Союз потребителей Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и уставными целями и задачами.
Основными задачами СПРФ являются:
1. правовая поддержка потребителей (консультирование, составление претензий и исков, обращения в суды в защиту прав потребителей, групп потребителей и неопределенного круга потребителей, участие по поручению потребителей: в проведении независимых потребительских экспертиз по фактам нарушении их прав);
2. представление интересов российских потребителей перед органами государственной власти и управления Российской Федерации (участие в разработке и реализации государственной политики регулирования потребительского рынка и формировании правовой базы их защиты);
3. изучение и формирование общественного мнения в области защиты прав потребителей, правовое просвещение потребителей (проведение социологических опросов потребителей, информирование потребителей через средства массовой информации об их правах);
4. обеспечение потребителей объективной информацией, необходимой для компетентного выбора товаров и услуг (проведение независимой потребительской экспертизы качества товаров и услуг, обоснованности цен);
5. проверка соблюдения прав потребителей и правил торгового бытового и иных видов обслуживания;
6. внесение в органы исполнительной власти, организации предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
7. содействие в улучшении условий и расширении сферы деятельности общественных объединений потребителей, создании потребительских организаций в регионах и населенных пунктах, где они отсутствуют;
8. информационное обеспечение, организация информационного обмена и координация деятельности своих членов;
9. проведение конкурсов, выставок и иных мероприятий, организация семинаров, конференций по вопросам защиты прав потребителей;
10. осуществление редакционно-издательской деятельности, включая выпуск периодических изданий, научно-популярной и художественно-публицистической литературы в установленном законом порядке;
11. разработка и осуществление программ подготовки кадров для работы по защите прав потребителей.