукцию. Решение продлить тарифные льготы с нулевой пошлиной на говядину принято на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, сообщили в минсельхозе. «Оно позволит обеспечить стабильную ценовую ситуацию на рынке и поддержать переработчиков», — считают в ведомстве.

Предложение Росрыболовства о введении ограничений экспорта лосося отклонено и отправлено на доработку, сообщили в Минпромторге. По мнению экспертов, такая мера вряд ли приведет к снижению цен на красную рыбу и икру, на что рассчитывают в Росрыболовстве. Росрыболовство предложило ввести запрет экспорта красной рыбы и икры в начале сентября этого года. Глава ведомства Илья Шестаков объяснял инициативу неудачной лососевой путиной. В этом году вылов будет меньше, чем в четном 2020 году (выловы лососей традиционно сравниваются между четными и между нечетными годами).

Минсельхоз намерен увеличить размер квоты на экспорт зерна. В этом году урожай небывалый – уже получен исторический рекорд. Смысла в излишних ограничения на вывоз нет. Планируется, что размер квоты составит 25 млн тонн без разбивки на отдельные культуры. Еще 500 тысяч тонн будет выделено для экспорта из регионов Дальнего Востока, заявил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. По его словам, предложения об этом уже направлены в минэкономразвития.

Цены на чай и кофе после скачка в марте сейчас стабилизировались и даже немного снижаются. На мировом рынке пока нет повода для дальнейшего роста стоимости. А наши импортеры уже приспособились к новым условиям работы на фоне санкций. Своих пиковых значений розничные цены на кофе и чай в России достигли в мае – июне, но затем вышли на плато. Стоимость чая начала понемногу снижаться уже летом. Цены на кофе колеблются в пределах двух – пяти рублей на 100 грамм, следует из данных экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр».

36,1 центнера с гектара составила урожайность пшеницы в РФ по официальным оценкам Минсельхоза на 1 октября – на эту дату было собрано 101,8 млн тонн пшеницы с 28,2 млн га. Свежий обзор Минсельхоза США, в свою очередь, отмечает, что это необычный (10%) рост урожайности и отраслевые данные (в том числе индексы вегетации и вегетативного здоровья растений) его не предсказывали – эти показатели находятся «несколько выше средних, но не указывают на рекорды», констатирует документ. Впрочем, расчеты американского Минсельхоза (31,7 ц/га) не учитывают зерна, происходящего из Крыма и территорий, где проводится военная операция РФ на Украине, специально отмечают аналитики.