Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов
Правительства, компании, банки и население по всему миру обрастают долгами неожиданно быстрыми темпами. По подсчетам Institute of International Finance (IIF – Институт международных финансов, Вашингтон), только за три квартала 2019 года их суммарная долговая нагрузка выросла до рекордных 322% от глобального ВВП (253 трлн долларов в номинальном значении). Этот рост не только опережает ВВП (3,9% против 2,6%), что позволяет мировой экономике не свалиться в рецессию, но и чреват долгосрочными проблемами вплоть до нового финансового кризиса в случае, если процентные ставки начнут расти.
В сравнении с другими экономиками рост долговой нагрузки в России, во-первых, не настолько велик, а во-вторых, произошел более заметно в секторе домохозяйств (с 16,8% до 18,3% ВВП), тогда как в секторе госдолга он был несколько ниже (с 14,6% до 15,2%), а в корпоративном секторе вообще сократился (с 46,9% до 46%), так же как и в банковском (с 11,9% до 10,7%).
Эти данные международных экспертов лишь подтверждают тот факт, что у российского бизнеса все еще низок спрос на банковские кредиты и банкам поэтому ничего не остается как кредитовать физических лиц. Проблема заключается только в том, что это неизбежно увеличивает кредитный риск самих банков, поскольку в долг берет, как правило, бедное население, чтобы просто поддержать прежний уровень потребления, а не нарастить его.
С другой стороны растет и закредитованность граждан, поскольку после того как в 2015-2016 годах реальные доходы и потребление синхронно упали примерно на 10%, но затем их динамика разошлась: доходы перестали расти, а потребление тем не менее восстанавливается, хотя и медленно на 2-3% в год за счет именно потребительских кредитов. И, если реальные доходы не будут расти, то долговая нагрузка очевидно увеличится.
По данным ЦБ, к 1 октября 2019 года уровень долговой нагрузки населения составлял 10,6%, что стало рекордным значением с 2012 года. Поэтому позиция ЦБ заключается в том, чтобы потребкредитование росло темпами близкими к темпам роста доходов. На деле же номинальные денежные доходы населения за три квартала выросли на 7,9%, а кредиты гражданам за 11 месяцев на 20,1% (до 8,9 трлн рублей).
В связи с этим с 1 октября ЦБ усложнил банкам выдачу необеспеченных кредитов, введя показатель предельной долговой нагрузки (ПДН). На каждый выданный кредит клиенту с высокой ПДН банк должен создать резервы, тем большие, чем выше уровень этой нагрузки. В докладе ЦБ «О развитии банковского сектора РФ в 2019 году», представленном в январе 2020 года, впервые были даны оценки ПДН заемщиков – физических лиц. Так, более половины неоплаченных потребкредитов были выданы клиентам, которые тратят на их погашение более 50% своего дохода. А 20% заемщиков вынуждены тратить на это более 80% доходов. Отсюда рост показателя стоимости риска в сегменте кредитования физических лиц за год с 0,9% до 2,3%. В результате этих усилий ЦБ по сдерживанию темпов роста потребкредитования итоговая цифра остановилась на уровне 18,6% (по сравнению с рекордными 22,8% в 2018 году).
Очередное исследование Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) о ситуации с корпоративными банкротствами фиксирует небольшое снижение числа таких случаев (на 0,8% за квартал с учетом сезонности) за четвертый квартал 2019 года на основе данных сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщения о введении процедуры). В годовом выражении снижение показателя ставило 2,4%. Среди отраслей снижение уровня банкротств по итогам четвертого квартала отмечается в торговле (снижение наблюдается четыре квартала подряд, за четвертый квартал – на 1,1%), пищевой промышленности (на 9,3%), электроэнергетике (на 3,6%) и машиностроении (небольшое снижение на фоне всплеска в декабре). Увеличение же показателя зафиксировано в строительстве (на 3%, третий квартал подряд), коммерческих услугах (на 1,8%, второй квартал подряд), сельском хозяйстве (на 8%, ускоряется третий квартал подряд) и металлургии (на 5,9%, второй квартал подряд с ускорением).
Президент России позитивно оценил работу аграриев в прошлом году. Об этом Владимир Путин заявил во время рабочей встречи с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым, которая прошла 3 февраля в Кремле. По словам главы РФ, сельхозотрасль находится в последние годы в передовиках, а «селяне отработали, как обычно, на отлично». Глава Минсельхоза информировал президента о достигнутых результатах и текущей ситуации во вверенной ему сфере. В частности, по результатам работы отрасли в 2019 году министерство ожидает роста производства сельхозпродукции на уровне 4,1%, подчеркнул он. Урожай овощей в 2019 году достиг 14 млн т – это лучший результат в современной России. Также в прошлом году был зафиксирован рекордный валовый сбор плодов и ягод. Он составил 3,5 млн т. Положительную динамику продолжают демонстрировать пищевая и перерабатывающая промышленность. В 2019 году индекс пищевой продукции составил 104,9%, по напиткам – 103,1%. Производство мяса и птицы достигло 15,2 млн т, были показаны хорошие результаты по производству молока – 31,3 млн т. При этом в 2020-м ожидается рост производства как мяса, так и молока, отметил Дмитрий Патрушев.
Российские фермеры теперь смогут работать на патенте. Такой закон подписал президент Владимир Путин. Поправки заметно упростят жизнь мелким сельхозпроизводителям: перейдя на новую систему налогообложения, они смогут сдавать меньше отчетности. Документ вступает в силу через месяц после опубликования. Патентную систему налогообложения (ПСН) вправе применять только индивидуальные предприниматели и только по определенным видам деятельности. Теперь ее смогут использовать и фермеры, занимающиеся животноводством и растениеводством. Для всех, подключающихся к ПСН, действует условие – им разрешено иметь не более 15 наемных работников, а доход не должен превышать 60 миллионов рублей в год. Патент заменяет уплату НДФЛ и НДС. Принцип расчета стоимости патента основан на потенциально возможном годовом доходе ИП (он определяется по каждому виду деятельности, разрешенному для применения ПСН). Этот доход индексируется на коэффициент-дефлятор. Налоговая ставка составляет 6%.
На фоне обострения конкуренции крупные сети оптимизируют ассортимент собственных торговых марок (СТМ). Если раньше под такими брендами была представлена в основном продукция экономсегмента, то теперь компании стали запускать и премиальные линейки. Зарабатывать на недорогих СТМ сетям сложно, но запуск дорогих брендов обходится дороже. Так, «Перекресток» (входит в X5 Retail Group, запустил первую СТМ, ориентированную на премиальный сегмент, сообщил представитель компании). В первом полугодии планируется выпустить еще около 30 наименований, а к концу года число товаров под этой СТМ должно вырасти до 100 позиций. В Auchan также подтверждают, что СТМ выходят за границы экономсегмента. Так, в магазинах сети появились премиального уровня крупы, шоколад и специи под СТМ «Золотая птица». Представитель сети гипермаркетов Globus тоже не исключает появления премиум-товаров СТМ. Сейчас в магазинах есть в том числе органические продукты марки «Глобус Вита» в ценовых сегментах «средний» и «средний плюс». И в «Магните» начали работать в сегменте «средний плюс», который будет включать снеки, орехи, сыры, соки, консервацию и пр. и займет до 20% ассортимента СТМ компании.
Три крупнейших в России производителя пива – «Балтика» (входит в Carlsberg Group), Heineken и AB InBev Efes – сообщили о выходе из Союза российских пивоваров (СРП). Причина – принципиальные разногласия с другими членами союза по поводу борьбы с нелегальным рынком, включая вопросы государственного регулирования цен, рецептурных ограничений и дифференцированных акцизов, сообщили они. Наличие разногласий подтвердила пресс-служба союза: представители компаний покинули общее собрание 11 февраля. В СРП более 90 компаний, однако самые крупные из них как раз «Балтика», Heineken и AB InBev Efes, они входят в транснациональные корпорации и на них приходится около 70% производства в России. Одна из целей союза – формирование и донесение позиции отрасли до чиновников и законодателей.
По итогам 2019 года на российском пивном рынке сменился лидер: 1-е место впервые заняла компания AB InBev Efes, а многолетний лидер – входящая в Carlsberg Group «Балтика» заняла 2-е место. Об этом рассказали сотрудники двух пивоваренных компаний со ссылкой на данные Nielsen и государственной системы учета ЕГАИС. Конкретные цифры они не раскрывают. В опубликованном 12 февраля отчете «ВТБ капитала» со ссылкой на данные компаний говорится, что доля AB InBev Efes в 2019 года составила 28%, «Балтики» — 27%. «Балтика» производит пиво под брендами «Балтика», Carlsberg, Tuborg, Zatecky Gus и проч. С 1996 года, по ее данным, компания была бессменным лидером российского рынка. «Балтика» не стала комментировать потерю 1-го места.
Главный конкурент «М.видео» и «Эльдорадо» — ритейлер DNS начал строить сеть продовольственных магазинов. Сеть открыла восемь магазинов у дома во Владивостоке. Они работают под вывеской «Квартет вкусов», первая точка открылась летом 2019 г. Это пилотный проект и о планах развития говорить пока рано. Продовольственные магазины не первый непрофильный бизнес для DNS. Так, в Приморье группа строит коммерческую недвижимость, жилые комплексы, загородные поселки и др.
Консалтинговая компания Deloitte подготовила очередной рейтинг Global Powers of Retailing, в котором ранжировала 250 крупнейших в мире розничных продавцов по итогам двенадцати месяцев, закончившихся 30 июня 2019 года. Российские сети впервые вошли в рейтинг Deloitte в 2008 году: тогда по итогам 2006 финансового года X5 Retail Group заняла 191-е место, «Евросеть» — 229-е. В новом рейтинге присутствуют пять российских игроков, при этом крупнейшие из них за прошедшие годы заметно упрочили свои позиции: X5 Retail Group находится уже на 42-м месте с выручкой $24,4 млрд, «Магнит» — на 51-м с $19,4 млрд. Кроме того, «Лента» заняла 159-ю строчку с $6,6 млрд, «М-Видео» — 201-ю с $5,1 млрд, «Дикси» — 215-ю с $4,7 млрд.
Не вошли в номер
Немецкая Metro ищет способы дополнительного заработка в России. Она рассматривает возможность строительства на своих участках, где могут появиться жилье, офисы и гостиницы. Компания объявила закрытый тендер на разработку концепции по повышению ликвидности активов. Основная цель – повысить эффективность использования недвижимости. Этого можно добиться за счет строительства различных видов недвижимости на территориях Metro или продажи земли. В России работает 94 торговых центра Metro Cash & Carry, сказано в отчетности головной компании – немецкой Metro за 2018-2019 финансовый год, закончившийся в октябре 2019 г.
Российские алкогольные дистрибуторы продолжают диверсификацию бизнеса. Крупный импортер вина «Лудинг» хочет купить 50% Араратского коньячного завода, который выпускает премиальный бренд армянского коньяка «Урарту». Сделка позволит «Лудингу» заменить ушедшую из портфеля марку «Ной», чьими поставками теперь займется Beluga Group. «Лудинг» основан в 1993 году Артуром Варжапетяном и Арменом Шахазизяном. В портфеле компании – виски Kentucky Gentleman, Lambay, водка Finsky, Naliboki, вино Chateau Fonplegade, G7 и др. компании также принадлежит винодельческий завод в Краснодарском крае с прилегающими к нему свыше 1,2 тыс. га виноградников. Кроме того, «Лудинг» владеет сетью магазинов алкогольной продукции Drinx.
© Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка