Аналитическая справка
«О работе Межотраслевого экспертного совета
по развитию потребительского рынка
и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик
отношений торговых сетей и поставщиков
потребительских товаров»
(январь 2015 – декабрь 2015)
г.Москва
Введение
Принятый в 2010 году Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-381 «О торговле) в определенной степени способствовал урегулированию отношений между производителями и поставщиками, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой. Однако он не решил и не мог решить проблемы этих отношений окончательно в силу объективно существующей разнонаправленности интересов этих групп хозяйствующих субъектов. Такая же ситуация существует и во всех развитых экономиках мира и также не нашла разрешения, ни с помощью специальных законов (Франция), ни с помощью специальных органов (Англия).
В связи с этим в ноябре 2010 года ведущие объединения поставщиков и торговых сетей создали сначала неформальную площадку для обсуждения наиболее острых вопросов, накопившихся во взаимоотношениях сторон. А затем, по мере расширения числа участников, зарегистрировали в Минюсте (29.04.14 г.) некоммерческое партнерство «Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка» (далее НП «МЭС»).
На основе принятого единогласно принципа консенсуса участники МЭС стремились выработать взаимоприемлемые правила игры на российском потребительском рынке. Более года ушло на разработку и утверждение Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между розничными сетями и поставщиками потребительских товаров (КДП). В декабре 2012 года он был подписан десятью основателями МЭС в Доме приемов правительства России в присутствии заместителя председателя правительства РФ И.И. Шувалова и представителей Минпромторга, Минсельхоза и ФАС РФ.
В августе 2013 года образована Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик в составе трех групп по три представителя соответственно (поставщики, сети и независимые участники). В мае 2014 года утверждена форма Дополнительного соглашения к договору поставки и\или услуг, согласованная с ФАС и ставшая действенным инструментом практической реализации Кодекса.
Таким образом к началу 2015 года было проведено более 30 заседаний МЭС и 8 заседаний Комиссии. Придание формального статуса Межотраслевому экспертному совету, внедрение в деловой обиход Дополнения к договорам поставки и\или услуг, согласование позиций и действий сторон в условиях введения в августе 2014 года специальных экономических мер (контрасанкций) – все это позволило участникам МЭС заявить о том, что на потребительском рынке страны начал формироваться уникальный комплекс инструментов межотраслевого саморегулирования. Это было отмечено, в частности, и на заседании правительства России 2 октября 2014 года «О конкуренции в сфере торговли». Соответствующий отчет за указанный период был направлен Межотраслевым экспертным советом в широкий круг адресатов. Далее следует справка о деятельности МЭС и Комиссии по применению КДП за период с января по декабрь 2015 года.
Часть 1. О работе МЭС
За рассматриваемый период члены МЭС провели 6 регулярных плановых заседаний и 4 внеплановых, связанных с необходимостью решения возникших вопросов. Прежде всего следует отметить, что именно такой оперативный подход позволил участникам МЭС принять в январе 2015 года Меморандум о сокращении сроков рассмотрения новых цен поставки в связи с резкими курсовыми колебаниями рубля. Кроме того меморандум устанавливал отказ от предъявления штрафных санкций поставщикам в случае прекращения поставок при неприятии торговой сетью новых цен по истечении 14 дней, а также декларировал необходимость продолжать стабильные поставки в течение 14-дневного срока после даты подачи новых цен на согласование торговой сети.
Подготовка и рассмотрение в первом чтении в Госдуме РФ пакета поправок в ФЗ-381, разработанного группой депутатов и членов Совета Федерации, стали предметом продолжительных и непростых дискуссий в рамках заседаний МЭС. В частности, было принято решение выработать специальный документ Позиция МЭС по задачам развития потребительского рынка на основе сочетания государственного регулирования и саморегулирования. Одиннадцатый вариант редакции документа получил, наконец, полный консенсус участников и был подписан 19.11.15 г. В нем, в частности, говорится о том, что из указанного выше пакета поправок члены МЭС поддерживают внесение статей об усилении антимонопольного контроля со стороны ФАС РФ, а также предложения Минпромторга РФ о стимулировании развития многоформатной розничной торговли. Кроме того подписавшие документ считают, что в случае принятия поправок необходимо предусматривать переходный период не менее 6 месяцев. Члены МЭС подчеркнули в документе свою готовность к максимальной прозрачности в отношениях с государством и потребителями. Вместе с тем они категорически выступают против любых попыток государственного регулирования цен и наценок как на этапе производства, так и на этапе реализации продукции. Разумеется, за исключением случаев, уже предусмотренных российским законодательством. Участники МЭС констатировали, что по ряду вопросов консенсус не достигнут и работа в этом направлении продолжается.
В ходе других заседаний МЭС были определены эти оставшиеся нерешенными проблемы, основными из которых являются отсрочки платежа и плата за фиктивные маркетинговые услуги (фальш-маркетинг). При этом было достигнуто единство мнений о том, что сами по себе и отсрочка платежа, и маркетинговые услуги являются реальными рыночными инструментами, используемыми обеими сторонами. В то же время, сокращение сроков оплаты – важный, но не главный вопрос. Важнее обеспечить дисциплину платежей и установить ответственность за нарушение сроков. Точно так же необходимо четко разграничивать добросовестное оказание маркетинговых услуг и навязывание фиктивного маркетинга, который также должен быть наказан, независимо от того, кто является его заказчиком – сети или поставщики.
Еще одним важным аспектом работы МЭС стало обсуждение порядка и сроков согласования изменения цен поставки товаров и услуг в условиях резко меняющейся экономической конъюнктуры. Этому вопросу было посвящено несколько заседаний МЭС, в ходе которых стороны (сети и поставщики) пришли к согласию по ряду принципиальных моментов: сократить срок согласования с 45 дней (как установлено в КДП), до 30 дней, а в случае резких изменений ключевых факторов, влияющих на потребительские цены, предусмотреть возможность сократить и этот срок, т.е. включить т.наз. красную кнопку, что позволит сторонам достичь договоренности за минимально возможное время. С учетом достигнутых договоренностей впервые в практике МЭС будет внесена соответствующая правка в текст Кодекса добросовестных практик.
Также впервые за время существования МЭС на 38 заседании (8.09.15г.) было принято решение расширить число членов МЭС. К десяти основателям организации присоединилась Ассоциация производителей алкогольной продукции (АСПАП). До сих пор расширение числа участников рабочих заседаний МЭС происходило за счет организаций, подписавших Резолюцию о присоединении к Кодексу добросовестных практик. В связи с этим в Устав НП «МЭС» и Регламент работы МЭС будут внесены соответствующие изменения.
Члены МЭС регулярно рассматривали на своих заседаниях и вопросы саморегулирования на потребительском рынке. Стороны (сети и поставщики) единодушны в отношении важности дальнейшего продвижения в этом направлении и разнообразия возможных форм работы. Учитывая, что в настоящее время в Минпромторге РФ готовится проект нормативно-правового акта по этому вопросу, участники МЭС решили вернуться к его обсуждению после публикации документа. В то же время члены Совета с удовлетворением отмечают, что в ходе заседания правительства России 11 марта 2015 года «О взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности» отмечалась необходимость внесения изменений в ФЗ-381 «в соответствии с согласованными отраслевыми решениями, принятыми на заседаниях Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров».
Важность саморегулирования отмечается все большим количеством экспертов и руководителей в ходе обсуждений путей развития потребительского рынка, имевших место в истекшем году в Общественной палате РФ, Госдуме и Совете Федерации, соответствующих министерствах и ведомствах. Кроме того информационная и практическая работа по продвижению Кодекса добросовестных практик продолжается на региональном и отраслевом уровне. Самое активное участие в ней принимают руководители АКОРТа и Руспродсоюза. В общей сложности Резолюцию о присоединении к Кодексу добросовестных практик подписали предприятия и организации более 30 субъектов Федерации.
Одна из последних церемоний подписания состоялась в декабре 2015 года в Туле с участием главы правительства Тульской области Ю.М. Андрианова, заместителя министра промышленности и торговли России В.Л. Евтухова, Председателя Роскачества М.А. Протасова. Со стороны МЭС в ней участвовали также А.И. Борисов (председатель МЭС), Д.В. Востриков (Руспродсоюз), Ю.А.Борисов (АКОРТ), С.А. Кузнецов (Союз независимых сетей).
В 2015 году заработал интернет-сайт МЭС (www.npmes.ru), на котором размещены протоколы заседаний и соответствующие пресс-релизы.
Часть 2. О работе Комиссии по применению КДП
Комиссией по представлению отраслевых ассоциаций и союзов, присоединившихся к Кодексу, сформирован перечень практик, которые являются добросовестными и рекомендованы к внедрению в деловой оборот с целью повысить эффективность взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и сократить количество поводов для претензий и потенциальных конфликтов. Решения Комиссии охватывают широкий спектр направлений взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками, в том числе вопросы ассортиментной и ценовой политики, совместного планирования поставок, обеспечения качества потребительских товаров и гарантий бесперебойности поставок.
На IX, X и XII заседаниях Комиссии по применению Кодекса был принят ряд решений, которые позволяют разрешить ряд проблемных вопросов во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков, возникающих при установлении штрафных санкций за недопоставку продукции, при обмене документами, взаимодействии в рамках пересмотра условий договора (отказ от ограничения по срокам и количеству предложений по изменению условий договора), перезаключении договора в связи с изменением юридического лица одной из сторон, оказании услуг по продаже выведенного из ассортиментной матрицы товара, а также проведении мероприятий по продвижению потребительских товаров.
Отвечая на поступающие от поставщиков и торговых сетей запросы по поводу применения решений для различных товарных категорий или параметров договора, Комиссия в пресс-релизе по итогам XI заседания отметила, что при вынесении решения о добросовестности или недобросовестности практик взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками осуществляется комплексный анализ всех аспектов и особенностей с учётом специфики отдельных товарных категорий, параметров поставок (регулярная поставка или реализация мероприятий по продвижению потребительских товаров), прав собственности на товарные знаки (брендированные товары или СТМ), организации логистики и т. д. Если проведенный Комиссией анализ подтверждает необходимость оговорить какие-либо особенности или аспекты, то в решении Комиссии прямо указываются соответствующие уточнения. Если подобные уточнения в формулировке решения отсутствуют, это значит, что Комиссия считает решение универсальным и рекомендует его для всех видов взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.
Учитывая объективный и равновесный состав Комиссии (по три представителя от сетей, поставщиков и независимых организаций), решения Комиссии практически по любому вопросу представляют собой тщательно выверенный и носящий обоюдную ответственность сторон подход. Приведем в качестве примера Решение Комиссии по типовой ситуации «Установление штрафных санкций за нарушение условий договора поставки»
Считать добросовестной такую практику установления штрафных санкций за нарушение условий договора поставки, при которой обеспечивается:
- Направленность штрафов на стимулирование контрагента к более полному исполнению условий договора, а не на получение дополнительной прибыли;
- Недискриминационность, то есть одинаковая величина штрафов за одинаковые нарушения для всех контрагентов;
- Обоюдность ответственности: со стороны поставщика – за недопоставку или несвоевременную поставку товара и со стороны торговой сети – за необоснованный неприём или несвоевременный приём товара;
- Невзимание штрафа при стоимости каждого конкретного артикула недопоставленного (несвоевременно поставленного) или непринятого (несвоевременно принятого) товара менее 5% стоимости соответствующего артикула товара в составе заказа;
Установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) каждого конкретного артикула товара (в том числе под собственным товарным знаком торговой сети или в рамках реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров) в процентах от общей стоимости недопоставленного (недопринятого) каждого конкретного артикула товара и не выше 15% этой общей стоимости.
В решениях Комиссии находят отражение вопросы, которые порождаются повседневной практикой взаимоотношений поставщиков и торговых сетей и возникающие под влиянием новых экономических факторов. Так на XII заседании, которое состоялось 30 октября 2015 года, Комиссия приняла ряд решений, направленных на детализацию условий установления штрафных санкций. В соответствии с решением Комиссии недобросовестными признаны практики:
- взимания поставщиками или торговыми сетями платы или установления штрафных санкций за перезаключение договора при изменении юридического лица или его реквизитов (в том числе при внесении изменений в название юридического лица, юридический и фактический адрес и банковские реквизиты) в договорах поставки и оказания услуг по продвижению потребительских товаров;
- взимания торговыми сетями штрафных санкций за недопоставку продовольственных товаров, подпадающих под действие Указа Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» № 560 от 06.08.14), если в спецификации к договору поставки непосредственно указаны товары, подпадающие под действие Указа Президента РФ или если поставщик направил торговой сети уведомление о прекращении поставок товара с указанием, что в качестве сырья или ингредиентов для его производства используются товары, подпадающие под действие Указа Президента РФ.
За истекший период в работе Комиссии произошли два важные прецедента. Первый – это вынесение на рассмотрение Комиссии спорного вопроса не в форме обезличенной типовой ситуации, представленной союзом или ассоциацией, а конкретного конфликта с конкретным заинтересованным юридическим лицом в отношении также конкретного юридического лица — торговой сети. Данный прецедент является очевидным свидетельством того, что процедуры саморегулирования, запущенные МЭС несколько лет назад, с одной стороны, показали участникам рынка свою эффективность, а с другой – складывающаяся практика рассмотрения и вынесения решений Комиссией, мониторинг за ходом их исполнения отражают уже достаточно цивилизованный уровень отношений сторон. То есть позволяющий надеяться на то, что за подобным обращением не последует негативная реация ответчика, вплоть до возможного разрыва отношений либо недобросовестных ответных мер.
Второй – это уже упоминавшееся в первой части справки решение МЭС о необходимости внесения правки в ст.8 Кодекса добросовестных практик, ставшее результатом работы Комиссии по ряду типовых ситуаций, возникающих в процессе ценообразования.
За отчетный период было проведено 5 заседаний Комиссии, протоколы решений которых и соответствующие пресс-релизы находятся на сайте www.codeofconduct.ru.
Заключение
Представленные в данной Аналитической справке результаты работы Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка и созданной им Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров свидетельствуют о следующем:
- Активные участники отраслей потребительского рынка за сравнительно короткий срок сумели заложить основу не имеющего подобных прецедентов ни в стране, ни за рубежом инструмента межотраслевого саморегулирования, который уже оказал позитивное влияние на поведение и взаимоотношения значительной части рыночных игроков.
- В условиях неожиданных и достаточно резких изменений геополитической и социально-экономической ситуации наработанный опыт взаимодействия сторон (сетей и поставщиков) и созданная ими атмосфера доверия и сотрудничества позволили не допустить в конце 2014 года и в течение 2015 года резких и необоснованных скачков цен на сырьевые и продовольственные товары, сокращения ассортимента и возникновения дефицита товаров массового спроса, ухудшения качества потребительских товаров, реализуемых торговыми сетями.
- Позитивное влияние деятельности МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик на общее состояние рынка и опыт продуктивного взаимодействия его участников привлекают к участию в этом процессе все новых игроков как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. За рассматриваемый период к Кодексу добросовестных практик присоединились Российская гильдия пекарей и кондитеров, Российский союз хлебопекарной промышленности, Российская ассоциация производителей алкогольной продукции, Российская ассоциация распространителей печатной продукции, а также значительное количество предприятий и организаций в регионах России.
- Члены МЭС готовы участвовать в дальнейшем становлении цивилизованного потребительского рынка в стране через развитие саморегулирования и обращаются ко всем уровням исполнительной и законодательной власти с предложением совместно распространять наработанный МЭС и Комиссией опыт решения конфликтных ситуаций и поиска взаимоприемлемых решений в отношениях поставщиков, производителей, потребителей и розничной торговли.