Вестник потребительского рынка №197
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов
О новых формах работы МЭС
МЭС в своем существовании от неформальной площадки общения в конце 2010 года до признанной сегодня регуляторами платформы межотраслевого диалога прошел длинный путь. И сейчас перед нами стоит вопрос о дальнейшем пути развития. Этот вопрос становится актуальным, с одной стороны, потому что последствия пандемии резко изменили и ускорили все процессы на потребительском рынке страны. А с другой – потому что в работе МЭС и Комиссии по применению КДП накопился целый ряд количественных и качественных изменений, требующих осмысления и принятия общих взвешенных решений.
- Начну с того, что в работе Комиссии по применению КДП мы столкнулись в последнее время с тем, что по 3-4 раза вынуждены возвращаться к рассмотрению одного и того же вопроса, причем часто даже тогда, когда суть проблемы уже сформулирована в тексте Кодекса. Многообразие практических обстоятельств порождает такое количество нюансов, что дать однозначные формулировки, с которыми все согласны, просто не представляется возможным.
- Именно поэтому вновь встает вопрос о завершении начатой работы над КДП 2.0. Для усиления редакционного коллектива два члена Комиссии (Д. Шадрин и П. Шелищ) дали согласие войти в рабочую группу МЭС. И я, как председатель, готов подключиться к этой работе.
- Практическим результатом совместной активности МЭС, Комиссии, руководства торговых сетей у нас сложилась целая пирамида по решению конфликтных ситуаций: от самой Комиссии на ее верху до согласительной комиссии в АКОРТе, конфликтных комиссий в большинстве федеральных сетей и отдельных КДП-контролеров внутри сетей. А с этого года в сети «Магнит» заработал еще и проект «имплант», где представитель поставщика внедрен в структуру сети для облегчения совместного планирования и подготовки контрактов. Параллельно одобрен опыт привлечения сторонних медиаторов для разрешения острых конфликтов.
- Только что состоялось первое рабочее заседание в ЕАЭС по разработке Кодекса добросовестных практик на межнациональном уровне.
- Мы все получили письмо о разработке ФАС методики о симметричных требованиях к торговле и поставщикам о порядке размещения и объемах информации на сайтах соответствующих участников рынка. По сути, это своеобразная точка в наших обсуждениях нужна или нет типовая форма договора поставки.
- Рыбный союз привлек П.Б. Шелища и меня для участия в работе совместно с НИФИ Минфина и ВШЭ по определению реальной статистики в отрасли. Это серьезная и общая проблема, по-моему, для всех отраслей. Тем более, что Минпромторг запросил дать им информацию по объемам контрафакта в отраслях за последние три года. Здесь серьезное поле для работы всех членов МЭС.
- Недавно состоялось заседание Комитета ТПП РФ по рекламе, посвященное вопросу саморегулирования. Как я писал ранее (см. «Оказывается это возможно», Вестник МЭС №119 (март 2019), им удалось зарегистрировать СРО в сфере рекламы с участниками из разных отраслей: рекламоизготовителей, рекламодателей и рекламораспространителей. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил о заинтересованности в таком подходе вплоть до выпуска отдельных законов для таких межотраслевых объединений.
Таким образом, все перечисленные факторы и, в целом, очевидная необходимость для всех участников рынка меняться, следуя происходящей трансформации глобальной и национальной конъюнктуры, заставляет членов МЭС думать о новых шагах и формах работы по становлению цивилизованного потребительского рынка в России.
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
После долгого периода роста цен на мясо птицы на прилавках магазинов они наконец замерли, следует из данных Росстата. Но эксперты предупреждают: впереди шашлычный период. В этом году он будет усилен запретами на выезд за рубеж. Окончательную стабилизацию цен на курицу можно ждать только после майских праздников, а в июле они должны пойти вниз. Стоимость этих продуктов уже с месяц вызывает беспокойство властей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в начале апреля начала внеплановую проверку производителей яиц и мяса птицы, чтобы выяснить, насколько обоснованно оно было. Как сообщили «РГ» в ФАС, пока проверки не завершены. Поскольку рост за последние два месяца превысил 10%, по закону государство имеет право вмешаться в этот процесс. Но меры прямого регулирования цен на птицеводческую продукцию на площадке Минсельхоза России не рассматриваются, сообщили в ведомстве.
Минсельхоз не видит предпосылок для роста цен на рис – посевные площади в этом году сохранятся на прежнем уровне, а урожай может быть выше, заявили в ведомстве. В этом году посевная площадь риса составит около 197 тыс.га, как и в 2020 году, прогнозируют в министерстве. Воды для выращивания культуры в основных регионах производства (Краснодарский край, Ростовская и Астраханская области, республики Дагестан и Адыгея) накоплено достаточно. Поэтому, если не подведет погода, урожай обещает быть выше, чем в прошлом году. «Это позволит сохранить стабильную ситуацию и не допустить резких колебаний цен на конечную продукцию», — считают в минсельхозе. В прошлом году, несмотря на засуху на юге, вырастили рекордный урожай риса – более 1,1 млн тонн (плюс 3,9% к 2019 году). Эти объемы позволяют удовлетворять спрос предприятий и полностью обеспечивать потребности населения, заверили в ведомстве.
За последние пять лет производство фруктов и ягод в России выросло почти вдвое. Но этого мало, чтобы закрыть потребности россиян даже наполовину. Чтобы накормить население своими фруктами, нужно сделать более доступными для фермеров меры господдержки, найти несколько десятков тысяч рабочих рук и снизить себестоимость производства. По прогнозу минсельхоза, в этом году плодов и ягод в промышленном секторе будет выращено рекордных 1,5 млн тонн (плюс 200 тыс.тонн к прошлому году). А к 2025 году сбор превысит 2,2 млн тонн. Сейчас собственных фруктов и ягод мы выращиваем только чуть больше 40% от потребности, а Доктриной продовольственной безопасности предусмотрен показатель в 60%. Для этого разработана «дорожная карта», ранее сообщал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
В России становится все больше магазинов, в которые закрыт доступ покупателям. Такие торговые точки рассчитаны на сбор и доставку заказов в пределах района. Формат, который носит название «даркстор», больше всего представлен в продуктовом ретейле. Сейчас он завоевывает рынки косметики, бытовой техники и строительных материалов. На заре интернет-торговли продукты доставлялись прямо из торговых залов, а пицца – из ближайшей пиццерии. Но собирать интернет-заказ в обычном магазине неудобно: на это тратится много времени. Кроме того, поскольку товар выложен таким образом, чтобы обратить на себя внимание посетителей магазина, запасов на полке может быть недостаточно. Сегодня все больше сетей приходит к выводу, что товары, заказные по интернету, удобнее и быстрее собирать в складах-магазинах, в которые закрыт вход обычным покупателям. В них оптимизирован процесс хранения и сборки заказа. Современные дарксторы уже оснащаются автоматизированными линиями для движения товаров по складу, продукция выложена таким образом, чтобы сначала собрать легкие товары, а в конце – тяжелые. К тому же даркстор располагается не там, где удобный подъезд для покупателей, а в идеальном месте для развоза заказов по определенному району.
Группа компаний «Ариант» — крупнейший производитель вина и владелец виноградников в России начнет производить пиво в Краснодарском крае, первая партия будет выпущена в июне этого года, сообщил ее представитель. По его словам, пивоварня разместится на территории центра экологического туризма Villa Aristov под Анапой, о создании которого недавно заявляла компания. Ее мощность рассчитана на производство 576000 л пива в год. «Ариант» планирует выпускать несколько видов этого напитка под маркой Aristov. Это будет разливное пиво и пиво в пластиковых бутылках объемом 1,5 л. Продавать его компания будет пока только на территории центра экологического туризма, а также в ее собственных магазинах в Краснодарском крае.
Индекс продовольственных цен ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) вырос в марте на 2,1% м/м и на 24,6% г/г (в феврале было 2,5% м/м и 16,8% г/г). Годовые темпы роста оказались максимальными с июля 2011 г. Аналогичный индекс, пересчитанный в рубли по среднему курсу за месяц, также продолжил рост, но годовые темпы резко замедлились: 25,4% г/г против 35,7% г/г в феврале. В предыдущие пять месяцев рост наблюдался по всем компонентам индекса ФАО, а в марте сразу два субиндекса снизились: сахар подешевел на 4% м/м, зерно – на 1,7% м/м. Основной вклад в глобальную продовольственную инфляцию в марте внесло растительное масло. ФАО отмечает, что цены на пальмовое, соевое, рапсовое и подсолнечное масла растут из-за низких запасов в странах-экспортерах. В то же время зерновые подешевели.