Краткий отчет

Ассоциации участников потребительского рынка

«Межотраслевой экспертный совет» (Совет потребительского рынка)

и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками

потребительских товаров о работе в 2018 году

 г.Москва

январь 2019 г.

Введение

Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) был зарегистрирован в Минюсте России в качестве некоммерческого партнерства в апреле 2014 года. В июне 2016 года в связи с изменением законодательства МЭС был перерегистрирован как Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование» Совет потребительского рынка»).

За истекший период с момента неформального образования этой платформы постоянного открытого и равноправного диалога между ведущими национальными объединениями розничной торговли и производителей и поставщиков продовольственных товаров достигнуты следующие результаты:

  1. Разработан и стал неофициальным моральным ориентиром для многих игроков отрасли Кодекс добросовестных практик взаимоотношений розничных сетей и поставщиков потребительских товаров (КДП). Документ был согласован ФАС России и получил признание со стороны Правительства РФ и всех заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, Минсельхоз, МЭР, ФАС).
  2. Сформирована и ведет постоянную работу Комиссия по применению КДП. На основе принципиальных положений Кодекса и опыта работы Комиссии задолго до принятия поправок в закон «О торговле» членами МЭС были приняты решения о существенном сокращении размеров штрафных санкций, применяемых сторонами друг к другу с общепринятых 100% до 15% от объема поставки, сокращении сроков рассмотрения изменения цен с 45 и 90 дней до 14 дней, сокращении отсрочки платежей по поставкам со 100 до 15 дней. Ведется работа по внедрению их в широкую практику работы сетей. Практически решена проблема «возвратов» хлеба, организован совместный контроль качества молочной продукции, ведется работа по прослеживаемости поставок рыбы и обеспечению сквозного температурного режима.
  3. Почти удвоилось (с 8 до 14) количество членов МЭС, представляющих ведущие отраслевые союзы и ассоциации потребительского рынка:
  1. С учетом принятых изменений в ФЗ-381 «О торговле» и отдельных решений Комиссии по применению КДП внесены изменения в тексты двух статей Кодекса (ст.ст.8 и 16). В настоящее время ведется работа над изменением текста ст.12, а также готовятся предложения по актуализации КДП в целом.
  2. К деятельности МЭС по рекомендации ФАС России подключились Московская школа управления СКОЛКОВО (А.В. Шаронов) и Центр развития потребительского рынка МШУ СКОЛКОВО (И.В. Ломакин-Румянцев).

Ниже следует отчет о практической деятельности МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик за истекший 2018 год.

Часть I. О работе МЭС в 2018 году

В соответствии с утвержденным планом работы за рассматриваемый период состоялось 6 регулярных заседаний Президиума МЭС (27 февраля, 19 апреля, 6 июня, 30 августа, 18 октября и 20 декабря). К участию в заседаниях Президиума приглашаются все действительные члены МЭС, а также союзы и ассоциации, присоединившиеся к Кодексу добросовестных практик, но не оформившие членство в МЭС, например, Российская ассоциация пекарей и кондитеров (РОСПиК), Российская ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности (Рослегпром) и другие. Участие в заседаниях принимали также представители Минпромторга и ФАС. В то же время в связи с происходившими изменениями нормативно-правовой базы и социально-экономической конъюнктуры в отношениях сторон (торговли и поставщиков) возникали серьезные дискуссии, требовавшие внеочередных заседаний и более детального обсуждения конкретных проблем. Так, в ходе внеочередных заседаний Президиума МЭС 17 мая и 29 июня обсуждались вопросы мониторинга добросовестности участников рынка в исполнении достигнутых договоренностей и возможного их рейтингования, а также о порядке и результатах работы МЭС по подготовке новой редакции Кодекса добросовестных практик (КДП 2.0). 28 сентября состоялось инициативное совместное заседание членов Президиума МЭС и членов Комиссии по применению КДП, одобрившее рекомендации по избранию А.В. Шаронова председателем Комиссии и замене в составе Комиссии А.Е. Григорьева (Metro AG) на С.Ю. Белякова (АКОРТ).

Регулярность встреч с частотой раз в два месяца позволила членам МЭС в рамках шести заседаний рассмотреть и обсудить более 20 вопросов повестки дня. Наибольшего накала дискуссии достигали по проекту дополнений в ФЗ-381 «О торговле» о запрете возвратов непроданной продукции и по проекту актуализации текста Кодекса добросовестных практик (КДП 2.0). В то же время обсуждались и текущие проблемы, в частности, об общеэкономической ситуации в стране, о повышении ставки НДС, о цифровой маркировке. Отдельно обсуждение потребовалось по проекту Меморандума «О приобретении торговыми сетями товара по цене, установленной поставщиком для целей розничной продажи, для целей оптовой и мелкооптовой перепродажи». Принято решение: сторонам проработать формулировку для включения ее в ст.23 КДП 2.0.

По рекомендации Комиссии по применению КДП МЭС рассмотрел предложение дополнить ст.12 КДП «Установление неустойки в случае нарушения обязательств по договору» решением, которое Комиссия приняла на XVI заседании 19.04.18 года о том, что размер неустойки должен быть направлен «на стимулирование контрагента к более полному исполнению договора, а не на получение дополнительной прибыли». После согласования формулировок всеми членами МЭС соответствующее изменение будет внесено в текст КДП и станет третьим в его истории. По установленной процедуре информация об этом будет направлена в ФАС.

Позитивный результат принесло подключение к работе МЭС президента Московской школы Управления СКОЛКОВО А.В. Шаронова, нового председателя Президиума АКОРТ С.Ю. Белякова и нового члена Комиссии И.Б. Косарева (Русбренд). В частности, продолжилось совместное со СКОЛКОВО обсуждение проекта преобразования МЭС в полноценный Совет рынка, в том числе и через появление у него ряда дополнительных функций, передаваемых от соответствующих ФОИВов (ФАС, Минпромторг, Роспотребнадзор, возможно и других), что позволило бы превратить Кодекс добросовестных практик из морально-этического манифеста в документ с более прямым действием. В настоящее время ожидаются конкретные предложения как со стороны самих участников рынка, так и регуляторов.

Члены МЭС единодушно приветствовали сближение позиций АКОРТ и поставщиков, отмеченное в ходе доклада нового руководителя ассоциации С.Ю. Белякова на 56 заседании МЭС и в рамках встречи руководства АКОРТ и Русбренд в Сколково в ноябре 2018 года. По результатам встречи были сделаны следующие выводы:

  1. Участники остаются сторонниками развития саморегулирования на потребительском (продовольственном) рынке. В этой связи они подтверждают действие КДП и согласны с включением соответствующих разделов (ссылок) в договоры поставок.
  2. Участники считают необходимым повысить действенность и эффективность саморегулирования путем совершенствования работы Комиссии по применению КДП, обеспечения регулярности ее работы, тщательного анализа конфликтных ситуаций и взвешенного объективного анализа возможных решений, мониторинга принимаемых решений и разработки совместно с заинтересованными ФОИВ мер позитивного/негативного стимулирования для участников. Участники подтверждают необходимость актуализации КДП с учетом изменения норм государственного регулирования, общих условий хозяйствования, а также наработанной практики и решений Комиссии.
  3. Участники согласны с тем, что вопросы развития саморегулирования должны обладать высоким приоритетом в повестке руководителей компаний и готовы регулярно (не реже одного раза в год) обсуждать актуальные проблемы в этой области. В подтверждение серьезности своих намерений участники готовы организационно поддержать становление саморегулирования, возложив ответственность за соблюдение буквы и духа КДП на соответствующего специалиста (КДП-контролера).
  4. Участники поддерживают переход от регулирования на основе установления запретов и санкций за их нарушение к умному регулированию (smart-regulation),основанному на позитивном стимулировании к соблюдению лучших практик. Участники согласны с тем, что предложения об изменении норм государственного регулирования должны быть всесторонне рассмотрены участниками рынка и приниматься в случаях, когда баланс интересов требует учета иных целей более высокого уровня. Достижение коммерческих интересов отдельных участников в ущерб остальным путем изменения регуляторики не приветствуется.

Важным событием года стал также встреча нового куратора потребительского рынка Д.Н. Козака с представителями розничной торговли в ноябре 2018 года. В ней приняли участие также заместители руководителей Минсельхоза, Минпромторга, ФАС и глава Роспотребнадзора (О.Н. Лут, В.Л. Евтухов, А.В. Доценко, А.Ю. Попова). По результатам встречи даны соответствующие поручения указанным ФОИВам «с участием отраслевых ассоциаций (союзов) производителей и продавцов товаров» сформировать при Минпромторге рабочую группу по развитию торговой деятельности (до 1 февраля) и представить в Правительство предложения по развитию саморегулирования в сфере торговой деятельности (до 1 марта). Кроме того даны отдельные поручения по ряду конкретных вопросов, внесенных представителями розничной торговли. Аналогичная встреча Д.Н. Козака с представителями производителей и поставщиков возможна в течение наступившего 2019 года.

В течение 2017-2018 г.г. члены МЭС неоднократно обращались к вопросу дальнейшего развития саморегулирования потребительского рынка. В частности, был разработан и согласован проект переформатирования МЭС в Совет рынка (СР) (см. Приложение 1). В ближайшее время члены МЭС разработают «дорожную карту», содержащую, в том числе, возможные предложения по позитивной/негативной мотивации участников рынка для вступления в состав Совета и более активного их вовлечения в процессы саморегулирования. Предлагаемый подход позволит, с одной стороны, сохранить наработанные государством и бизнес-сообществом подходы в виде действующей нормативно-правовой базы и сложившейся на основе Кодекса добросовестных практик, хотя и не совершенной, но поддающейся дальнейшему развитию ситуации цивилизованного делового оборота на потребительском рынке. С другой стороны, появляется возможность усилить исполняемость добросовестных практик, поскольку, подавая заявление на членство в СР, участник подписывает обязательство исполнять правила организации. Это позволит также расширить сферу их применения на все большее количество сегментов рынка, пока не охваченных процессами саморегулирования.

В интересах долгосрочного планирования работы МЭС в 2019 году установлены следующие даты регулярных заседаний Президиума: 14 февраля, 18 апреля, 20 июня, 29 августа, 17 октября, 19 декабря.

Часть 2. О работе Комиссии по применению КДП в 2018 году.

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений розничной торговли и поставщиков потребительских товаров состоит из авторитетных и высокопрофессиональных представителей обеих упомянутых сторон (по три представителя от каждой) и трех независимых экспертов (от ТПП РФ, Союза потребителей России и МШУ СКОЛКОВО). Они выдвинуты в состав Комиссии ведущими отраслевыми ассоциациями и союзами для разрешения споров, связанных с применением положений Кодекса, учета взаимных претензий, анализа практического применения антимонопольного законодательства, оценки регулирующего и фактического воздействия нормативно-правовых актов, внесения предложений по совершенствованию законодательства. В состав Комиссии входит также Ответственный секретарь, не имеющий права голоса, но помогающий ее членам в подготовке повестки дня, формировании юридической основы рассматриваемых вопросов, выработке проектов решений (полный состав см. в Приложении 2).

С момента создания Комиссии (первое заседание состоялось в августе 2013 года) ее члены собирались 18 раз и рассмотрели более 40 острых проблемных ситуаций, по которым были вынесены конкретные решения, а также более 100 типовых ситуаций:

 

в 2013 году – три заседания

в 2014 году – пять заседаний

в 2015 году – три заседания

в 2016 году – одно заседание

в 2017 году – два заседания

в 2018 году – три заседания

Простое арифметическое сравнение результатов показывает, что в 2016-2017 г.г. в результате ряда организационных и конъюнктурных моментов наблюдалось очевидное торможение работы Комиссии, которое вызывало обеспокоенность МЭС и которое в настоящее время успешно преодолено. Этого удалось добиться, в том числе и благодаря совместным обсуждениям проблемы членами МЭС и членами Комиссии, а также путем оперативной замены ряда членов Комиссии. Очередным шагом по повышению эффективности ее работы стало единогласное избрание А.В. Шаронова председателем Комиссии. Ранее организационные функции были возложены на ответственного секретаря.

В течение 2018 года Комиссия рассмотрела более 10 вопросов, вызывавших обеспокоенность либо конфликты среди участников рынка. Ряд из них закладывает важные индикативные параметры для делового оборота сторон. Так, например, поставщики и торговые сети подтвердили свою готовность прекращать договорные отношения с поставщиками фальсификата. Или недобросовестной практикой признано установление штрафов за недопоставку в размере более 15% от общей стоимости недопоставленного товара, а также применение штрафов, если стоимость недопоставленного товара составляет менее 5% стоимости соответствующего артикула в составе заказа.

Недобросовестными практиками признаны также:

С другой стороны, добросовестными практиками признаны:

Полный перечень принятых решений размещен на сайте Комиссии: http://codeofconduct.ru/desicion/

Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли В.Л. Евтухов следующим образом прокомментировал результаты последнего XVIII заседания Комиссии 7 декабря 2018 года: «Тот факт, что предприятия и отраслевые ассоциации начали активно обращаться в комиссию за рассмотрением конкретных вопросов, безусловно, является позитивным трендом и говорит о новом витке развития системы саморегулирования».

Опыт последних заседаний Комиссии в обновленном составе и под руководством избранного председателя демонстрирует ряд новых тенденций. Во-первых, по ряду проблем, поднятых ассоциациями поставщиков, принимались не решения, а проводился анализ на соответствие конкретным статьям КДП. В результате становилось очевидным, что существующий Кодекс дает ответ для решения поднятых проблем, однако далеко не все участники рынка знают его положения и не всегда готовы применять их к конкретным ситуациям. Во-вторых, рассматривая ряд представленных кейсов, Комиссия также отказалась от вынесения решений, ограничившись рекомендациями, направленными на повышение эффективности сотрудничества сторон через взаимную информацию и конструктивный диалог. В этом находит свое отражение тот факт, что далеко не все особенности взаимоотношений сетей и поставщиков могут и должны быть строго кодифицированы в Кодексе, а тем более в нормативно-правовых актах госрегуляторов. В третьих звучавшие предложения о внесении некоторых изменений в текст Кодекса (об установлении размеров неустойки, о назначении КДП-контролеров, о безопасности и качестве продукции) свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся конфликты и критические замечания, саморегулирование остается важным инструментом для большинства участников потребительского рынка. В третьих,

В настоящее время по инициативе председателя Комиссии начался поиск новых форматов работы в интересах повышения эффективности. Результаты этой работы найдут отражение в отчете следующего года. Одним из новых подходов, в частности, стало долгосрочное планирование заседаний и увеличение их частоты. На 2019 год запланировано шесть заседаний Комиссии, что повышает согласованность с работой президиума МЭС: 6 февраля, 12 апреля, 3 июня, 29 августа,2 октября, 6 декабря

Заключение

В результате последствий сложной социально-экономической ситуации 2015-2017 годов и недостаточного для их компенсирования роста доходов населения в течение 2018 года произошло существенное изменение потребительского поведения. Так, эксперты фиксируют массовый переход на потребление товаров и услуг более низкого ценового сегмента и снижение текущих расходов в целом. Это толкает производителей и поставщиков сокращать издержки, в том числе за счет сужения ассортимента и снижения потребительских свойств продукции, а торговлю заставляет отбирать поставщиков преимущественно по ценам поставки. В итоге неизбежное для сжимающегося рынка обострение конкуренции провоцирует ряд злоупотреблений: со стороны производителей и торговли в ущерб потребителям, а со стороны сетей в ущерб поставщикам. Предусмотреть и ограничить все их многообразие административными и законодательными мерами практически невозможно. Не удалось добиться этого ни за рубежом, ни в России, несмотря на принятие в 2009 году «Закона о торговле» и поправок к нему 2016 и 2018 года. Причина заключается в объективно существующих противоречиях интересов основных игроков потребительского рынка – производителей\поставщиков и розничной торговли (как сетей, так и неорганизованной торговли). В этих условиях появление МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик стало уникальным примером межотраслевого саморегулирования, не имеющего прецедентов в мировой практике (в Великобритании, например, Grocery Code объединяет одних только крупных ритейлеров).

Опыт нескольких лет работы МЭС и Комиссии, включая и события истекшего года, позволяет сделать несколько выводов:

  1. Наибольшего накала противоречия в рабочих отношениях сторон достигают в периоды подготовки и продвижения очередных изменений в «Закон о торговле». Из большого количества различных законопроектов, выдвигавшихся практически всеми парламентскими партиями, до окончательного варианта поправок в ФЗ-381 дошли пока только два. Однако, на фоне их обсуждения традиционно обострялись позиции сторон, что неизбежно приводило к замедлению процесса дальнейшего развития саморегулирования.
  2. По-прежнему в рамках рассмотрения конфликтных ситуаций между сторонами основное внимание уделяется отношениям между крупными федеральными сетями и малыми и средними производителями и поставщиками. Хотя в огромном многообразии форматов отношений (крупные/крупные, мелкие/мелкие, средние/крупные, средние/мелкие и т.д.) постоянно возникают свои конфликты интересов и различные виды злоупотребления так называемой рыночной властью, далеко не всегда принадлежащей предприятиям торговли.
  3. Характер и атмосфера дискуссий, а следовательно и практическая эффективность работы МЭС и Комиссии напрямую зависят от правильного выбора представляющих стороны ответственных лиц отраслевых союзов и ассоциаций. Поддержанию объективности в разрешении проблемных вопросов способствует также присутствие независимых экспертов (ТПП РФ, Союз потребителей России, МШУ СКОЛКОВО).

 

С учетом изложенного представляется возможным сформулировать следующие предложения на предстоящий период деятельности МЭС и Комиссии:

Указанные выше предложения, на взгляд членов МЭС, представляющих как наиболее активных и организованных во влиятельные профессиональные союзы и ассоциации игроков рынка, так и общественные организации (ТПП РФ и Союз потребителей России), помогут снять имеющееся напряжение и конфликтность интересов в условиях сложившейся сегодня в стране непростой экономической конъюнктуры.

Со временем возможное включение отдельных норм саморегулирования в ФЗ-381 «О торговле» даст дополнительный положительный эффект, поскольку все большее количество цивилизованных игроков рынка будут вполне осознанно воспринимать Кодекс добросовестных практик в качестве негласной Конституции отрасли.

 Приложение 1

Проект создания Совета рынка

Совет потребительского рынка объединяет в своем составе основные союзы и ассоциации, работающие в интересах потребительского рынка (сельхозпроизводители, производители и переработчики сырья, поставщики, торговля), а также представителей заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, ФАС, Минсельхоз, Минэкономразвития, впоследствии, возможно, и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор).

Структура Совета включает: Палату поставщиков, Палату торговли, Палату государственных и общественных организаций (заинтересованные ФОИВы, Союз потребителей России и ТПП РФ), Комиссию по применению КДП, Конфликтную комиссию. Первые две Палаты уже дефакто существуют в рамках МЭС. Формирование третьей палаты потребует выпуска распоряжения Правительства РФ.

Принципы работы Совета:

  1. Палаты формируют вопросы, претензии, аргументы в отношении конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях сторон, и на регулярных (не реже одного раза в два месяца) заседаниях Совета обсуждают и выносят принципиальные решения по ним.
  2. По острым конфликтам, возникающим между конкретными сторонами, не носящими системного характера, но способным привести к серьезному ущербу одной из сторон, в оперативном порядке (не позднее, чем в недельный срок) собирается конфликтная комиссия в составе 2-3 представителей от каждой из палат. Принятое комиссией решение проходит заключение юридических служб СР и соответствующих ФОИВов после чего передается на утверждение СР и на его основании заинтересованный ФОИВ (либо ФОИВы) могут выпускать НПА, либо информационное (разъясняющее) письмо, вводящие таким образом, добросовестные практики в деловой оборот хозяйствующих субъектов. Выпуск НПА или письма возможен только после обсуждения на Совете и на основании соответствующего решения Совета. Это позволит участникам СР разрешать отдельные спорные ситуации в рамках претензионного порядка, установленного действующим законодательством, прежде чем обращаться в суд либо к регуляторам.
  3. В случае, если конфликты возникают в отношениях, регулируемых Кодексом добросовестных практик, вопрос передается на рассмотрение Комиссии по применению КДП, работающей на основании действующего Положения.
  4. Совет рынка сохраняет принятое в МЭС правило консенсуса, однако теперь оно распространяется не на каждого члена Совета, а на Палаты, что повышает их ответственность за принятие решений. При этом входящие в состав СР ФОИВы имеют право применения вето в случаях, если готовящиеся решения вступают в противоречие с действующим законодательством либо не соответствуют принятым Стратегиям развития отраслей, либо чреваты нарушением прав третьих сторон

Цели:

— добиваться соблюдения всеми участниками потребительского рынка общих правил делового оборота, основанных на Кодексе добросовестных практик;

— стремиться к добросовестному исполнению подписанных сторонами договоров;

— способствовать повышению эффективности взаимодействия сторон по всей цепочке поставок;

— всем участникам рынка быть нацеленным на максимальное удовлетворение потребностей населения.

Задачи:

— оперативно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры с целью максимально быстро разрешать возникающие в отношениях сторон конфликтные ситуации;

— объективно рассматривать такие конфликты на основе консенсуса самих участников рынка и правовой оценки регуляторов, становящихся участниками процесса;

— максимально расширять представленность профессиональных и отраслевых союзов и объединений участников рынка, стремясь создать необходимую критическую массу, способную заставить большую часть хозяйствующих субъектов принять цивилизованные правила Кодекса добросовестных практик.

Правительство Российской Федерации, после соответствующих согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,может выпустить директивный документ (постановление или распоряжение), наделяющий Совет полномочиями на рассмотрение и вынесение решений по всем возникающим конфликтам в отношениях хозяйствующих субъектов потребительского рынка. При этом участие официальных представителей ФОИВов в деятельности Совета и в принятии решений конфликтной комиссии Совета с правом вето будет, с одной стороны, гарантировать объективность рассмотрения и соответствие действующему законодательству, а с другой – даст возможность издавать, в пределах своей компетенции, нормативно-правовые акты либо информационные и разъяснительные письма, вводящие добросовестные практики в деловой оборот субъектов рынка, или же устанавливающие ограничения и запреты на недобросовестные практики, с соответствующими наказаниями, например, штрафами. Так, в частности, возможно внести в постановление правительства «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации для применения риск-ориентированного подхода» предложение об исключении плановых проверок по закону «О торговле» для участников СР.

Приложение 2

СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК

 

Торговые сети

БЕЛЯКОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Председатель Президиума АКОРТ

Председатель Правления НААИР

Президент СРО АНПФ

Управляющий директор InfraONE

Независимые члены

БОРИСОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Председатель НКО АУПР «Межотраслевой Экспертный Совет»

Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ

Генеральный директор ММБА

Поставщики

ДАНИЛЕНКО АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ

Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговли

Председатель Правления «Союзмолоко»

Член Совета директоров ООО «Русмолко»

Поставщики

КОСАРЕВ ИГОРЬ БОРИСОВИЧ

Вице-президент холдинга «Русский Стандарт»

Член Совета директоров НП «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд»

Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП)

Поставщики

ПРОТАСОВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Руководитель АНО «Российская система качества» (Роскачество)

Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации «Руспродсоюз»

Торговые сети

СУЛЕЙМАНОВ РИНАТ АНВАРОВИЧ

Председатель Совета Потребительского общества «РОСТ»

Член Координационного совета Союза независимых сетей России

Собственник сети «Тэмле» (Набережные Челны)

Торговые сети

ТЫНКОВАН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

Член Президиума АКОРТ

Президент и Председатель Правления «М.Видео»

 

Независимые члены

ШАРОНОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Председатель Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

Президент Московской школы управления СКОЛКОВО

Заслуженный экономист РФ

Независимые члены

ШЕЛИЩ ПЁТР БОРИСОВИЧ

Председатель Coюза пoтpeбитeлeй РФ

Председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка

Ответственный секретарь (без права голоса)

 

БУРМИСТРОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ

Управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика»