Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №206

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Председатель Союза потребителей России, член Экспертного совета при Правительстве РФ П.Б.Шелищ

О ценах, конкуренции, нищете и совести (III)

Когда было решено ограничить цены и торговые наценки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, то одновременно обязали аптечные организации иметь весь их список в своем ассортименте – иначе они бы просто не закупали то, чем им невыгодно торговать. Но чтобы ввести обязательный для продавца ассортимент лекарств, ограниченных по цене поставки, нужна уверенность, что кто-то станет их по этим ценам поставлять. 12/То, что государство пошло на это в отношении самых необходимых лекарств (их список составляет менее 1 % всех зарегистрированных препаратов), думаю, во многом объясняется его огромной долей в закупках лекарств – треть их финансируется бюджетом, так что есть и желание не переплачивать, и возможность крупнейшего закупщика влиять на их продавцов и производителей. В отношении же продовольственных товаров у государства нет ни таких мотивов, ни таких возможностей влияния.

Если оно ограничит торговую наценку на несколько десятков или даже сотню конкретных наименований из утвержденного правительством перечня социально значимых продуктов, крупные торговые компании переложат потери в цены на другие товары и практически не пострадают. Небольшим розничным продавцам с ассортиментом, в разы или десятки раз меньшим, сделать это будет намного труднее. Но главное — кто будет отвечать за бесперебойную поставку этих товаров, если они станут невыгодными производителям и импортерам? Придется и их к этому обязать. Так что здравый смысл подсказывает: лучше и не начинать, иначе придем к тому, от чего ушли, дорого за это заплатив – к Госкомцен, Госснабу, Госплану, а следом – к массовому дефициту и неконкурентоспособной экономике.

Весьма странно это и с точки зрения права, поскольку федеральным законом «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам-конкурентам запрещается заключать соглашения между собой, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию как цен, так и наценок. Именно такие соглашения и называются картелями. Предлагаемое ФАС ограничение наценки создаст по сути «законный картель», ограничивающий конкуренцию сетей, и это не в интересах потребителей. Хотелось бы от антимонопольного ведомства предложений не об ограничении конкуренции, а о создании условий для ее развития во всех звеньях цепочки производства и оборота продукции. В том числе о том, как минимизировать огромные прибыли оптовиков, за первое полугодие этого года выросшие, год к году, в 6 раз и составившие, за вычетом их убытков, 1874 млрд руб. Значительная часть этой суммы учтена в розничных ценах несетевой розницы, и ее уже оплатили или еще оплатят потребители.

Чем больше добросовестной конкуренции, тем ниже цены и выше качество, этому учит экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Но цели рационального хозяйствования задает не экономика, а общественная мораль, выраженная в конституционных нормах и законах. Согласно статье 7 Конституции, «Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Минсельхоз резко повысил экспортную пошлину на подсолнечное масло. На декабрь она увеличена сразу на 82,2 доллара за тонну – со 194,5 доллара до 276,7 доллара. Одновременно на мировом рынке цены на растительные масла бьют рекорды, и даже за минусом пошлины наши экспортеры масла хоть и теряют деньги, но неплохо зарабатывают. На внутреннем рынке масла в достатке, а цена за бутылку остается стабильной. Но ситуация может измениться, предупреждают эксперты. Краткосрочно меры в виде пошлин вполне приемлемы. Другое дело, что если таким образом долго ограничивать прибыль производителей, придется заплатить потерей внешних рынков сбыта и, в конечном итоге, сокращением площадей.

По итогам января – июня 2021 года производство пищевой соли в России сократилось на 6,31%, до 428,48 тыс. тонн год к году. Показатель также оказался примерно на 0,7% ниже января – июня 2019 года, когда было выпущено 431,43 тыс. тонн. Такие данные предоставили в «Руспродсоюзе». У крупнейшего российского производителя – оренбургской «Руссоли» — в первой половине года производство снизилось на 1,54% год к году, до 262,59 тыс. тонн. При этом доля компании выросла с 48,4% до 52% за счет более выраженного падения отгрузок у конкурентов. Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отмечает, что после пика потребления соли в 2020 году, вызванного ажиотажным спросом на фоне пандемии, рынок упал ввиду очень слабой активности потребителей и низкого спроса во всех сегментах.

В начале недели на площадке онлайн-ритейлера Ozon совершена первая покупка с использованием государственного электронного сертификата. Речь идет о новом платежном инструменте, с помощью которого льготные категории граждан (в том числе инвалиды, ветераны и т.д.) получают возможность оплачивать ряд товаров и услуг, в том числе технические средства реабилитации и лекарственные препараты. Сейчас право на получение выплат в такой форме имеют около 24 млн человек. В 2021 году им выделено около 34 млрд руб., в 2022 году сумма превысит 39 млрд. руб.

Минсельхоз в очередной раз повысил ставки экспортных пошлин на зерно. Это необходимо, чтобы снизить цены на него на внутреннем рынке. Пошлины рассчитываются от мировых цен, а они продолжают расти, и пока этому процессу не видно конца. На пшеницу экспортная пошлина подбирается к 60 долларам за тонну: на этот раз она повышена на 4,3 долл. – с 53,5 долл. до 57,8 долл. за донну. Еще в конце августа она была менее 40 долл., а с момента введения механизма плавающих пошлин (2 июня) на пшеницу она повысилась более чем в два раза – с 28,1 долл. за тонну. Эксперты неоднократно обращали внимание, что в условиях введения пошлины внутренние цены на зерно если и растут, то остаются существенно ниже, чем в других странах.

X5 Group, анонсируя планы IPO операторов своих сервисов в e-commerce, обещали в процессе подготовки к размещению на бирже увеличивать обороты своего онлайн-бизнеса. Но по итогам третьего квартала этого года компания спустилась с первого места сразу на третье, уступив «Сбермаркету» и «Вкусвиллу». Аналитики объясняют рокировку тем, что Х5 исходно делала ставку на закупки впрок, которые впоследствии оказались у потребителей менее востребованными, чем экспресс-доставка. В самой компании утверждают, что намеренно «не перегревают» темпы роста своего онлайн-бизнеса.

Цена фьючерса на кофе сорта арабика на бирже ICE растет уже почти восемь месяцев подряд и достигла уровня 205 центов за фунт – максимальный показатель за последние десять лет. И хотя иногда наблюдается небольшая коррекция вниз, никто чудес не ждет, цены на кофе останутся на высоком уровне. Увеличение стоимости стало ответной реакцией на значительное снижение запасов «мытой» арабики на сертифицированных складах биржи ICE.

Серьезный патентный спор возник на российском рынке безалкогольных газированных напитков. Coca-Cola – производитель Fanta – требует отозвать регистрацию товарных знаков Fantola. Они принадлежат ГК «Аквалайф», выпускающей также «Напитки из Черноголовки». Эксперты считают шансы Coca-Cola на победу в разбирательстве хорошими. Но есть и вероятность того, что элемент Fanta будет признан в России общеупотребимым, как это произошло с Cola.

Рынок сладостей начал восстанавливаться после прошлогоднего кризиса. За первые три квартала 2021 года россияне, по данным исследовательской компании NielsenIQ, стали больше покупать шоколадных батончиков (+9,5% год к году), упакованных нешоколадных конфет (+5), упакованного печенья (+2,8%), тортов и круассанов (+1,7%) и т.д. При этом часть категорий продуктов за этот период показала снижение продаж – например сладкое печенье на развес (-12,9%), и шоколадные плитки (-3,6%), следует из исследования.