Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка

ведущие игроки "от поля до прилавка" Российской Федерации

Отчет МЭС и КДП 2019

Краткий отчет

Ассоциации участников потребительского рынка

«Межотраслевой экспертный совет» (Совет потребительского рынка)

и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками

потребительских товаров о работе в 2019 году

Введение

Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) был зарегистрирован в Минюсте России в качестве некоммерческого партнерства в апреле 2014 года. В июне 2016 года в связи с изменением законодательства МЭС был перерегистрирован как Ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» (краткое наименование «Совет потребительского рынка»).

За истекший период с момента неформального образования (в 2010 г.) этой платформы постоянного открытого и равноправного диалога между ведущими национальными объединениями розничной торговли и производителей и поставщиков продовольственных товаров достигнуты следующие результаты:

  1. Разработаны и используются на практике ведущими игроками рынка такие важные инструменты саморегулирования, как Кодекс добросовестных практик взаимоотношений розничных сетей и поставщиков потребительских товаров (КДП), ставший основой национального стандарта ГОСТ Р 56876 6 2-2016) и Положение о Комиссии по применению Кодекса, которая стала своеобразным третейским судом, признанным полезным для разрешения широкого круга конфликтных ситуаций в отношениях сторон.
  2. Практически удвоилось (с 8 до 15) количество членов МЭС, представляющих ведущие отраслевые союзы и ассоциации потребительского рынка:

поставщиков: МЖСР (Масложировой Союз России), АСКОНД (Ассоциация предприятий кондитерской промышленности, EABWA (Евразийский альянс бутилированных вод), НМА (Национальная мясная ассоциация), РусБренд, Рыбный Союз, СПАП (Союз производителей алкогольной продукции), СОЮЗМОЛОКО, Союз российский пивоваров, Руспродсоюз;

торговли: АКОРТ, Союз независимых сетей России, Ассоциация малоформатной торговли;

независимых участников: Союз потребителей России, Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка.

  1. Представители основных регуляторов потребительского рынка – ФАС, Минпромторг, Минсельхоз – в целом поддерживают курс ведущих игроков рынка на продолжение усилий по развитию саморегулирования с учетом непростой социально-экономической конъюнктуры.

Далее описана практическая работа МЭС и комиссии по применению КДП за период с января по декабрь 2019 года.

 

Часть I. О работе МЭС в 2019 году

Благодаря утверждаемому на год вперед графику заседаний, работа МЭС в последние годы приобрела стабильный и регулярный характер. Так, в течение 2019 года состоялись 6 плановых заседаний Президиума и 2 внеочередных (14 февраля, 18 апреля, 20 июня, 29 августа, 17 октября, 19 декабря, 31 октября и 13 ноября соответственно). К участию в плановых заседаниях приглашаются все действительные члены МЭС, а также союзы и ассоциации, присоединившиеся к Кодексу добросовестных практик, но не вступившие в МЭС (например, РОСПиК, Рослегпром и другие), либо проявляющие интерес к работе совета (Национальный союз хлебопечения, Плодоовощной союз и другие).

В 2019 году продолжилось расширение числа членов МЭС: 29 августа на
62-м заседании Совета пятнадцатым членом стала Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД). Также произошла дальнейшая структуризация МЭС: 19 сентября на заседании Палаты поставщиков ее председателем единогласно был избран директор по развитию Руспродсоюза Д.В. Востриков. Таким образом в структуре совета завершилось формирование двух палат, где с другой стороны Палату торговли возглавляет председатель правления АКОРТ С.Ю. Беляков.

Откликаясь на возникающие в течение года изменения деловой среды, члены МЭС консенсусом согласовали ряд официальных писем, направленных в соответствующие органы управления:

  • На имя председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева – коллективное обращение с выражением обеспокоенности в отношении планов широкомасштабной цифровой маркировки потребительских товаров и просьбой не распространять ее на новые категории товаров до проведения широкого обсуждения с бизнесом;
  • На имя директора департамента внутренней торговли Минпромторга Н.В. Кузнецова – позиция МЭС о нецелесообразности ограничения розничных продаж безалкогольных тонизирующих напитков, как нерыночной меры, нарушающей единство экономического пространства страны и наносящей вред складывающейся в России конкурентной среде;
  • На имя руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева – письмо с просьбой поддержать предложения МЭС об оптимизации проведения розничными сетями «производственных аудитов» на предприятиях, производящих продовольственную продукцию, по единому чек-листу. По результатам проведения пилотного проекта 10-15 аудитов предложено провести открытое обсуждение в рамках МЭС.

Анализируя опыт обсуждений прошедшего года и предыдущих лет можно сказать, что на зрелых рынках развитых стран саморегулирование первично и по мере необходимости дополняется госрегулированием. В нашей стране первично госрегулирование, которое пытается решить все многообразие проблем взаимоотношений сторон с помощью общих универсальных решений. Поэтому МЭС пытается в своей работе преодолеть существующие препятствия на пути саморегулирования с помощью следующих подходов.

  1. Очевидное и неискоренимое наличие внутренних противоречий двух сторон (поставщиков и торговли) – в их коммерческих отношениях, когда каждый заинтересован в первую очередь в получении для себя максимальной прибыли, в том числе и за счет контрагентов. Именно поэтому нигде в мире до сих пор не найдено решение проблемы этих отношений. Задача МЭС в этой ситуации добиваться прозрачности, обоснованности, соразмерности и взаимности в действиях сторон, чтобы избежать перерастания противоречий в открытые и громкие конфликты с вовлечением регуляторов и законодателей в их разрешение. При этом сама площадка МЭС позволяет в рабочем порядке снимать острые конфликты в отношениях отдельных производителей и конкретных сетей и тем самым улучшать общую ситуацию на продовольственном рынке.
  2. Структура потребительского рынка, пожалуй, как ни в одной другой отрасли, состоит из разноплановых по масштабам, длительности существования, прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов, число которых исчисляется сотнями тысяч в торговле и десятками тысяч у поставщиков. В зависимости от складывающихся цепочек поставок их отношения варьируются (крупные-малые, малые-средние, малые-крупные и т.п.) таким образом, что т. наз. рыночная сила переходит от одной стороны к другой. Это серьезно осложняет выработку универсальных рецептов для всех существующих вариантов. В связи с этим задача МЭС заключается в мониторинге и анализе основных складывающихся практик взаимоотношений сторон и определении их добросовестности на основании диалога представителей сторон с участием «независимых» членов МЭС (Союз потребителей России и ТПП РФ). Конкретные решения и формулировки принимаются на площадке Комиссии по применению КДП, а затем обсуждаются и, как правило, акцептуются членами МЭС.
  3. Имплементация признанных обеими сторонами в качестве добросовестных практик в текущую деятельность сталкивается с противодействием со стороны линейного персонала, поскольку поставленные перед ним задачи по достижению конкретных коммерческих результатов часто базировались именно на практиках, признанных теперь обеими сторонами недобросовестными. Задача МЭС на этом направлении заключается в убеждении руководства компаний-лидеров рынка в необходимости не только признать объективную полезность Кодекса добросовестных практик, но и добиваться внедрения этого понимания по всей цепочке управления, вплоть до конечных исполнителей, на уровне которых чаще всего и возникают острые конфликтные ситуации.

В течение 2019 года для практического решения этого подхода были впервые апробированы новые форматы: «4 × 4» (обсуждение конкретных проблем узким составом участников на уровне первых лиц компаний и отраслевых союзов).

Получила развитие практика внедрения механизмов для разрешения споров на двухсторонней основе. Высокую активность на этом направлении проявили торговые сети – члены АКОРТ, в большинстве которых в течение 2019 года созданы специальные согласительные комиссии, и назначены независимые (замыкающиеся на руководство компаний) КДП-контролеры.

Конкретными результатами этих подходов в 2019 году стали: установление приоритета положений КДП по отношению к действующим договорам поставки руководством практически всех федеральных торговых сетей, входящих в АКОРТ, а также подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве торговых сетей и поставщиков/производителей потребительских товаров. В нем признается роль КДП как основополагающего документа для дальнейшего развития саморегулирования на потребительском рынке.

Меморандум, в частности, подтверждает готовность сторон продолжить разработку новой редакции КДП с учетом его соответствия требованиям законодательства РФ, а также деловым практикам отношений сторон. При этом до согласования новой редакции Кодекса стороны согласны воздерживаться от инициатив и поддержки новых изменений в ФЗ-381 «О торговле», способных увеличить регуляторную нагрузку на обе стороны.

Идеальных документов, как и идеальных практик взаимоотношений в реальной жизни не бывает. По итогам дискуссий сторон в течение истекшего года были сняты многочисленные противоречия по проекту КДП 2.0, однако не удалось достичь консенсуса в отношении окончательной редакции статьи 12 КДП. Не помогло и вмешательство регулятора в лице Минпромторга. Вместе с тем это не остановило намерения членов Совета продолжать развитие саморегулирования на потребительском рынке через более ответственное поведение в отношении партнеров и потребителей, дальнейшую выработку стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам, а также механизмов контроля за соблюдением выработанных самим сообществом требований.

Часть 2. О работе Комиссии по применению КДП в 2019 году

В соответствии с Положением о Комиссии в ее задачи входят:

  1. Содействие использованию Кодекса во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками.
  2. Разработка рекомендаций по типовым ситуациям и спорам, возникающим между торговыми сетями и поставщиками.
  3. Разрешение споров между торговыми сетями и поставщиками, связанных с применением Кодекса.
  4. Анализ эффективности применения Кодекса.
  5. Выработка рекомендаций по изменению и дополнению Кодекса.

С момента создания Комиссии в 2013 году ее члены собирались 25 раз и рассмотрели около 50 острых проблемных ситуаций взаимоотношений сетей и поставщиков, по которым были вынесены конкретные решения, а также более 110 типовых ситуаций, по которым были подтверждены положения, содержащиеся в Кодексе добросовестных практик либо подготовлены дополнительные уточнения и разъяснения.

В организационном плане в связи с изменениями в руководстве Союза независимых сетей России (СНСР) новый руководитель Союза Д.Ю. Шадрин сменил представителя Союза Р.А. Сулейманова.

В октябре 2018 года было принято радикальное решение изменить неформальный порядок работы Комиссии без председателя. Единогласно председателем был избран руководитель МШУ СКОЛКОВО А.В. Шаронов, который в свою очередь подключил к обеспечению деятельности Комиссии Центр развития потребительского рынка МШУ. Все это принесло свои плоды в 2019 году и выразилось в том, что работа Комиссии значительно активизировалась (проведено рекордное количество заседаний – 9), а также стала более системной и упорядоченной (установлен порядок распределения задач по подготовке повестки и протоколов заседаний).

Активизация деятельности в рамках саморегулирования позволила более ясно выявить существующие противоречия между участниками рынка, что нашло отражение и на заседаниях Комиссии, а именно:

  1. Преобладание краткосрочных интересов и целей, что препятствует гармонизации бизнес-стратегий как основы согласованного развития продовольственного рынка.
  2. Различные условия ведения хозяйственной деятельности субъектами, наиболее значимыми из которых являются привлечение финансовых ресурсов и рыночная асимметрия доступа к информации.

Отдельно нужно выделить проблемы организации работы Комиссии:

  • отсутствие механизмов и установленных процедур оперативного рассмотрения споров между участниками рынка;
  • неприменение принципа состязательности сторон при рассмотрении споров;
  • отсутствие системы мониторинга соответствия деятельности компаний нормам Кодекса.

Для решения данных задач были предприняты следующие действия.

В течение года были проведены встречи и консультации с первыми лицами компаний для их непосредственного вовлечения в развитие добросовестных практик взаимодействия торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров. Результатом данных действий стало принятие крупнейшими торговыми сетями внутренних нормативных актов о признании приоритета положений КДП в отношении договоров поставки, формирование внутри компаний института
КДП-контролёров, а также подготовка Палатой торговли перечня решений Комиссии, которые, по мнению членов палаты, нуждаются в пересмотре.

Во второй половине 2019 года были подготовлены и подписаны Соглашения о сотрудничестве Комиссии с Минпромторгом, с Минсельхозом и ФАС РФ, что можно рассматривать в качестве первого шага на пути формирования системы мотивации выполнения норм Кодекса участниками рынка.

Разработан институт урегулирования споров на уровне компаний посредством работы КДП-контролёров, для систематизации деятельности которых разработан проект Временного положения о контроле соблюдения норм КДП на продовольственном рынке. Проведены рабочие встречи председателя Комиссии с КДП-контролерами и независимых членов Комиссии с представителями торговых сетей.

Также в конце 2019 года запущен реестр компаний, присоединившихся к Кодексу. На данный момент ведется работа по вовлечению компаний из ассоциаций-членов МЭС к размещению информации в реестре.

Все это стало важным вкладом в дальнейшее формирование институциональных условий для развития саморегулирования на потребительском рынке, но и выявило углубляющиеся противоречия между участниками потребительского рынка, которые объективно обоснованы его неоднородностью.

В практическом плане в течение года Комиссия провела 7 заседаний. В ходе XIX заседания Комиссии (13.02.2019) принято принципиальное решение рекомендовать всем организациям, присоединившимся к Кодексу добросовестных практик, исключить из типовых договоров, размещенных на сайтах, все положения, не соответствующие КДП.

XX заседание Комиссии (12.04.2019) стало первым, на котором было рассмотрено обращение сети в отношении контрагента-поставщика. Ранее все обращения к Комиссии исходили от поставщиков. В качестве недобросовестной практики было признано оспаривание штрафов за пределами срока, установленного в договоре. Добросовестной практикой названо уведомление контрагента о несогласии со штрафом в течение 5 рабочих дней.

На XXI заседании Комиссии (03.06.2019) продолжилось уточнение ряда формулировок ранее принятых решений Комиссии, а также принят к рассмотрению список предложений АКОРТ по пересмотру ряда решений Комиссии, не соответствующих, по мнению представителей торговых сетей, сложившимся практикам делового оборота и затруднительных для практического исполнения.

XXII заседание Комиссии приняло решение о необходимости соразмерности штрафов последствиям нарушений и недобросовестности практики осуществления зачетов или удержания сумм штрафов пока идет урегулирование споров в их отношении.

XXIII заседание Комиссии (17.10.2019) было посвящено рассмотрению списка предложений АКОРТ (см. выше). В результате подавляющее большинство решений Комиссии, к которым были замечания сетей, были скорректированы лишь в незначительной степени.

На XXIV заседании (28.10.2019) было завершено рассмотрение предложений списка АКОРТ, в частности, два из них были приняты в новой редакции: о привязке размера вознаграждения за достигнутый объем продаж к реальному объему, о проведении взаимозачетов по оспариваемым штрафам только с письменного согласия контрагента.

Заключительное XXV заседание года (6.12.2019) было посвящено рассмотрению вопросов обоюдной ответственности сторон за нарушения условий договоров, оценке соответствия размера неустойки за несвоевременное представление сопроводительных документов в связи с принятием или отказом налоговым органом «входного» НДС к вычету. Также признан недобросовестной практикой необоснованный отказ одной из сторон от передачи спора на рассмотрение Комиссии.

