Краткий отчет
Ассоциации участников потребительского рынка
«Межотраслевой экспертный совет» (Совет потребительского рынка)
и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик
взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками
потребительских товаров о работе в 2018 году
г.Москва
январь 2019 г.
Введение
Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) был зарегистрирован в Минюсте России в качестве некоммерческого партнерства в апреле 2014 года. В июне 2016 года в связи с изменением законодательства МЭС был перерегистрирован как Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование» Совет потребительского рынка»).
За истекший период с момента неформального образования этой платформы постоянного открытого и равноправного диалога между ведущими национальными объединениями розничной торговли и производителей и поставщиков продовольственных товаров достигнуты следующие результаты:
- Разработан и стал неофициальным моральным ориентиром для многих игроков отрасли Кодекс добросовестных практик взаимоотношений розничных сетей и поставщиков потребительских товаров (КДП). Документ был согласован ФАС России и получил признание со стороны Правительства РФ и всех заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, Минсельхоз, МЭР, ФАС).
- Сформирована и ведет постоянную работу Комиссия по применению КДП. На основе принципиальных положений Кодекса и опыта работы Комиссии задолго до принятия поправок в закон «О торговле» членами МЭС были приняты решения о существенном сокращении размеров штрафных санкций, применяемых сторонами друг к другу с общепринятых 100% до 15% от объема поставки, сокращении сроков рассмотрения изменения цен с 45 и 90 дней до 14 дней, сокращении отсрочки платежей по поставкам со 100 до 15 дней. Ведется работа по внедрению их в широкую практику работы сетей. Практически решена проблема «возвратов» хлеба, организован совместный контроль качества молочной продукции, ведется работа по прослеживаемости поставок рыбы и обеспечению сквозного температурного режима.
- Почти удвоилось (с 8 до 14) количество членов МЭС, представляющих ведущие отраслевые союзы и ассоциации потребительского рынка:
- АКОРТ
- Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка
- Национальная мясная ассоциация
- РусБренд
- Руспродсоюз
- СОЮЗМОЛОКО
- Ассоциация производителей мыловаренной и масложировой продукции
- Союз независимых сетей
- «Рыбный Союз» Союз предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры
- Союз производителей алкогольной продукции
- Евразийский альянс бутилированных вод
- Союз российских пивоваров
- Ассоциация малоформатной торговли
- С учетом принятых изменений в ФЗ-381 «О торговле» и отдельных решений Комиссии по применению КДП внесены изменения в тексты двух статей Кодекса (ст.ст.8 и 16). В настоящее время ведется работа над изменением текста ст.12, а также готовятся предложения по актуализации КДП в целом.
- К деятельности МЭС по рекомендации ФАС России подключились Московская школа управления СКОЛКОВО (А.В. Шаронов) и Центр развития потребительского рынка МШУ СКОЛКОВО (И.В. Ломакин-Румянцев).
Ниже следует отчет о практической деятельности МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик за истекший 2018 год.
Часть I. О работе МЭС в 2018 году
В соответствии с утвержденным планом работы за рассматриваемый период состоялось 6 регулярных заседаний Президиума МЭС (27 февраля, 19 апреля, 6 июня, 30 августа, 18 октября и 20 декабря). К участию в заседаниях Президиума приглашаются все действительные члены МЭС, а также союзы и ассоциации, присоединившиеся к Кодексу добросовестных практик, но не оформившие членство в МЭС, например, Российская ассоциация пекарей и кондитеров (РОСПиК), Российская ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности (Рослегпром) и другие. Участие в заседаниях принимали также представители Минпромторга и ФАС. В то же время в связи с происходившими изменениями нормативно-правовой базы и социально-экономической конъюнктуры в отношениях сторон (торговли и поставщиков) возникали серьезные дискуссии, требовавшие внеочередных заседаний и более детального обсуждения конкретных проблем. Так, в ходе внеочередных заседаний Президиума МЭС 17 мая и 29 июня обсуждались вопросы мониторинга добросовестности участников рынка в исполнении достигнутых договоренностей и возможного их рейтингования, а также о порядке и результатах работы МЭС по подготовке новой редакции Кодекса добросовестных практик (КДП 2.0). 28 сентября состоялось инициативное совместное заседание членов Президиума МЭС и членов Комиссии по применению КДП, одобрившее рекомендации по избранию А.В. Шаронова председателем Комиссии и замене в составе Комиссии А.Е. Григорьева (Metro AG) на С.Ю. Белякова (АКОРТ).
Регулярность встреч с частотой раз в два месяца позволила членам МЭС в рамках шести заседаний рассмотреть и обсудить более 20 вопросов повестки дня. Наибольшего накала дискуссии достигали по проекту дополнений в ФЗ-381 «О торговле» о запрете возвратов непроданной продукции и по проекту актуализации текста Кодекса добросовестных практик (КДП 2.0). В то же время обсуждались и текущие проблемы, в частности, об общеэкономической ситуации в стране, о повышении ставки НДС, о цифровой маркировке. Отдельно обсуждение потребовалось по проекту Меморандума «О приобретении торговыми сетями товара по цене, установленной поставщиком для целей розничной продажи, для целей оптовой и мелкооптовой перепродажи». Принято решение: сторонам проработать формулировку для включения ее в ст.23 КДП 2.0.
По рекомендации Комиссии по применению КДП МЭС рассмотрел предложение дополнить ст.12 КДП «Установление неустойки в случае нарушения обязательств по договору» решением, которое Комиссия приняла на XVI заседании 19.04.18 года о том, что размер неустойки должен быть направлен «на стимулирование контрагента к более полному исполнению договора, а не на получение дополнительной прибыли». После согласования формулировок всеми членами МЭС соответствующее изменение будет внесено в текст КДП и станет третьим в его истории. По установленной процедуре информация об этом будет направлена в ФАС.
Позитивный результат принесло подключение к работе МЭС президента Московской школы Управления СКОЛКОВО А.В. Шаронова, нового председателя Президиума АКОРТ С.Ю. Белякова и нового члена Комиссии И.Б. Косарева (Русбренд). В частности, продолжилось совместное со СКОЛКОВО обсуждение проекта преобразования МЭС в полноценный Совет рынка, в том числе и через появление у него ряда дополнительных функций, передаваемых от соответствующих ФОИВов (ФАС, Минпромторг, Роспотребнадзор, возможно и других), что позволило бы превратить Кодекс добросовестных практик из морально-этического манифеста в документ с более прямым действием. В настоящее время ожидаются конкретные предложения как со стороны самих участников рынка, так и регуляторов.
Члены МЭС единодушно приветствовали сближение позиций АКОРТ и поставщиков, отмеченное в ходе доклада нового руководителя ассоциации С.Ю. Белякова на 56 заседании МЭС и в рамках встречи руководства АКОРТ и Русбренд в Сколково в ноябре 2018 года. По результатам встречи были сделаны следующие выводы:
- Участники остаются сторонниками развития саморегулирования на потребительском (продовольственном) рынке. В этой связи они подтверждают действие КДП и согласны с включением соответствующих разделов (ссылок) в договоры поставок.
- Участники считают необходимым повысить действенность и эффективность саморегулирования путем совершенствования работы Комиссии по применению КДП, обеспечения регулярности ее работы, тщательного анализа конфликтных ситуаций и взвешенного объективного анализа возможных решений, мониторинга принимаемых решений и разработки совместно с заинтересованными ФОИВ мер позитивного/негативного стимулирования для участников. Участники подтверждают необходимость актуализации КДП с учетом изменения норм государственного регулирования, общих условий хозяйствования, а также наработанной практики и решений Комиссии.
- Участники согласны с тем, что вопросы развития саморегулирования должны обладать высоким приоритетом в повестке руководителей компаний и готовы регулярно (не реже одного раза в год) обсуждать актуальные проблемы в этой области. В подтверждение серьезности своих намерений участники готовы организационно поддержать становление саморегулирования, возложив ответственность за соблюдение буквы и духа КДП на соответствующего специалиста (КДП-контролера).
- Участники поддерживают переход от регулирования на основе установления запретов и санкций за их нарушение к умному регулированию (smart-regulation),основанному на позитивном стимулировании к соблюдению лучших практик. Участники согласны с тем, что предложения об изменении норм государственного регулирования должны быть всесторонне рассмотрены участниками рынка и приниматься в случаях, когда баланс интересов требует учета иных целей более высокого уровня. Достижение коммерческих интересов отдельных участников в ущерб остальным путем изменения регуляторики не приветствуется.
Важным событием года стал также встреча нового куратора потребительского рынка Д.Н. Козака с представителями розничной торговли в ноябре 2018 года. В ней приняли участие также заместители руководителей Минсельхоза, Минпромторга, ФАС и глава Роспотребнадзора (О.Н. Лут, В.Л. Евтухов, А.В. Доценко, А.Ю. Попова). По результатам встречи даны соответствующие поручения указанным ФОИВам «с участием отраслевых ассоциаций (союзов) производителей и продавцов товаров» сформировать при Минпромторге рабочую группу по развитию торговой деятельности (до 1 февраля) и представить в Правительство предложения по развитию саморегулирования в сфере торговой деятельности (до 1 марта). Кроме того даны отдельные поручения по ряду конкретных вопросов, внесенных представителями розничной торговли. Аналогичная встреча Д.Н. Козака с представителями производителей и поставщиков возможна в течение наступившего 2019 года.
В течение 2017-2018 г.г. члены МЭС неоднократно обращались к вопросу дальнейшего развития саморегулирования потребительского рынка. В частности, был разработан и согласован проект переформатирования МЭС в Совет рынка (СР) (см. Приложение 1). В ближайшее время члены МЭС разработают «дорожную карту», содержащую, в том числе, возможные предложения по позитивной/негативной мотивации участников рынка для вступления в состав Совета и более активного их вовлечения в процессы саморегулирования. Предлагаемый подход позволит, с одной стороны, сохранить наработанные государством и бизнес-сообществом подходы в виде действующей нормативно-правовой базы и сложившейся на основе Кодекса добросовестных практик, хотя и не совершенной, но поддающейся дальнейшему развитию ситуации цивилизованного делового оборота на потребительском рынке. С другой стороны, появляется возможность усилить исполняемость добросовестных практик, поскольку, подавая заявление на членство в СР, участник подписывает обязательство исполнять правила организации. Это позволит также расширить сферу их применения на все большее количество сегментов рынка, пока не охваченных процессами саморегулирования.
В интересах долгосрочного планирования работы МЭС в 2019 году установлены следующие даты регулярных заседаний Президиума: 14 февраля, 18 апреля, 20 июня, 29 августа, 17 октября, 19 декабря.
Часть 2. О работе Комиссии по применению КДП в 2018 году.
Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений розничной торговли и поставщиков потребительских товаров состоит из авторитетных и высокопрофессиональных представителей обеих упомянутых сторон (по три представителя от каждой) и трех независимых экспертов (от ТПП РФ, Союза потребителей России и МШУ СКОЛКОВО). Они выдвинуты в состав Комиссии ведущими отраслевыми ассоциациями и союзами для разрешения споров, связанных с применением положений Кодекса, учета взаимных претензий, анализа практического применения антимонопольного законодательства, оценки регулирующего и фактического воздействия нормативно-правовых актов, внесения предложений по совершенствованию законодательства. В состав Комиссии входит также Ответственный секретарь, не имеющий права голоса, но помогающий ее членам в подготовке повестки дня, формировании юридической основы рассматриваемых вопросов, выработке проектов решений (полный состав см. в Приложении 2).
С момента создания Комиссии (первое заседание состоялось в августе 2013 года) ее члены собирались 18 раз и рассмотрели более 40 острых проблемных ситуаций, по которым были вынесены конкретные решения, а также более 100 типовых ситуаций:
в 2013 году – три заседания в 2014 году – пять заседаний в 2015 году – три заседания | в 2016 году – одно заседание в 2017 году – два заседания в 2018 году – три заседания |
Простое арифметическое сравнение результатов показывает, что в 2016-2017 г.г. в результате ряда организационных и конъюнктурных моментов наблюдалось очевидное торможение работы Комиссии, которое вызывало обеспокоенность МЭС и которое в настоящее время успешно преодолено. Этого удалось добиться, в том числе и благодаря совместным обсуждениям проблемы членами МЭС и членами Комиссии, а также путем оперативной замены ряда членов Комиссии. Очередным шагом по повышению эффективности ее работы стало единогласное избрание А.В. Шаронова председателем Комиссии. Ранее организационные функции были возложены на ответственного секретаря.
В течение 2018 года Комиссия рассмотрела более 10 вопросов, вызывавших обеспокоенность либо конфликты среди участников рынка. Ряд из них закладывает важные индикативные параметры для делового оборота сторон. Так, например, поставщики и торговые сети подтвердили свою готовность прекращать договорные отношения с поставщиками фальсификата. Или недобросовестной практикой признано установление штрафов за недопоставку в размере более 15% от общей стоимости недопоставленного товара, а также применение штрафов, если стоимость недопоставленного товара составляет менее 5% стоимости соответствующего артикула в составе заказа.
Недобросовестными практиками признаны также:
- требование согласования поставщиком отдельных параметров заказа, если торговая сеть размещает его не в соответствии с ранее согласованным планом поставок;
- навязывание контрагенту величины штрафных санкций, выплачиваемых независимо от выполнения условий договора поставки, в процентах от оборота;
- навязывание контрагенту согласования оспариваемых им штрафов через остановку выплат дебиторской задолженности либо прекращение поставок;
- применение штрафных санкций за невыполнение договорных отношений в отношении прошедших периодов, по которым обеими сторонами подписаны акты сверки взаиморасчетов без предварительного согласования и подписания сторонами уточненного акта сверки взаиморасчетов.
С другой стороны, добросовестными практиками признаны:
- проведение взаимозачетов по оспариваемым контрагентом штрафным санкциям только с его письменного согласия;
- закрепление в договорах унифицированного подхода проведения сетями аудита производственных предприятий с обязательным согласованием его периодичности, содержания и т.п.;
- учет при выборе контрагента и заключении договора поставки фактов выпуска им небезопасных, контрафактных и фальсифицированных товаров.
Полный перечень принятых решений размещен на сайте Комиссии: http://codeofconduct.ru/desicion/
Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли В.Л. Евтухов следующим образом прокомментировал результаты последнего XVIII заседания Комиссии 7 декабря 2018 года: «Тот факт, что предприятия и отраслевые ассоциации начали активно обращаться в комиссию за рассмотрением конкретных вопросов, безусловно, является позитивным трендом и говорит о новом витке развития системы саморегулирования».
Опыт последних заседаний Комиссии в обновленном составе и под руководством избранного председателя демонстрирует ряд новых тенденций. Во-первых, по ряду проблем, поднятых ассоциациями поставщиков, принимались не решения, а проводился анализ на соответствие конкретным статьям КДП. В результате становилось очевидным, что существующий Кодекс дает ответ для решения поднятых проблем, однако далеко не все участники рынка знают его положения и не всегда готовы применять их к конкретным ситуациям. Во-вторых, рассматривая ряд представленных кейсов, Комиссия также отказалась от вынесения решений, ограничившись рекомендациями, направленными на повышение эффективности сотрудничества сторон через взаимную информацию и конструктивный диалог. В этом находит свое отражение тот факт, что далеко не все особенности взаимоотношений сетей и поставщиков могут и должны быть строго кодифицированы в Кодексе, а тем более в нормативно-правовых актах госрегуляторов. В третьих звучавшие предложения о внесении некоторых изменений в текст Кодекса (об установлении размеров неустойки, о назначении КДП-контролеров, о безопасности и качестве продукции) свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся конфликты и критические замечания, саморегулирование остается важным инструментом для большинства участников потребительского рынка. В третьих,
В настоящее время по инициативе председателя Комиссии начался поиск новых форматов работы в интересах повышения эффективности. Результаты этой работы найдут отражение в отчете следующего года. Одним из новых подходов, в частности, стало долгосрочное планирование заседаний и увеличение их частоты. На 2019 год запланировано шесть заседаний Комиссии, что повышает согласованность с работой президиума МЭС: 6 февраля, 12 апреля, 3 июня, 29 августа,2 октября, 6 декабря
Заключение
В результате последствий сложной социально-экономической ситуации 2015-2017 годов и недостаточного для их компенсирования роста доходов населения в течение 2018 года произошло существенное изменение потребительского поведения. Так, эксперты фиксируют массовый переход на потребление товаров и услуг более низкого ценового сегмента и снижение текущих расходов в целом. Это толкает производителей и поставщиков сокращать издержки, в том числе за счет сужения ассортимента и снижения потребительских свойств продукции, а торговлю заставляет отбирать поставщиков преимущественно по ценам поставки. В итоге неизбежное для сжимающегося рынка обострение конкуренции провоцирует ряд злоупотреблений: со стороны производителей и торговли в ущерб потребителям, а со стороны сетей в ущерб поставщикам. Предусмотреть и ограничить все их многообразие административными и законодательными мерами практически невозможно. Не удалось добиться этого ни за рубежом, ни в России, несмотря на принятие в 2009 году «Закона о торговле» и поправок к нему 2016 и 2018 года. Причина заключается в объективно существующих противоречиях интересов основных игроков потребительского рынка – производителей\поставщиков и розничной торговли (как сетей, так и неорганизованной торговли). В этих условиях появление МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик стало уникальным примером межотраслевого саморегулирования, не имеющего прецедентов в мировой практике (в Великобритании, например, Grocery Code объединяет одних только крупных ритейлеров).
Опыт нескольких лет работы МЭС и Комиссии, включая и события истекшего года, позволяет сделать несколько выводов:
- Наибольшего накала противоречия в рабочих отношениях сторон достигают в периоды подготовки и продвижения очередных изменений в «Закон о торговле». Из большого количества различных законопроектов, выдвигавшихся практически всеми парламентскими партиями, до окончательного варианта поправок в ФЗ-381 дошли пока только два. Однако, на фоне их обсуждения традиционно обострялись позиции сторон, что неизбежно приводило к замедлению процесса дальнейшего развития саморегулирования.
- По-прежнему в рамках рассмотрения конфликтных ситуаций между сторонами основное внимание уделяется отношениям между крупными федеральными сетями и малыми и средними производителями и поставщиками. Хотя в огромном многообразии форматов отношений (крупные/крупные, мелкие/мелкие, средние/крупные, средние/мелкие и т.д.) постоянно возникают свои конфликты интересов и различные виды злоупотребления так называемой рыночной властью, далеко не всегда принадлежащей предприятиям торговли.
- Характер и атмосфера дискуссий, а следовательно и практическая эффективность работы МЭС и Комиссии напрямую зависят от правильного выбора представляющих стороны ответственных лиц отраслевых союзов и ассоциаций. Поддержанию объективности в разрешении проблемных вопросов способствует также присутствие независимых экспертов (ТПП РФ, Союз потребителей России, МШУ СКОЛКОВО).
С учетом изложенного представляется возможным сформулировать следующие предложения на предстоящий период деятельности МЭС и Комиссии:
- Добиваться максимальной исполняемости Кодекса добросовестных практик всеми участниками МЭС. С этой целью продолжить поиск инструментов позитивного/негативного стимулирования участников рынка, в т.ч. через делегирование МЭС ряда функций отраслевых регуляторов. Содействовать расширению знаний о полезности положений КДП среди всех участников потребительского рынка. Просить заинтересованные ФОИВы подключиться к этой работе.
- Продолжить работу по актуализации текста Кодекса добросовестных практик с учетом изменений нормативно-правовой базы, экономической конъюнктуры, решений, вынесенных Комиссией по применению КДП по типовым ситуациям и конкретным кейсам.
- Добиваться дальнейшего расширения членства в МЭС через привлечение наиболее представительных отраслевых союзов и ассоциаций в интересах наибольшего представительства ведущих игроков потребительского рынка. На этой основе продолжить обсуждение проекта создания трехпалатного Совета рынка на основе действующей структуры МЭС и Комиссии по применению КДП.
Указанные выше предложения, на взгляд членов МЭС, представляющих как наиболее активных и организованных во влиятельные профессиональные союзы и ассоциации игроков рынка, так и общественные организации (ТПП РФ и Союз потребителей России), помогут снять имеющееся напряжение и конфликтность интересов в условиях сложившейся сегодня в стране непростой экономической конъюнктуры.
Со временем возможное включение отдельных норм саморегулирования в ФЗ-381 «О торговле» даст дополнительный положительный эффект, поскольку все большее количество цивилизованных игроков рынка будут вполне осознанно воспринимать Кодекс добросовестных практик в качестве негласной Конституции отрасли.
Приложение 1
Проект создания Совета рынка
Совет потребительского рынка объединяет в своем составе основные союзы и ассоциации, работающие в интересах потребительского рынка (сельхозпроизводители, производители и переработчики сырья, поставщики, торговля), а также представителей заинтересованных ФОИВов (Минпромторг, ФАС, Минсельхоз, Минэкономразвития, впоследствии, возможно, и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор).
Структура Совета включает: Палату поставщиков, Палату торговли, Палату государственных и общественных организаций (заинтересованные ФОИВы, Союз потребителей России и ТПП РФ), Комиссию по применению КДП, Конфликтную комиссию. Первые две Палаты уже дефакто существуют в рамках МЭС. Формирование третьей палаты потребует выпуска распоряжения Правительства РФ.
Принципы работы Совета:
- Палаты формируют вопросы, претензии, аргументы в отношении конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях сторон, и на регулярных (не реже одного раза в два месяца) заседаниях Совета обсуждают и выносят принципиальные решения по ним.
- По острым конфликтам, возникающим между конкретными сторонами, не носящими системного характера, но способным привести к серьезному ущербу одной из сторон, в оперативном порядке (не позднее, чем в недельный срок) собирается конфликтная комиссия в составе 2-3 представителей от каждой из палат. Принятое комиссией решение проходит заключение юридических служб СР и соответствующих ФОИВов после чего передается на утверждение СР и на его основании заинтересованный ФОИВ (либо ФОИВы) могут выпускать НПА, либо информационное (разъясняющее) письмо, вводящие таким образом, добросовестные практики в деловой оборот хозяйствующих субъектов. Выпуск НПА или письма возможен только после обсуждения на Совете и на основании соответствующего решения Совета. Это позволит участникам СР разрешать отдельные спорные ситуации в рамках претензионного порядка, установленного действующим законодательством, прежде чем обращаться в суд либо к регуляторам.
- В случае, если конфликты возникают в отношениях, регулируемых Кодексом добросовестных практик, вопрос передается на рассмотрение Комиссии по применению КДП, работающей на основании действующего Положения.
- Совет рынка сохраняет принятое в МЭС правило консенсуса, однако теперь оно распространяется не на каждого члена Совета, а на Палаты, что повышает их ответственность за принятие решений. При этом входящие в состав СР ФОИВы имеют право применения вето в случаях, если готовящиеся решения вступают в противоречие с действующим законодательством либо не соответствуют принятым Стратегиям развития отраслей, либо чреваты нарушением прав третьих сторон
Цели:
— добиваться соблюдения всеми участниками потребительского рынка общих правил делового оборота, основанных на Кодексе добросовестных практик;
— стремиться к добросовестному исполнению подписанных сторонами договоров;
— способствовать повышению эффективности взаимодействия сторон по всей цепочке поставок;
— всем участникам рынка быть нацеленным на максимальное удовлетворение потребностей населения.
Задачи:
— оперативно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры с целью максимально быстро разрешать возникающие в отношениях сторон конфликтные ситуации;
— объективно рассматривать такие конфликты на основе консенсуса самих участников рынка и правовой оценки регуляторов, становящихся участниками процесса;
— максимально расширять представленность профессиональных и отраслевых союзов и объединений участников рынка, стремясь создать необходимую критическую массу, способную заставить большую часть хозяйствующих субъектов принять цивилизованные правила Кодекса добросовестных практик.
Правительство Российской Федерации, после соответствующих согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,может выпустить директивный документ (постановление или распоряжение), наделяющий Совет полномочиями на рассмотрение и вынесение решений по всем возникающим конфликтам в отношениях хозяйствующих субъектов потребительского рынка. При этом участие официальных представителей ФОИВов в деятельности Совета и в принятии решений конфликтной комиссии Совета с правом вето будет, с одной стороны, гарантировать объективность рассмотрения и соответствие действующему законодательству, а с другой – даст возможность издавать, в пределах своей компетенции, нормативно-правовые акты либо информационные и разъяснительные письма, вводящие добросовестные практики в деловой оборот субъектов рынка, или же устанавливающие ограничения и запреты на недобросовестные практики, с соответствующими наказаниями, например, штрафами. Так, в частности, возможно внести в постановление правительства «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации для применения риск-ориентированного подхода» предложение об исключении плановых проверок по закону «О торговле» для участников СР.
Приложение 2
СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК
Торговые сети БЕЛЯКОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ Председатель Президиума АКОРТ Председатель Правления НААИР Президент СРО АНПФ Управляющий директор InfraONE | |
Независимые члены БОРИСОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Председатель НКО АУПР «Межотраслевой Экспертный Совет» Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Генеральный директор ММБА | |
Поставщики ДАНИЛЕНКО АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговли Председатель Правления «Союзмолоко» Член Совета директоров ООО «Русмолко» |
Поставщики КОСАРЕВ ИГОРЬ БОРИСОВИЧ Вице-президент холдинга «Русский Стандарт» Член Совета директоров НП «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП) | |
Поставщики ПРОТАСОВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ Руководитель АНО «Российская система качества» (Роскачество) Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации «Руспродсоюз» | |
Торговые сети СУЛЕЙМАНОВ РИНАТ АНВАРОВИЧ Председатель Совета Потребительского общества «РОСТ» Член Координационного совета Союза независимых сетей России Собственник сети «Тэмле» (Набережные Челны) | |
Торговые сети ТЫНКОВАН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ Член Президиума АКОРТ Президент и Председатель Правления «М.Видео»
| |
Независимые члены ШАРОНОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Председатель Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик Президент Московской школы управления СКОЛКОВО Заслуженный экономист РФ | |
Независимые члены ШЕЛИЩ ПЁТР БОРИСОВИЧ Председатель Coюза пoтpeбитeлeй РФ Председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка | |
Ответственный секретарь (без права голоса)
БУРМИСТРОВ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ Управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика»
|