Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Вестник потребительского рынка №208

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Руководитель МЭС,
Член Совета ТПП РФ,
Президент-генеральный директор ММБА
А.И. Борисов

ESG на потребительском рынке (2)

Климатический саммит СОР26 в Глазго грозился стать поворотным пунктом в вопросе изменения климата планеты. Однако его реальные результаты не могут не разочаровывать. Самый важный вопрос – выделения денег богатыми странами для компенсации бедным последствий климатических изменений – стал поводом для упреков первых последними о том, что обещанные 100 млрд долларов так и не были собраны ни в 2020, ни в 2021 годах и вряд ли будут даже в 2023 году. Будущее угля также пока под вопросом. Хотя большинство участников готовы отказаться от него в 2030-2040 годах, однако пять главных стран «сжигателей» угля – США, Россия, Китай, Индия и Австралия – не подписались под таким обещанием. Декларацию о нулевых выбросах автомобилей к 2040 году не подписали четыре крупнейших автопроизводителя – США, Китай, Германия и Франция. Глобальное обязательство о сокращении выбросов метана на 30% к 2030 году не подписали крупнейшие страны – источники этих выбросов – Россия, Китай и Индия. Одна из важнейших тем – цена на углерод – вообще выпала из итогового документа саммита.

То есть можно вроде бы сделать вывод о том, что для многих власть предержащих в мире климатическая угроза остается пока чисто умозрительной, а сегодняшние интересы превалируют над будущими проблемами…

Однако проведенный 30 ноября в ТПП РФ круглый стол «ESG на потребительском рынке» показал, что на самом деле именно в этом экономическом сегменте уже давно идут и постоянно ширятся позитивные перемены. Дело в том, что ни у одной из других отраслей нет столь обширной целевой аудитории как у потребительского рынка. Причем именно она чутко улавливает разрыв между собственными ожиданиями и реальным поведением участников рынка.

И хотя в России, в отличие от ведущих западных экономик, повестка ESG пришла не снизу от потребителей и общественного мнения, а сверху – от крупного бизнеса, работающего на глобальных рынках, от финансовых регуляторов, обязанных учитывать требования зарубежных коллег и от ФОИВов, вынужденных начинать разрабатывать соответствующие нормативно-правовые акты.

Однако, на российском потребительском рынке эта повестка, еще не будучи оформленной в эту аббревиатуру, существовала и ранее. Например, Александр Тынкован, основатель «М-Видео», напомнил недавно, что слоган компании «Нам не все равно» был сформулирован почти 10 лет назад, также как и переход на платные бумажные пакеты, организация сбора и утилизации бывшей в употреблении техники или выступивший руководитель ФПК «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов, отметивший, что ему легко было оформить Стратегию устойчивого развития компании, — достаточно перечислить более десятка уже осуществлявшихся инициатив и проектов. Или пример компании «Балтика», которая с 2015 по 2020 г. добилась снижения углеродного следа пива по всей цепочке поставок «от поля до бокала» на 7%.

Позднее, чем в Европе и США, у нас появляется и фактор давления общественного мнения. Но его влияние уже заметно и будет объективно расти с ростом доли поколений Y и Z. Уже сегодня 65% активного населения России составляют эти две генерации, реально ощущающие как свою зависимость от климатических изменений, так и свою ответственность за предотвращение наихудшего сценария. Помочь им в этом могут и должны все три движущих силы потребительского рынка: производители, торговля и регуляторы.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Главными приоритетами федерального бюджета на 2022-2024 годы станут в первую очередь социальные и оборонные расходы. Бюджет на 2022 год впервые с 2019 года сформирован с профицитом (доходы превышают расходы), профицит ожидается также и в бюджете на 2023 год. Так, планируется, что в 2022 году доходы федеральной казны составят 25,02 трлн рублей, а расходы – 23,69 трлн рублей. Профицит составит 1,32 трлн рублей, это 1% ВВП. На реализацию национальных проектов предполагается направить 2,74 трлн рублей.

Общий уровень инфляции уже едва ли угонится за ростом цен на АЗС. По данным Росстата, с конца 2020 года бензин марки АИ-92 подорожал на 8,2%, бензин марки АИ-95 – на 7,9%, марки АИ-98 – на 9,8%, а дизельное топливо повысилось в цене на 9,3%. Общая инфляция набрала с начала года 7,57%.

«Вкусвилл», один из крупнейших игроков на рынке, сообщил о запуске платной экспресс-доставки из ближайшего магазина за 30 минут стоимостью 149 рублей. Бесплатная доставка за два часа также осталась доступна. При этом, отмечают во «Вкусвилле», средний чек в экспресс-режиме чуть выше обычного, то есть платную доставку используют не как дополнение к бесплатной, а уже как альтернативу. Выход «Вкусвилла» на рынок экспресс-доставки сразу с платным предложением может служить ярким примером перехода этого сегмента на формат работы за счет пользователей.

В сентябре 2021 года в годовом выражении Россия заняла десятое место в мировом рейтинге экспортеров шоколада, опередив Швейцарию, рассказали в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД). Еще год назад Россия не входила в топ-10, занимая 11-е место с объемом экспорта 295,7 тыс. тонн на 729,2 млн долларов. На 10-м месте располагалась Швейцария с результатом 109,8 тыс. тонн на 753 млн долларов. По оценкам АСКОНД, в 2021 году экспорт российских сладостей увеличится на 19,1% — до 824,5 тыс. тонн на 1,68 млрд долларов. Эти показатели станут рекордными для отрасли и превысят экспорт в допандемийном 2019 году на 30,8%. На шоколад приходится более 51,5% поставок российских сладостей.

Для фермеров расширят возможности сбыта продукции напрямую потребителям, а производителям мяса и молока помогут с экспортом. Законы об этом сегодня публикует «Российская газета». Раньше фермерам разрешалось продавать свою продукцию только на рынках и ярмарках, теперь можно будет не ехать так далеко от дома, а торговать своими овощами прямо с грядки. Фермерам это позволит существенно снизить издержки на сбыт, а покупатель сможет приобрести свежую продукцию без торговых наценок. Продавать ее разрешается в специально оборудованных помещениях при фермерском доме или в нестационарном объекте. Главное – не нарушать почвенный слой. Размещение нестационарных торговых точек на самих пашнях и залежах запрещается.

Структура Beluga Group стала единственным участником торгов по продаже водочных товарных знаков «Старая Москва» и «Зимняя дорога». Это следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Эти марки входили в портфель алкогольной группы компаний «Кристалл-Лефортово», которая еще два года назад была признана несостоятельной. Представитель Beluga Group подтвердил, что компания приобретает эти бренды, она уже подписала соответствующее соглашение с «Кристалл-Лефортово». Производство водки под этими марками группа начнет в 2022 г. на своих заводах.

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с просьбой предложить властям Китая отменить новые правила маркировки замороженной продукции для экспорта в эту страну. Приказ Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, который вступает в силу с 1 января 2022 года, обязывает импортеров маркировать как внешнюю, так и внутреннюю части упаковки. Кроме того, помимо стандартного перечня информации (о производителе, его реквизитах, наименовании товаров, названии судна, района вылова и т.д.) нужно дополнительно указать регистрационные номера и адреса всех предприятий, имеющих отношение к экспортируемой продукции, включая промысловые, перерабатывающие и транспортные суда, а также склады-холодильники временного хранения. Это сделать невозможно.

По мнению экспертов НКР, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16%), то в 2020 году на первое место по рентабельности вышли воздушный (25%) и морской транспорт (11%). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (-1%). «Эта тенденция сохраняется в 2021 году и может даже усилиться в следующем», — считают аналитики.