Заключение

Опыт работы МЭС истекшего года и предыдущего периода говорит о том, что все проблемы взаимоотношений сторон (поставщики/торговля) решить не удалось и, скорее всего, окончательно решить по объективным причинам просто невозможно. Сложность согласования позиций определяется преобладанием у участников рынка, а следовательно, и у объединяющих их ассоциаций краткосрочных интересов и целей; а также различными условиями ведения хозяйственной деятельности и соответствующими KPI.

В то же время результаты многочисленных обсуждений и дискуссий в рамках Недели российского ретейла и последних заседаний МЭС и Комиссии по применению КДП показывают, что сегодня есть очевидный шанс придать саморегулированию реальный импульс к развитию.

Во-первых, ФОИВы сегодня единогласны в том, что нужно остановить дальнейшее нормотворчество, создающее только новые трудности как торговым сетям, так и поставщикам в их практической деятельности. Во-вторых, и ФАС, и Минпромторг признают, что КДП, при всей его критике, сыграл положительную роль в разрешении особо острых конфликтов между сторонами. Наконец, в третьих, особый синергетический эффект оказало появление новых, высокопрофессиональных и активно вовлеченных в процесс личностей – С. Белякова в Палате торговли, И. Косарева – в Палате поставщиков и, разумеется, А. Шаронова в качестве председателя Комиссии по применению КДП.

Благодаря этому уже в 2019 году удалось достигнуть важных практических результатов:

  • Решение крупнейших сетей-лидеров рынка FMCG о приоритете Кодекса добросовестных практик над действующими договорами поставки.
  • Подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве торговых сетей и поставщиков/производителей потребительских товаров.
  • Создание согласительных комиссий и назначение КДП-контролеров в торговых сетях.
  • Принципиальное согласование важных параметров договора поставки 95-15-30.[1]
  • Создание единого публичного реестра хозяйствующих субъектов, присоединившихся к КДП.

В дальнейшем МЭС предстоит выполнить ряд важных задач:

  • Добиваться максимальной исполняемости Кодекса добросовестных практик всеми участниками МЭС. С этой целью продолжить поиск инструментов позитивного/негативного стимулирования участников рынка, в т.ч. через делегирование МЭС ряда функций отраслевых регуляторов. Содействовать расширению знаний о полезности положений КДП среди всех участников потребительского рынка. Просить заинтересованные ФОИВы подключиться к этой работе.
  • Продолжить работу по актуализации текста Кодекса добросовестных практик с учетом изменений нормативно-правовой базы, экономической конъюнктуры, решений, вынесенных Комиссией по применению КДП по типовым ситуациям и конкретным кейсам. Нацеливать эту работу на формирование перспективной модели саморегулирования продовольственного рынка РФ через разработку проектов возможных нормативных актов и организацию проведения комплексной совместной оценки влияния законодательных инициатив на практическую деятельность участников рынка.
  • Добиваться дальнейшего расширения членства в МЭС через привлечение наиболее влиятельных отраслевых союзов и ассоциаций в интересах широкого представительства ведущих игроков потребительского рынка. Шире использовать систему урегулирования конфликтных ситуаций на уровне компаний через информирование и посредничество палат поставщиков и торговли на платформе МЭС. Продолжить использование формата «4 × 4» (вовлечение в процесс обсуждения и принятия решений первых лиц компаний).

Указанные выше предложения помогут снять имеющееся напряжение и конфликтность интересов сторон в условиях сложившейся сегодня в стране непростой экономической конъюнктуры. Со временем возможное включение отдельных норм саморегулирования в ФЗ-381 «О торговле» даст дополнительный положительный эффект, поскольку все большее количество цивилизованных игроков рынка будут вполне осознанно воспринимать Кодекс добросовестных практик в качестве негласной Конституции отрасли.

[1] Данный тезис не был поддержан РусБрендом.

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn