Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов
Продовольственные кризисы и голод в мировой истории довольно частое явление. Однако, рост производительности труда в мире, развитие глобальной биржевой торговли основными продуктами питания, ускорение и оптимизация транспортных потоков и цепочек поставок в XXI веке вселяли почти всеобщую уверенность в том, что наконец-то человечество приблизилось к тому, чтобы реализовать одну из важнейших целей ООН – борьбу с голодом. Тем не менее, в 2008 году произошел первый в новом тысячелетии продовольственный кризис, причинами которого стали низкие запасы на фоне плохого урожая, слишком высокий уровень экспортных поставок на фоне растущего спроса на биотопливо, а также ослабление доллара и вливание огромных денег в фьючерсы и опционы на пшеницу, кукурузу и другие сельхозтовары.
Сегодня мы становимся свидетелями нового и, судя по всему, гораздо более острого продовольственного кризиса, что позволяет многим экспертам и футурологам утверждать, что продовольствие должно стать в ближайшие годы «новой нефтью». Среди основных причин этой ситуации называют ряд вполне очевидных факторов, среди которых прежде всего ускоряющийся рост населения. Прогнозы ООН говорят, что с 7,5 млрд человек сегодня население Земли вырастет до 9 млрд к 2050 году. Причем некоторые не исключают, что это может случиться и раньше. Вторая причина – стремительно меняющееся потребительское поведение населения в регионах с наиболее быстрым ростом численности – ЮВА, Африка, где ранее почти не потреблялись молочные и мясные продукты. Сюда же следует отнести и массовый переход на биотопливо в США и Западной Европе, что приводит к вымыванию значительной части продовольственных культур.
Не менее значимыми представляются также глобальные климатические изменения и резкая температурная разбалансировка, прямо ведущие к тому, что значительное количество традиционных мест производства продовольствия окажутся не в состоянии обеспечивать прежние потребности. Согласно докладу ФАО (март 2021 г.), за последние 50 лет количество масштабных черезвычайных ситуаций межстранового характера в сельском хозяйстве выросло в 5-7 раз.
Ко всему перечисленному следует добавить и дополнительные факторы, связанные с геополитикой. В частности, вероятное снижение объемов производства зерна в США, Канаде и ЕС на фоне ожидаемого дефицита и дороговизны удобрений. Судя по всему, на уровень цен повлияет и фактор переноса энергетической инфляции на продовольственную. В этом случае для российских аграриев возможно открытие новых рынков сбыта помимо привычных на Ближнем Востоке и Северной Африке. Это могут быть и страны ЮВА, и конечно Китай, с которым уже сегодня идут переговоры о балкерных поставках.
Результатом описанных и неупомянутых обстоятельств в России за счет глобального потепления может расшириться количество мест производства продовольствия, причем исключительно экологически чистого. А в мире, наряду с политическими беженцами и мигрантами, появятся массы климатических беженцев. Понятно, что это пока только прогнозы… Однако рост продовольственных цен уже реальность.
«Опора России» после обращений аграриев Сибирского федерального округа (СФО) отправила письмо в профильный комитет Совета федерации с просьбой решить проблему тарифных ограничений для транзита зерна из РФ через Казахстан и негативного воздействия на него российских экспортных квот и плавающей пошлины. Российские эксперты напоминают, что при этом казахстанское зерно продолжает поступать транзитом через РФ в черноморские порты по льготному тарифу. Учитывая, что регионам СФО тяжело реализовать профицит зерна, «Опора России» предлагает в четыре раза повысить для него коэффициент при расчете экспортных квот и вернуть льготный тариф на перевозки пшеницы и ячменя в южные порты и для Сибири.
Новые бренды, которые должны заменить Coca-Cola на полках российских магазинов, продолжают появляться, хотя и в существующих марках недостатка нет. ГК «Черноголовка» помимо напитков «Кола» выпустила газировку со вкусами колы, цитруса и лайма под отдельным брендом Fantola. А МПБК «Очаково» оперативно запустил напитки Street, Fancy и CoolCola. Не говоря уже о таких вариантах, как «Русская кола» и JumboCola. Ситуация начинает напоминать пресловутые 1990-е годы, когда в российских магазинах было множество различных напитков со вкусом колы, оттесненных со временем с прилавков оригиналом. Для компаний, цель которых быстро заработать и уйти в рынка с деньгами, это может быть удачным временем, благо свободное место на полке действительно будет. Но игроки с боле долгосрочными планами, напротив, рискуют потерять свой бренд среди других «временщиков», которые для потребителя сольются в одну коричневую волну. Возможно, более успешными в долгосрочной перспективе станут как раз те, кто не будет замещать Coca-Cola, а предпочтет выстраивать свой уникальный продукт.
В алюминиевых банках теперь можно купить не только пиво, но и приличное европейское вино. Из-за роста цен на энергоносители в ЕС их виноделы вынуждены искать альтернативную упаковку, ведь бутылка стала обходиться дороже самого вина. Больше всего завозят баночного вина из Венгрии, а также из Италии. По мнению экспертов у банки есть свои преимущества. Так, для хранения вина в банке необходимо гораздо меньше консерванта – оксида серы, чем для хранения в бутылке. Алюминиевая банка лучше сохраняет свойства вина. Ее не надо держать в темном месте, как вино в бутылке. Впрочем, эксперты считают, что у баночного вина в России мало перспектив: дело не только в привычке – вино в банке может менять вкус.
На фоне нехватки пищевой упаковки производители соков просят правительство разрешить увеличить предельный размер тары для напитков для детей раннего возраста с 0,2 л до 0,5 л. Аналогичное послабление уже принято для молочного детского питания, но из-за временного характера этой меры особого эффекта пока нет. Участники рынка уверены, что изменения нужно закрепить на постоянной основе и логично начать с соков как основы детского питания.
Как стало известно «Ъ», продавцы маркетплейсов попросили ФАС проверить разработанный интернет-площадками механизм проведения распродаж. В таких акциях торговцы участвуют вынужденно, что приводит к сокращению их маржинальности, жалуются они. За отказ продавцов онлайн-ритейлеры могут увеличить комиссию за работу на площадке. Такая политика нарушает антимонопольное законодательство. С этим сталкиваются и производители продуктов питания, что ущемляет права поставщиков и негативно сказывается на экономике продаж через онлайн-канал. Однако повлиять на маркетплейсы будет непросто.
В начале мая 2022 года Росстат зафиксировал возврат потребительских ожиданий к уровням начала 2015 года – таких значений не фиксировалось в России семь лет. Отличает текущую ситуацию то, что пессимистичнее других – это редкий случай – в отношении перспектив экономики настроена молодежь, а условия для крупных покупок стали оцениваться хуже условий для сбережений. Свежая же порция данных об инфляции фиксирует продолжение заметного снижения цен в рознице и появление дефляции в промышленности, в частности в обработке, впервые за много лет – так проявляет себя обвал спроса.
© Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка