Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №194

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

 

Руководитель МЭС, Член Совета ТПП РФ, Президент-генеральный директор ММБА/ А.И. Борисов

Курьеры – новый сегмент
рынка труда

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подвела итоги развития e-commerce за 2020 год, из которых следует, что россияне потратили в отечественных и зарубежных интернет-магазинах 3,2 триллиона рублей или на 60% больше, чем годом ранее. Важно отметить, что объем покупок на внутреннем рынке составил 86% от общей суммы, а объем трансграничных покупок упал до 14%, тогда как в предыдущем году ситуация была диаметрально противоположной. Самый большой рост показали онлайн-продажи продуктов питания – в 3,6 раза до 155 миллиардов рублей.

Как результат стала расти услуга доставки продуктов, а это в свою очередь привело к образованию нового сегмента рынка труда – курьерских служб и роста спроса на курьеров. До 2020 года число компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в этом сегменте, оценивалось на уровне примерно 6 тысяч. В первом квартале 2020 года их количество выросло до 6,3 тысячи, а с июня 2020 года число вакансий, по данным Head Hunter, ежемесячно возрастает на 20%. Такая же динамика сохраняется и в первые месяцы 2021 года: в базе данных в январе размещены 7,1 тысячи вакансий, а в феврале 8,3 тысячи.

Как считает сервис по подбору персонала «Работа.ру», курьер входит сегодня в тройку самых популярных занятий для подработки, наряду с водителями такси и репетиторами. Разумеется, чаще всего на эту работу идут мужчины, так как здесь требуется выносливость и физическая сила. По данным Head Hunter, доля мужчин в профессии превышает 80%. По возрасту преобладают люди в возрасте от 18 до 30 лет – таких около 40%. Следующая возрастная группа от 30 до 40 лет составляет 26%.

Поскольку работа курьером не требует специальной квалификации, до пандемии в этой сфере преобладали выходцы из стран СНГ. Сегодня здесь преобладают граждане России, среди которых много студентов (особенно во время дистанциионого обучения), работники закрывшихся предприятий и организаций и даже пенсионеры, желающие получить дополнительную подработку.

В целом их можно подразделить на две группы: те, кто воспринимает это занятие как временный способ дополнительного заработка, и те, для кого это стало способом выживания и основным источником существования. Отсюда и их личное отношение к этой непростой работе и к размеру вознаграждения. Доходы курьеров напрямую зависят от графика работы и количества выполненных заказов. Не особо нагружаясь можно зарабатывать до 25 тысяч рублей в месяц, при средней загрузке сумма достигает 50 тысяч рублей.

В этом сегменте уже появилась своя специализация: пеший курьер, на велосипеде или за рулем личного авто. Появились даже VIP-курьеры, доставляющие люксовые бренды и дорогостоящие товары. Кадровые службы курьерских сервисов считают, что для успешной работы в этой области нужны следующие качества: грамотная русская речь, умение ориентироваться в городе и даже аккуратный почерк, чтобы менеджерам было легче разбираться с документами, заполненными курьерами. Наниматели также предпочитают людей, уже имеющих опыт такой работы и имеют хорошие рекомендации с предыдущей работы.

Потребность в курьерах в ближайшие годы будет только расти до тех пор пока их не заменят, например, автономные роботы, которые уже проходят проверку на улицах Москвы.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn