На недавно состоявшемся форуме «Антиконтрафакт» первый заместитель главы правительства, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что с начала года в стране было выявлено свыше 14 млн единиц контрафактной продукции. Среди них и продовольствие, и медикаменты, и табак с алкоголем. Перед чемпионатом мира по футболу в Россию хлынул поток контрафактных сувениров. А сейчас в связи с ростом цен на бензин выяснилось, что объем контрафактного и суррогатного топлива может достигать 60%. Поэтому главным инструментом борьбы с этим злом правительство рассматривает введение системы электронной маркировки, которая к 2024 году должна охватить все отрасли промышленности.
Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов
Опыт введения маркировки меховых изделий радиочастотными метками (RFID) оказался успешным. Начались пилотные проекты с табаком и отдельными видами лекарственных препаратов. В 2019 году маркировка станет обязательной для них, а также для обуви, фотокамер и вспышек, автомобильных шин. Процесс согласования методов и инструментов маркировки с деловым сообществом ведется основным исполнителем этого проекта Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) с переменным успехом. Дело в том, что внутри самих отраслевых союзов и ассоциаций далеко не всегда царит единодушие. Противоречия существуют как между прямыми конкурентами, так и между крупным и средним бизнесом. И все же, если речь идет о политической воле, то скорее всего поставленная задача взять под полный контроль товарные потоки, за ближайшие пять лет будет выполнена. Этому поможет еще и завершаемое совмещение баз данных ФТС и ФНС. Обе службы сделали почти невозможное – пошли на обмен данными, чтобы избежать возможного слияния между собой.
К концу 2018 года практически на полную мощность вышел проект оснащения онлайн кассами всех предприятий потребительского рынка. Сегодня данные о продажах поступают в ФНС в режиме реального времени от 2,3 млн касс, принадлежащих 830 тысячам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общий итог полученных ФНС данных превышает данные Росстата. Развивая это направление, ФНС обещает избавить в ближайшем будущем розничную торговлю от представления значительной части отчетности и делиться агрегированными данными. Возможно также формирование налоговой базы налогоплательщиков не по налоговым периодам, а в реальном масштабе времени. Введение обязательного приема банковских карт для расчетов в интернет торговле, по сути, завершает наведение полного контроля за финансовыми потоками на потребительском рынке.
В Госдуме находятся проекты создания Единой биометрической системы России, единой государственной информационной системы здравоохранения, новой цифровой платформы управления миграционными потоками. Кульминацией этих проектов станет переход всех граждан страны на электронные паспорта с 2021 по 2024 год. В них будут зашиты изображения лица, радужки глаз, слепок голоса, отпечатки пальцев, цифровая подпись, СНИЛС, ОМС, водительские права и т.д. Это закладывает основу полномасштабного контроля за людскими потоками.
Таким образом, мы видим, что в течение ближайших пяти лет государство, в котором еще несколько лет назад не было даже единой базы находящихся в эксплуатации автомобилей, становится могущественным контролером товарных, финансовых и человеческих потоков. Бизнес должен быть к этому готов.
О предложении на один или два года ввести мораторий на изменение главного для розницы отраслевого закона – «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России» рассказали участники состоявшегося в понедельник, 26 ноября, совещания крупнейших розничных сетей с вице-премьером Дмитрием Козаком. В числе участников первой «торговой» встречи с вице-премьером – главы X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «М.Видео-Эльдорадо», «Магнита» и другие. Один из участников напомнил, что закон «О торговле» сейчас проходит оценку фактического воздействия – Минэкономразвития проверит этот и еще 28 действующих нормативно-правовых актов на предмет их влияния на бизнес-климат. Результаты министерство должно представить в феврале 2019 года.
3,8% составил годовой уровень инфляции по состоянию на 19 ноября 2018 года, следует из оперативной еженедельной сводки Ростата. С 13 по 19 ноября инфляция составила 0,1% — после 0,15% на предыдущей неделе и порядка 0,1% в предшествующие ей семь недель. Быстрее всего за отчетную неделю дорожали пшено, сахар, огурцы, помидоры, лук и дизельное топливо. Среднесуточная инфляция в ноябре ускорялась – за 19 дней месяца она составляла 0,021%, против 0,006% за тот же период ноября 2017 года. Если текущие темпы роста потребительских цен сохранятся до конца месяца, то еще в ноябре годовая инфляция достигнет таргета ЦБ в 4% — что в последний раз фиксировалось в июне 2017 года.
110 миллионов тонн составляет прогноз Минсельхоза по сбору зерновых в 2019 году, сообщил глава ведомства Дмитрий Патрушев. Ожидания ведомства не отличаются от результатов 2018 года (также 110 млн тонн). По оценке министерства на основе региональных данных, вся посевная площадь увеличится на 1,6% по сравнению с текущим годом и составит 80,5 млн га, площадь ярового сева вырастет на 0,7%, до 52,9 млн га. Сев озимых культур под урожай 2019 года уже проведен на 17,6 млн га (на 2,4% больше прогноза), большинство посевов перед уходом на зимовку находились в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассчитывают до конца года ратифицировать соглашение о маркировке товаров средствами идентификации и получить полноценный механизм против серых схем в торговле. Об этом сообщено в Минске, где прошла встреча правительственных делегаций стран, входящих в Евразийский экономический союз. Россию на заседании Евразийского межправительственного совета представлял премьер-министр Дмитрий Медведев. «Мы в цело положительно оцениваем динамику экономической интеграции. Есть движение по всем направлениям. Общий рынок союза развивается: не без проблем, но этот рынок живет», — заявил Дмитрий Медведев. В первые три квартала этого года торговля внутри ЕАЭС выросла на 13-14%.
Назначенный в этом году новый менеджмент «Магнита», второго по обороту российского продовольственного ритейлера, смог достичь первых положительных результатов. В третьем квартале чистая прибыль компании впервые с 2016 года показала рост, а сокращение сопоставимых продаж замедлилось. Их выхода в плюс аналитики ждут в начале следующего года. Рост прибыли у «Магнита» произошел впервые за два года: начиная с третьего квартала 2016 года она неуклонно снижалась. «Это явное изменение в тенденции, которое, вероятно, сигнализирует о завершении цикла сокращения прибыли», — написали в своем обзоре аналитики компании АТОН.
© Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка