Введение

15 лет тому назад вступил в силу Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», привычно называемый участниками рынка «закон о торговле». В результате дискуссий, сопровождавших его принятие, родилась идея создания независимого органа межотраслевого саморегулирования, которая вылилась сначала в создание неформальной площадки общения поставщиков, ритейла и независимых участников (в виде ТПП России и Союза потребителей России). Затем последовало учреждение в 2014 году юридического лица в форме НП «Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка», который в 2016 году был перерегистрирован в Минюсте в форме Ассоциации участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (МЭС) с кратким наименованием Совет потребительского рынка.

К 2020 году МЭС объединил в своем составе 15 ведущих национальных союзов и объединений производителей, поставщиков, розничной торговли и потребителей, став таким образом уникальным в своем роде инструментом решения проблем, возникающих во взаимоотношениях сторон. С этой целью члены МЭС разработали и единогласно приняли Кодекс добросовестных практик взаимоотношений поставщиков потребительских товаров и торговых сетей (КДП), согласованный ФАС, а также разработали и согласовали с Росстандартом соответствующий ГОСТ Р 56186.2-2016. Для рассмотрения в регулярном режиме возникающих между сторонами конфликтных ситуаций при МЭС образована Комиссия по применению КДП, действует Конфликтная комиссия в АКОРТ, а также КДП-контролеры и согласительные комиссии в торговых сетях — членах АКОРТ. Во многом благодаря этому за последние годы, несмотря на чрезвычайные условия пандемийных ограничений и санкционных сложностей, резко сократилось количество публичных конфликтов, в которые ранее нередко приходилось вмешиваться представителям исполнительной и законодательной властей.

Вместе в тем в отношениях поставщиков и торговли остаются нерешенные вопросы, часть из которых, судя по всему, не имеет универсального решения, т.к. аналогичные проблемы на постоянной основе присутствуют между обеими сторонами и в странах с развитыми экономиками: недостаточно развитое совместное планирование, спорные практики применения штрафов и т.п.

В интересах этой работы созданы и действуют сайты МЭС (www.npmes.ru) и Комиссии (www.codeofconduct.ru), а также новостной канал МЭС (https://npmes.ru/news/news-mes/). Регулярная деятельность осуществляется МЭС в виде заседаний, организуемых один раз в два месяца, к которым привлекаются все члены ассоциации, что позволяет поддерживать постоянный контакт между сторонами и отслеживать наиболее проблемные точки в их взаимоотношениях.

Итоги текущей работы МЭС за 2024 год представлены ниже и говорят о том, что проблемы в этих взаимоотношениях по-прежнему имеют место, хотя их количество и острота заметно снижены.

  1. О работе МЭС в 2024 году

Текущая работа МЭС строится на основе утверждаемого на год вперед графика проведения заседаний, который, как правило, выполняется с небольшими отклонениями, связанными с уточнением устраивающих всех членов ассоциации дат. В 2024 году в соответствии с графиком прошли шесть заседаний (86-е-91-е): 22 февраля, 22 апреля, 13 июня, 29 августа, 31 октября и 20 декабря соответственно. Согласно установленному регламенту все заседания МЭС начинаются с оглашения специально разработанного антимонопольного предупреждения.

Откликаясь на возникающие в течение года изменения социально-экономической ситуации и нормативно-правовой среды, члены МЭС запланировали и провели обсуждение целой серии проблем, носящих системный характер для всего потребительского рынка:

С учетом опыта прошлых лет на 86-м заседании МЭС участники коротко обсудили ситуацию, складывающуюся на начало года в соответствующих отраслях. Обмен мнениями и информацией был признан полезным, а обобщенная итоговая справка была разослана по всем членам МЭС. Представляется целесообразным продолжить данную практику и в будущем.

На заседаниях регулярно поднимались вопросы повышения эффективности работы МЭС, в частности, несколько раз обсуждался вопрос создания полноценного Секретариата МЭС. В конечном результате решено остановиться на реализации пилотного проекта – выделения по одному представителю от поставщиков и от торговли на общественных началах и предложить обеим сторонам подобрать конкретный кейс для отработки формата действий (Прим.: до настоящего времени нет ни того, ни другого).

Отдельной темой дискуссий в том числе и внутри «палат» стал порядок выбора представителей союзов и ассоциаций в состав Комиссии по применению Кодекса, где по ряду причин в течении короткого периода времени образовалось сразу несколько вакансий. В результате достаточно бурной полемики принято решение внести необходимые изменения в Устав МЭС и в Положение о Комиссии по применению КДП с целью их корреляции и приведения к общему знаменателю.

Неожиданным и по-своему негативным фактом 2024 года стал выход двух из трех организаций, представлявших в МЭС сторону торговли: Союз независимых сетей и Ассоциация малоформатной торговли. Каждая из них приводила собственные обоснования этого решения, однако, представляется, что это стало результатом неоднократно предлагаемого, но так и не реализованного официального оформления палаты торговли. В результате эту сторону представляет теперь только АКОРТ – мощная и действенная отраслевая ассоциация, однако средний и малый торговый бизнес, имевший ранее возможность озвучивать свою позицию в рамках дискуссий МЭС и Комиссии, теперь такой возможности не имеет, что, пожалуй, не только обедняет их содержание, но отчасти и мешает их объективности.

  1. О работе Комиссии по применению КДП

Как отмечалось в Отчете МЭС за 2023 год, последнее заседание Комиссии состоялось 24 марта 2022 года, после чего в ее работе наступил незапланированный перерыв. Среди причин сложившейся ситуации были как объективные, так и субъективные обстоятельства, описанные там же. Выполняя протокольное поручение 84-го заседания, председатель МЭС А.И. Борисов провел 17 ноября 2023 года неформальную встречу с действующими членами Комиссии, а затем в рамках нескольких заседаний 2024 года настоятельно просил членов ассоциации выдвигать соответствующие кандидатуры. В результате сегодня сформирован неполный, но достаточный для полноценной работы состав Комиссии.

 

Представители торговых сетей
Караваев Игорь ЕвгеньевичПредседатель Президиума АКОРТ
Вальков Виталий АнатольевичЗаместитель генерального директора по коммерции и маркетингу компании «Лента»
Представители поставщиков 
Косарев Игорь БорисовичВице-президент холдинга «Русский Стандарт», член Совета директоров Ассоциации производителей фирменных торговых марок «Русбренд «, Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП)
Панин Александр ВасильевичПредседатель НО «Рыбный Союз»
Айдиев Рустам АйдиевичИсполнительный директор, Национальный Союз Хлебопечения
Независимые члены 
Борисов Александр ИвановичПредседатель Ассоциации участников потребительского рынка «Межотраслевой Экспертный Совет»,

Председатель Совета по развитию потребительского рынка ТПП РФ,

Президент-генеральный директор ММБА

Даниленко Андрей ЛьвовичПредседатель Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, Президент Агропродовольственного фонда «СВОЕ»
Шелищ Пётр БорисовичСоредседатель Союза потребителей РФ, председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка
Ответственный секретарь (без права голоса) 
Бурмистров Михаил БорисовичУправляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика»

 

В то же время не может не беспокоить затянувшийся процесс определения третьего кандидадата от торговли, что становится принципиальным в связи с восстановлением работы Комиссии. Так, на 88-м заседании МЭС было принято решение о введении А.Л. Даниленко в качестве независимого члена Комиссии, и на 89-м заседании он был избран ее председателем.

4 декабря 2024 года состоялась рабочая встреча Комиссии в новом составе, где в качестве основной цели ее работы была признана «экспертная оценка текущих и будущих межотраслевых целей и задач». Было принято решение проводить заседание не реже 1 раза в квартал, темы в повестку дня предоставлять заранее и представлен примерный график заседаний на 2025 год. (Прим.: Первое полномасштабное заседание Комиссии состялось 28.01.2025 и войдет уже в отчет следующего года). Есть все основания полагать, что восстановление структуры Комиссии на базе новых членов позволит сделать ее работу более эффективной и полезной для МЭС и для потребительского рынка в целом.

Заключение

Основные итоги 2024 года оказались в целом весьма успешными как для поставщиков, так и для розничной торговли. Потребители по итогам года получили широкое обновление ассортимента продовольственного и непродовольственного сегмента, но очевидно, испытывали последствия значительного роста инфляции. В то же время рост конкуренции за каждого клиента в условиях высокой непредсказуемости заставляет обе стороны все более тщательно отслеживать изменения в настроениях и поведении потребителей и максимально учитывать их в разработке своих тактических и стратегических моделей работы.

На этом фоне отмечается постоянный рост активности и вмешательства в рабочие процессы потребительского рынка со стороны не только законных регуляторов, но и правоохранителей (Генпрокуратура), законодателей (Совфед и Госдума), общественных организаций. Регулярно повторяются попытки ввести госрегулирование цен на продовольственные товары, квотирование отечественной продукции на полках магазинов, использовать другие формы регулирования, контроля и прослеживаемости, чреватые непредсказуемыми издержками для всех форматов бизнеса.

В отношениях поставщиков и торговли, объединенных в союзах и ассоциациях – членах МЭС, в целом снизилась частота и острота конфликтных ситуаций. Благодаря наличию такой платформы регулярного диалога улучшились коммуникации и достигнуто более глубокое понимание позиций другой стороны. Вместе с тем очевидно, что часть возникающих по-прежнему проблем имеют либо временный, либо конъюнктурный характер, либо зависят исключительно от человеческого фактора. Другая же часть, судя по всему, не имеет универсального решения, т.к. аналогичные проблемы на постоянной основе присутствуют между обеими сторонами и в странах с развитыми экономиками. (Прим.: Об этом, в частности, свидетельствует справка МЭС о госрегулировании торговли в Великобритании, представленная членам МЭС и Комиссии в январе 2025 года).

С учетом изложенного выше представляется важным в предстоящий период сосредоточить работу МЭС и Комиссии на следующих направлениях: