Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №207

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

ESG на потребительском рынке России

Во всем мире под лозунгом внедрения принципов ESG происходит пересмотр правил экономической деятельности, независимо от того хотим мы того или нет. Для России в этом процессе есть свои риски и свои возможности. Что касается рисков, то по подсчетам Минэкономразвития, потери российских экспортеров от введения Евросоюзом трансграничного углеродного налога могут составить до 7,6 млдр долларов в год (при этом учитывались только такие сектора как алюминий, железо, сталь, цемент и электроэнергия). С учетом же растущей доли экспорта продовольствия со своим углеродным следом эта цифра может вырасти почти на четверть.

Возможности позитивных преобразований проистекают из существующих проблем. Так, Национальный кадастр антропогенных выбросов России говорит, что 55,9% всей эмиссии приходится непосредственно на выработку электричества для городов, домов, промышленности и торговли. Поэтому необходимо модернизировать всю структуру производства энергии от электроэнергетики до ЖКХ. Транспорт, включая газопроводы, генерирует около 16% выбросов парниковых газов. Отсюда необходимость производить новые виды двигателей, развивать электрический и гибридный транспорт, оптимизировать логистику. Сельское хозяйство добавляет еще примерно 18% выбросов, из которых 39% приходится на животных (ферментация в ходе пищеварения) и 13% на синтетические удобрения. Выход в удержании углерода в почве через улучшение пахотных земель и пастбищ, а также восстановление истощенных земель и снижение доли животной пищи в рационе.

Сегодня инвесторы и акционеры, регуляторы и потребители учитывают не только финансовые и производственные результаты бизнеса, но и то, как они отражаются на экологии, как влияют на социальную среду, какие методы корпоративного управления применяются. Именно поэтому ориентир на ESG, на устойчивое развитие и декарбонизацию – это осознанный выбор тех компаний, которые думают о завтрашнем дне, в том числе не за счет будущих поколений.

Лидеров ESG на потребительском рынке можно подразделить на производителей FMCG (товаров повседневного спроса) и retail (розничную торговлю). В обеих категориях рейтинг российского Forbes «ТОП-30 самых экологичных компаний РФ» выделил по три участника: от FMCG – Mars, Splat, Балтика и от ритейла – X-5 Retail Group, Магнит, Metro Cash & Carry. Все они крупнейшие игроки в своем сегменте рынка и почти все являются публичными компаниями. Поэтому биржевые правила и требования инвестбанков давно уже предполагали для них следование целям устойчивого развития. Кроме того международный опыт и отработанный инструментарий обратной связи с потребителем раньше других подтолкнули их на выполнение принципов ESG.

Опыт лидеров можно и нужно осваивать и распространять, поскольку по данным опроса «эксперт РА», пока только 4% опрошенных российских компаний ввели в свою повестку утверждение принципов ESG. В частности, с этой целью компаниям следует использовать следующую последовательность действий:

  1. Определить в компании ответственное лицо за внедрение принципов ESG, в случае необходимости обеспечив его дополнительную подготовку в этой области.
  2. Выбрать из 17 целей и 169 задач УР ООН соответствующие целям развития компании и встроить их в стратегию, в систему управления рисками и внутреннего контроля, в стандарты раскрытия информации.
  3. Создать отдельный комитет в Совете директоров и соответствующее подразделение в структуре компании для мониторинга процессов и выпуска необходимых документов (кодексы, регламенты, политики).
  4. Вовлечь весь персонал в процесс внедрения принципов ESG и совместными усилиями подсчитать свой углеродный след.

5. Совместными усилиями находить варианты его снижения (закупки электричества у низкоуглеродных источников, повышение общей энергоэффективности, снижение выбросов в цепочках поставок и т.д.).

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

АФК «Система» Владимира Евтушенкова может купить крупную рыбодобывающую компанию на Камчатке. Бизнес по вылову лососевых высокомаржинален, а крупных федеральных компаний на этом рынке нет. «Витязь-авто» — одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатского края. По данным Росрыболовства, «исторические» квоты у нее на добычу минтая в 2021 г. составляют 13000 т, наваги – более 2900 т, камбалы – 3300 т и проч. Она также является крупным добытчиком красной рыбы – нерки, горбуши и т.д.

Импортные свинину и говядину в Россию будут ввозить в 2022 году в зависимости от ситуации на рынке – объемов собственного производства и насыщения внутреннего рынка, заявил глава МЭР М. Решетников. Он признал, что в прошлом году Россия не импортировала свинину – страна полностью обеспечивает себя этим мясом сама. Поэтому квота на беспошлинный ввоз 100 тысяч тонн свинины до 30 июня 2022 года – дополнительное давление на производство, сказал он. «Наша задача – сдержать рост цен, но таким образом, чтобы не обвалить цены и не сдержать приток инвестиций», — пояснил Решетников.

Производители свинины и птицы столкнулись с дефицитом компонентов кормов для сельскохозяйственных животных. Это связано с сокращением поставок такой продукции из Китая. В результате растет стоимость таких добавок. К примеру, лизин за девять месяцев в России подорожал в среднем на 30% до 240 руб/кг. При этом его импорт сократился в январе – сентябре на 28% и составил 31900 т. Россельхознадзор, по словам его представителя, «работает над расширением возможностей импорта в Россию кормовых добавок».

Один из крупнейших покупателей российского продовольствия – Китай – в этом году может сократить импорт на 10%, до $3,6 млрд. Основная причина – ограничения на ввоз рыбы и морепродуктов, что уже привело к росту соответствующих поставок в Южную Корею. Но проблемы в торговле видят и другие поставщики, указывая на жесткие карантинные меры.

Дистрибутору растительных аналогов мяса Beyond Meat из США Alianta Group пришлось приостановить поставки в Россию. Проблема – в позиции таможни, которая посчитала, что продукт подпадает под введенное РФ продуктовое эмбарго. Alianta Group обжаловала решение в суде и намерена возобновить импорт, но вернуть прежние позиции бренду будет сложно. Некоторые контрагенты уже заменили продукцию Beyond Meat в своем ассортименте на местные аналоги.

На фоне отравлений нелегальным алкоголем в России предлагают ввести учет продаж самогонных аппаратов. Правда, эксперты говорят, что сейчас самогон – далеко не всегда дешевое пойло, а больше хобби для состоятельных людей. На самогон в России приходится 16-20% от общего объема потребления крепкого алкоголя – в стране производится около 20 млн декалитров этого напитка. При этом для личного потребления гонят лишь единицы процентов населения. А 95-98% делают самогон на продажу.

Возможное снижение объемов производства зерна за рубежом на фоне ожидаемого дефицита и дороговизны удобрений к моменту посевной 2022 г. в США и Евросоюзе, прямых конкурентах России на рынке, — не угроза, а новые возможности, считает председатель правления российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его словам, в этом случае для российских аграриев открываются возможности как в их «домашнем» регионе Ближнего Востока и Северной Африки, так и в Юго-Восточной Азии. Сейчас российские производители зерна ведут интенсивные переговоры о балкерных поставках в Китай, что откроет для России последний из крупнейших зарубежных зерновых рынков, продолжает Зернин.

Доля нелегальных сигарет в России увеличивается на фоне растущих акцизов. Счетная палата (СП) предлагает отдать часть доходов от акцизов на табак регионам, чтобы они были заинтересованы в борьбе с нелегальной продукцией. Ставка акциза на сигареты в 2016-2020 годах была увеличена на 59,1%. А объем проданных сигарет сократился почти на 28%, говорится в материалах СП. На снижение производства повлияли также отказ части населения от курения, переход на электронные сигареты и рост продаж нелегальной табачной продукции, с которой не поступает акциз в федеральный бюджет, поясняют в СП.

Изменения в законодательстве Белоруссии и Казахстана могут привести к миллиардным потерям для российских маркетплейсов, предупредили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Со следующего года в этих странах входящих в ЕАЭС, начнут взимать НДС с товаров, которые продаются через эти площадки, что приведет к двойному налогообложению онлайн-продавцов. Они попросили премьера Михаила Мишустина посодействовать разрешению проблемы.

За три последних года восприятие предпринимателями сложности ведения бизнеса в России практически не изменилось, несмотря на пандемию и борьбу с ее последствиями, смену правительства, цифровизацию и так далее. Такой вывод можно сделать из результатов опроса 1001 руководителя российских компаний крупного, среднего и малого бизнеса, проведенного PwC в России и аналитическим центром НИФИ в октябре – ноябре 2021 года.